Глава Воронежской области рассказал о внедрении в региональном правительстве системы KPI, импортозамещении и программе помощи детям с расстройствами аутического спектра
Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев рассказал, как в региональном правительстве внедряется система KPI, насколько область продвинулась в вопросе импортозамещения, а также о реализации программы помощи детям с расстройствами аутического спектра.
- В июне на заседании рабочей группы Госсовета вы раскритиковали ряд федеральных министров за пренебрежение мнением регионов при составлении антикризисного плана. Вас услышали? Что-нибудь изменилось?
- При подготовке проекта антикризисного плана, на мой взгляд, недостаточно было обеспечено взаимодействие между федеральными и региональными органами исполнительной власти. Считаю, эта тема слабого взаимодействия продолжает оставаться актуальной. В условиях серьезных ресурсных ограничений, сокращения расходов из бюджетов разных уровней необходима более выверенная финансово-экономическая политика. При этом следует усилить взаимодействие власти с бизнес-сообществом и принимать такие решения, которые потом адекватно воспримут хозяйствующие субъекты, построить правильную кредитно-финансовую политику, ориентированную на реальный сектор экономики. И только такой подход приведет к росту производства продукции.
Мы видим, что на первом этапе много внимания было уделено стабильности банков. Но в то же время на нашем, региональном, уровне остается проблема у многих предприятий и организаций, которые до сих пор справедливо сетуют на недоступность и дороговизну кредитов.
Другая, но важная тема - существующая сейчас система государственного управления в части органов исполнительной власти неадекватна сегодняшним задачам. В этой сфере требуется немедленно проводить реформу. В областном правительстве сейчас мы внедряем систему KPI (ключевые показатели эффективности, система по контролю за эффективностью сотрудников. - ТАСС), чтобы каждый чиновник, каждое должностное лицо, каждая структура органов исполнительной власти имели ключевые показатели эффективности своей деятельности и работники системы государственного управления не только понимали, какие цели им необходимо обеспечивать, но и несли ответственность за результат. Эта система известна на Западе, где уже эффективно используется как в бизнесе, так и в органах государственного и муниципального управления. Ее нужно повсеместно вводить и по всей России.
Я назвал бы еще одну острую проблему: отношение правоохранительной системы к бизнесу. Понятно, что, с одной стороны, перед правоохранительными органами стоит задача навести порядок в экономике страны, но, с другой стороны, на местах в реальной жизни происходят перегибы из-за целого ряда проблем - низкой профессиональной пригодности тех, кто призван этот порядок наводить, их давления на бизнес с целью личных интересов и даже посредничества для сведения счетов между конкурентами. Есть много примеров, когда субъекты малого бизнеса отказываются от тех или иных видов поддержки, потому что, еще не успев получить финансовые средства, сталкиваются с многочисленными проверяющими, которые заведомо рассматривают их как потенциальных нарушителей. В результате, когда перед бизнесом стоит задача выжить в сегодняшних непростых условиях, предприниматели ощущают больше проблем не из-за внешних факторов, а из-за того, что происходит внутри страны. И это настораживает. В условиях недоверия, неуважения и даже агрессивности по отношению друг к другу становится невозможно работать на созидание.
- Какие вы видите выходы из этой ситуации?
- Если коротко, то необходимо срочно менять всю систему государственного управления исполнительной власти, усиливать общественный контроль на всех уровнях, в первую очередь за деятельностью контрольно-надзорных и правоохранительных органов.
- Одной из главных тем для регионов сейчас является импортозамещение. Насколько Воронежская область продвинулась в этом вопросе, вы довольны результатом? Регион столкнулся с какими-либо проблемами?
- Процесс импортозамещения не может осуществляться в течение краткосрочного периода и вообще планироваться на период каких-либо санкций или антисанкций. Что значит начать производить новые объемы дополнительной продукции? Для этого сначала надо найти инвестиции, разработать проектно-сметную документацию, потом пройти фазу строительства, к примеру завода, и только затем можно обеспечить выпуск продукции. В среднем на это понадобится около трех лет. А в это время санкции могут быть и отменены. И как в таких условиях инвесторам реализовать свои планы? Импортозамещение - это очень важная задача, но она долгосрочная и должна основываться на стратегическом экономическом подходе, а не привязываться к санкциям. Сегодня основной фактор, который стимулирует к импортозамещению, это дешевый рубль, что повышает естественную конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей по ряду продукции, в частности продовольственной и машиностроения.
Но для реализации таких важных планов нужны соответствующие государственные программы поддержки эффективных проектов. В то же время есть и другие интересные вещи, которые требуют глубокого анализа.
Например, каждый год радуемся, какие мы молодцы: экспортировали 20 млн тонн зерна, 25 млн, вот уже 30 млн. И в то же время продолжаем завозить из-за рубежа мясо и молочную продукцию. Но ведь мясо и молочные продукты - это производные кормов. Здесь 60% всех затрат - это корма, то есть мы корма вывозим, а потом готовую продукцию завозим, теряя добавленную стоимость. В пересчете получается почти столько же. До санкций мы завозили мясо-молочной продукции как раз на 20 млн тонн зерна.
Ясно, что в условиях импортозамещения это зерно возможно разворачивать на свое собственное животноводство и обеспечивать производство этой продукции на конкурентной основе. А если есть избыток зерна, то на экспорт надо стараться поставлять муку, крупу и т. д., то есть продукты переработки.
- И все же есть успешные примеры импортозамещения?
- Успешных примеров достаточно. Что касается аграрного сектора, раз мы заговорили о нем, то мы первыми в стране шесть лет назад приступили к созданию мясного и молочного кластеров, предприятия которых сегодня производят высококачественные аналоги продукции, завозимой раньше из-за рубежа. В качестве одного из таких примеров могу привести наше совместное производство сыров с всемирно известной датской компанией. Другой яркий пример - производство высококачественной говядины, так называемого мраморного мяса.
Кроме того, в соответствии с госпрограммой Воронежской области по развитию сельского хозяйства наши аграрии закладывают порядка 500 га молодых многолетних плодовых насаждений. И к 2020 году мы сможем полностью обеспечивать население региона фруктами.
К слову, Воронежская область - единственный регион в России, где аграриям возмещается часть затрат на выращивание семян сельхозкультур отечественной селекции. Мы уже добились того, что более 80% зерновых на полях - это наши сорта и гибриды, кукурузы - 60%, подсолнечника - порядка половины. Но, к сожалению, сахарная свекла сеется в основном импортная, чтобы это исправить, мы приняли специальную областную программу. Ставим задачу за три года начать производить семена свеклы для нужд всего Центрального федерального округа.
В промышленности тоже есть успехи. Правительство области подписало "дорожную карту" с "Газпромом", в рамках которой предприятиями подписаны выгодные контракты по производству оборудования для газовой и нефтяной промышленности. И если три года назад мы выпускали оборудования на 7 млрд руб. ежегодно, то в этом году произведем на 20 млрд. Здесь чистое импортозамещение, это наши заводы, порядка 20 предприятий.
Можно отметить еще один перспективный и даже уникальный для нашей страны проект - Лискинский завод монтажных заготовок. Он строит крупнейшее предприятие по производству электросварных прямошовных труб повышенной прочности, которые применяются для прокладки магистральных газопроводов и нефтепроводов. Эти трубы рассчитаны на любые климатические условия, любые шельфовые месторождения.
- Насколько Воронежская область обеспечена продуктами питания собственного производства и какую долю занимает импорт? Каковы тенденции, импорт сокращается?
- Воронежская область - абсолютно самодостаточный регион в обеспечении себя основными видами продовольствия. В области функционирует мощная перерабатывающая промышленность, включающая 120 крупных предприятий и 150 производств малого и среднего бизнеса. Ежегодно мы производим до 4 млн тонн зерна, до 1 млн тонн подсолнечника, порядка 4,5 млн тонн сахарной свеклы. В животноводстве нам удалось не только преодолеть спад, но и обеспечить высокие темпы роста. Если сравнивать, к примеру, с 2010 годом, то сейчас производим на 20% больше мяса, на 15% больше молока.
- Если говорить о конкретных проектах в сфере АПК - прошлой зимой сообщалось, что группа "Агроэко" может создать в регионе несколько крупных свинокомплексов. Началось строительство?
- Да, группа компаний "Агроэко", как и было заявлено, приступила к строительству шести современных свинокомплексов общей мощностью 57 тыс. тонн свинины в живом весе ежегодно. Свинокомплексы и другие объекты (племенной репродуктор, карантин) будут расположены в шести районах Воронежской области. Запустить их планируем с августа по декабрь 2016 года. Это станет частью третьего этапа свиноводческого проекта компании. Сумма инвестиций оценивается, как уже сообщалось, в 12,8 млрд руб., а окупаемость проекта ориентировочно составит восемь лет.
- Кондитерская фабрика "КДВ Групп" планировала завершить строительство первой очереди кондитерского комбината в Воронежской области в 2016 году. Сроки будут соблюдены? Сколько линий уже запущено и что предприятие даст региону?
- Сегодня нет оснований сомневаться, что инвестиционный проект будет реализован в срок и в полном объеме. Уже запущены 14 технологических линий, реализовано около 11 тыс. тонн готовой продукции на сумму почти 2 млрд руб. Ведутся монтаж и тестовые запуски еще на 11 линиях. Кондитерский комбинат будет производить 20 видов готовой продукции, в общей сложности 450 тонн в сутки. Региону это даст более тысячи дополнительных рабочих мест. Сейчас там уже трудятся 905 человек.
- Воронежская область стала пилотной площадкой для проекта ранней диагностики детей с расстройствами аутического спектра и дальнейшего их лечения и адаптации. Каким образом регион участвует в проекте и как сейчас строится работа с фондом "Выход"?
- Прежде всего я хотел бы отметить, что проблема аутизма сегодня актуальна для всего цивилизованного мира, во всех странах пытаются найти ее решение. Что касается России, то мы обратили внимание на отсутствие межведомственного взаимодействия на всех этапах помощи детям, страдающим расстройствами аутического спектра. В стране нет методик и комплексного подхода в этих вопросах.
Три года назад мы приняли решение о тесном сотрудничестве с благотворительным фондом "Выход", который стал первым в России центром, применившим системность в работе с такими детьми. Отдельно хотел бы поблагодарить весь коллектив фонда и лично его президента Авдотью Андреевну Смирнову за профессиональный и настойчивый подход к решению этой злободневной проблемы. Очень важно понимать, что если мы научимся системно решать проблемы детей с РАС, то сможем оказывать комплексную помощь всем детям, имеющим особенности в развитии либо ограниченные возможности здоровья, и будем иметь возможность максимально адаптировать их к полноценной жизни в обществе.
У нас есть первые положительные результаты, которые вдохновляют и профессиональное сообщество, и родителей детей с РАС. Например, мы впервые в стране внедрили методику исследования ребенка, которая позволяет на начальной стадии выявить симптомы, оказать необходимую помощь и в дальнейшем сопровождать семью, предоставляя соответствующие услуги. Я понимаю, что мы только в начале пути, но мы последовательно продвигаемся к главной цели. Если наш опыт кому-то интересен, мы всегда готовы им поделиться.