Когда веришь в свое дело и точно знаешь, каким будет твой следующий шаг, приходит ясное понимание, куда расти.
Еще тридцать лет назад Шебекино был третьим городом в регионе по количеству промышленных предприятий. Сегодня уцелели, и то частично, единицы из них. Промзона города начинается некогда гордостью района, да, пожалуй, и страны – Химическим заводом, в народе прозванным «трубой». Труба высотой 102 метра и сейчас возвышается над полуразрушенными производственными корпусами с выбитыми окнами. Картина довольно безрадостная.
Завод был основан после Великой Отечественной войны. В 1948 году завезли оборудование одного из немецких химических предприятий и установили в старых корпусах сахарного завода «Профинтерн». После запуска, в 1953 году, химзавод специализировался на выпуске синтетических жирных кислот, потом освоил выпуск синтетических жирозаменителей – исходного сырья для производства мыла, различных синтетических моющих средств, а затем для каучука, масел и смазок, парфюмерных и косметических препаратов. Если раньше для этих целей использовались растительные масла, то новый комбинат перерабатывал малоценный продукт нефтепереработки – твердые и жидкие парафины. На предприятии еще в конце 80-х трудились почти 4 тысячи высококлассных специалистов.
Вместе с заводом развивался и город, появлялись другие предприятия химической промышленности, например, Биохимический завод, где производился кормовой концентрат L-лизин – незаменимая аминокислота, широко применяющаяся во всем мире в качестве балансирующей добавки для покрытия дефицита белка в растительных кормах. Проектная мощность завода составляла 5,5 тысяч тонн лизина в год.
В городе было три профтехучилища, где готовили специалистов для предприятий города. Одно из них – Шебекинское техническое училище №2 – выпустило немало людей, чьи имена сейчас на слуху. И многие из них разными путями пришли в сферу производства. К слову, город и сегодня остается одним из центров развития химической промышленности. В гораздо меньших масштабах, конечно, но для относительно молодого российского бизнеса это лишь начало.
Оставив печальные руины химзавода, мы повернули на улицу Матросова и подъехали к современному зданию «Агроакадемии», за которым разместилось предприятие, производящее кормовые добавки. А уже в начале следующего года будет пущен новый цех по производству кормов для домашних животных и рыб ценных пород (осетровых, лососевых). На столе у директора разложены пакетики с образцами гранул различной формы и величины, аппетитный сухой корм для домашних питомцев в виде миниатюрных кусочков мяса, разноцветных рыбок и косточек. Все это будет возможно производить на новой технологической линии.
Сергей Лиман – директор «Агроакадемии» – показывает буклеты с образцами и признается, что никогда в жизни не планировал заниматься тем, чем занимается сейчас. И мы вместе с ним возвращаемся лет на тридцать назад, когда еще химзавод работал на полную мощность, и казалось, что так будет всегда.
Судьбоносное ядро
Сергей Лиман с детства увлекается футболом. До недавнего времени тренировал детей в родном Волчанске. «Футбол – это самая коллективная игра. На поле 11 игроков. Да и само поле в шесть раз больше волейбольного или баскетбольного. Тайм в четыре раза длиннее – нужна выносливость. И ты не можешь играть сам по себе, а должен видеть поле, постоянно просчитывать действия на ход вперед, оценивать расстановку игроков не только своей команды, но и команды противника, – рассказывает Лиман. – Это очень помогает и в жизни, и в бизнесе».
Кроме футбола, увлечений было множество: танцы, баян, в шестом классе Сергей своими руками собрал мопед. Он и сейчас может починить любую механическую вещь. Но футбол всегда был на первом месте. Будучи разрядником почти по всем видам спорта, Сергей Лиман, тем не менее, не смог поступить в институт физкультуры. Химия и биология победителю областных олимпиад дались легко, так же, как и бег на сто и тысячу метров, а вот толкание ядра Сергей завалил – готовился метать гранату. Растерянный спортсмен приехал из Волчанска в Шебекино и поступил в техническое училище №2 по специальности компрессорщик холодильных установок. Практику проходил на Витаминном комбинате. И после досрочного окончания училища, уже вполне осознанно, поступил в Харьковский политех на факультет химического машиностроения.
После окончания института Лиман хотел остаться в родном городе. На последнем курсе приезжал военпред отбирать выпускников на Волчанский агрегатный завод. Сергея четыре раза вызывали на место распределения, из Киева было представление из Министерства авиации. Но в итоге ничего не получилось. И тут, впервые за двадцать лет, появилось четыре места на Шебекинском химическом заводе.
И он снова, в 1987 году, попал в Шебекино – устроился мастером по ремонту оборудования на химзавод. К слову, большинство инженеров, которые там трудились, окончили Харьковский политех. Работать было интересно. Оборудование, реакции, режим ведения процессов – все было на высочайшем уровне. Один цех был полностью оснащен английским оборудованием. В цеху, где трудился Сергей, аппараты высокого давления были изготовлены в Иркутске, насосы и компрессоры – итальянские. Объемы производства впечатляли молодого специалиста, энергия била через край. Это было время, когда он строил дом, играл за три команды и растил двоих детей. Сергей Лиман уверен, что все можно успеть, если правильно спланировать время.
Новый поворот
А время менялось стремительно. Наступили 90-е со всеми вытекающими последствиями. Плановая экономика почила вместе с Союзом, а к рыночной предприятия быстро приспособиться не сумели. Поставки парафина, из которого получали синтетические жирные кислоты, шли из Чечни, и с началом первых волнений прекратились. Начались, одно за другим, банкротства когда-то мощных предприятий.
В 1994 году профессор Валерий Правдин пригласил Сергея Лимана возглавить коммерческую службу на Биохимзаводе. Тогда на производстве открывали отдельную структуру – торговый дом – и через нее закупали сырье, отдавали на переработку, а затем сбывали готовую продукцию. После колоссального размаха химзавода и оборудование, и технологические процессы, и объемы нового производства вызывали у молодого инженера лишь скептическую улыбку. Но надо было кормить семью. Чем только не приходилось Сергею заниматься в свободное время: гонял машины из-за границы, врезал люки, сам ремонтировал, продавал. К тому же, еще во время учебы в институте он четыре года работал в Казахстане в стройотрядах, где и освоил все строительные специальности.
Тем временем, начинало возрождаться сельскохозяйственное производство. Уже тогда стало понятно, что рынок кормовых добавок в России очень ёмкий. Таким, кстати, он остается и сейчас. Но в 90-х мы значительно отставали в технологиях от западных компаний, чем они и воспользовались. Конкурировать было сложно без серьезной технической реконструкции предприятий, их автоматизации. Но все это требовало финансовых вливаний, тогда как средств едва хватало на то, чтобы выжить. Уже работая заместителем директора Биохимзавода, Сергей Лиман был вынужден подрабатывать по ночам.
И когда в 2000 году владельцы химзавода пригласили Сергея в Москву управлять другими их предприятиями, он согласился. Но через год вернулся обратно. Сегодня в это трудно поверить, но в начале 2000-х в области только начиналось возрождение животноводства и птицеводства. Начиналось с программы, стимулирующей занятие свиноводством на личных подворьях. Была потребность в недорогих препаратах. «Мы решили торговать витаминами и микроэлементами для кормов, большую часть которых завозили из соседней Украины, – рассказывает Лиман. – А потом и сами стали смешивать». Установку для производства Сергей Лиман сконструировал сам.
В полный рост
Впрочем, Лиман всю сознательную жизнь всё делал сам. «Чтобы иметь много денег, есть два способа, – говорит предприниматель. – Первый – это много зарабатывать, что мало у кого получается. Другой – мало тратить. Если вы хотите в ванной положить плитку, то должны заплатить за саму плитку и столько же – за работу. Как сэкономить половину? Положить плитку самому. Я всегда так и делал. И на своем производстве я сделал все сам».
В 2003 году появилась «Агроакадемия», выпускающая известные по всей стране и за ее пределами витаминно-минеральные концентраты под торговой маркой «Светоч». Стартуя с одного смесителя, на котором в 2004-м изготовили одну тысячу тонн кормовых добавок, пришли в день сегодняшний, когда предприятие реализует 14500 тонн в год. Попутно Сергей Лиман брался за реализацию интересных для себя проектов, например, построил знаменитый Завод премиксов №1. Всего за полгода. На сегодняшний день завод покрывает потребность в премиксах местных агрохолдингов.
Со всем обретенным опытом Лиман вплотную занялся развитием собственного предприятия. Делали все сами и на свои, не привлекая кредитных средств. В результате производство сконструировано россиянами, использует собственные технологии, собрано из отечественного оборудования, а произведенная продукция в основном состоит из отечественного сырья и потому не зависит напрямую от курса валют. К слову, последние пять лет цены на отдельные виды продукции «Агроакадемии» не повышались. Вот вам импортозамещение в действии.
Продажа готовой продукции строится на личном общении. При этом в компании совсем не большой коммерческий отдел. Поскольку так сложилось, что большая часть покупателей находится за пределами области, то проще заключить агентские договоры с людьми на местах, которые и местный рынок лучше знают, и смогут более оперативно среагировать на непредвиденные ситуации. Хотя наряду со стабильно высоким качеством продукции в «Агроакадемии» всегда жестко соблюдаются сроки поставки. Животным ведь не объяснишь, что машина сломалась или водитель заболел. Поэтому Лиман и эти вопросы контролирует лично. На кону репутация компании.
Вширь и вглубь
Идею строительства цеха по производству кормов для рыб и домашних животных Сергей Лиман подхватил на волне бурно развивающегося промышленного рыборазведения. По его мнению, рынок этот в ближайшие годы будет только расти. Причем от открытых водоемов, где сложно исключить все риски, будет смещаться к УЗВ – установкам замкнутого водоснабжения, где рыба выращивается в бассейнах с высокой плотностью посадки. УЗВ для выращивания и содержания рыб уже используются в мире примерно 30 лет. А для такого способа рыборазведения необходимы и качественно другие корма.
Проект нового производства был защищен перед правительством области и получил «зеленый» свет для скорейшей реализации. В рамках проектного управления получение разрешения на строительство, подведение и подключение коммуникаций и прочие формальности, которые могли занять годы, ускорились в разы.
Стоимость нового инвестиционного проекта «Агроакадемии» составила почти 500 млн рублей. Без кредитных средств в этот раз не обошлось. Цех мощностью 50 тысяч тонн в год оснащен технологической линией от ведущих европейских и американских производителей. Производство будет полностью автоматизировано, что позволит свести к минимуму риск, связанный с человеческим фактором, и производить гранулу любой заданной плотности и нужных технологических параметров. Благодаря варочной экструзии гранулы не раскисают в воде до двух дней, а их усвоение достигает 94%. Это позволит сохранять чистоту воды и сократить потери при кормлении.
Когда не только веришь в свое дело, но и точно знаешь, каким будет твой следующий шаг, приходит ясное понимание, куда расти. Этому нельзя научиться на тренингах или мастер-классах. Этот путь можно только пройти самому. Ошибаясь, набивая шишки, постоянно обучая и передавая знания команде, без которой крепкого бизнеса не построишь. А команда – это когда каждый четко знает, что должен делать, и стремится к результату. По большому счету, бизнес мало чем отличается от футбола – то же поле, где твоя команда против команды противника-конкурента должна играть лучше, быстрее, точно пасовать и просчитывать ситуацию на шаг вперед. Тогда все обязательно получится.
Наталия Чернышова
Белгородский бизнес-класс, №11, ноябрь, 2015.