Воронеж. 08.12.2015. ABIREG.RU – Эксклюзив – Липецкая область в 2013 году одной из первых в России начала реализовывать кластерную политику, основным механизмом стало областное автономное учреждение «Центр кластерного развития». О том, что уже сделано, о планах и трудностях рассказал «Абирегу» директор Центра Андрей Бричеев.
- Чем вы занимаетесь и для чего нужен Центр кластерного развития?
- Центр кластерного развития создает условия для эффективной работы предприятий, которые входят в территориальные кластеры, с учреждениями науки, органами власти, инвесторами, исследовательскими центрами и другой технологической инфраструктурой. Мы также оказываем содействие при получении этими предприятиями государственной поддержки. Например, недавно провели большую работу и посодействовали малому и среднему бизнесу региона поучаствовать в конкурсе инновационных проектов по программе «Коммерциализация». Его проводит Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В этом году от Липецкой области было подано 13 заявок. В соответствии с решением наблюдательного совета фонда шесть предприятий получили на развитие своих проектов более 55 млн рублей. В частности, средства для организации производства прецизионных круглошлифовальных станков получило Липецкое станкостроительное предприятие, на создание универсальной системы управления шлифовальными станками поддержка оказана Липецкому станкозаводу «Возрождение». В число победителей также вошли такие предприятия региона, как ООО НПП «Валок», ООО НПК «Армастек-Липецк», ООО «М24». Сейчас мы работаем над тем, чтобы пройти отбор по включению в реестр пилотных промышленных кластеров России, проводимый Минпромторгом России, промышленного кластера станкостроения и станкоинструментальной промышленности «ЛИПЕЦКМАШ». Участие в реестре позволит предприятиям кластера получить государственные субсидии на реализацию совместных проектов.
- Сколько кластеров в Липецкой области уже работает?
- Сегодня у нас работает три территориальных кластера: кластер станкостроения и станкоинструментальной промышленности «ЛИПЕЦКМАШ», кластер белой техники и кластер композитных материалов и изделий из них. Что касается кластера композитных материалов, то сегодня мы думаем, что он не может быть самостоятельным. Он должен быть элементом какого-то другого кластера. В других регионах композиты обычно входят либо в кластер машиностроения, либо судостроения, либо авиастроения. Поэтому я не исключаю, что кластер композитных материалов ожидает какая-то реорганизация.
- Создавать кластеры легко или есть какие-то проблемы?
- Проблемы, конечно же, есть. Центр кластерного развития ведет активную работу по оказанию широкого спектра услуг. Особой популярностью для предприятий кластера пользуются такие услуги, как организация участия в международных профильных выставках, проведение информационных и рекламных кампаний, маркетинговых исследований, продвижение продукции и бренда участников кластера.
Возвращаясь к проблемам, хочу отметить, что основная, на мой взгляд, проблема состоит в том, что генератором идей в области кластерной политики является не бизнес, а власть. Власть в лице, например, центра кластерного развития или центра инжиниринга приходит к бизнесу и предлагает какие-то проекты. Вот, к примеру, в Германии, бизнес приходит к власти со своими собственными идеями и говорит: «У нас есть проект, как вы можете нам помочь – финансово или, может быть какими-то административными ресурсами?» И власть помогает реализовать их идеи. У нас все наоборот. Мы анализируем рынок, анализируем региональные площадки и на базе среднего бизнеса пытаемся создать какие-то структуры, притянув туда более мелкий. Одним словом, мы показываем бизнесу, где можно поучаствовать, продвинув свою продукцию, и где можно получить финансовую поддержку от государства. Важной составляющей в нашей работе видим мониторинг результатов деятельности предприятий территориальных кластеров. У нас разработана аналитическая программа, которая позволяет загружать данные предприятий и строить графики их развития или депрессии. Такая аналитика позволяет прослеживать динамику развития кластеров, что, в свою очередь, влияет на объем выделяемой для региона финансовой поддержки.
- Как вы думаете, предприятия кластера доверяют власти?
- Я ни разу не сталкивался с тем, чтобы власть в работе с бизнесом подавала повод для недоверия. Все, что в этом направлении делается, рассчитано на то, чтобы дать и помочь. И никто, кто бы получал помощь от государства по той или иной программе, не сработал себе в убыток. Они все, наоборот, процветают.
- А вот, например, кластер «ЛИПЕЦКМАШ» тоже власть придумала или это инициатива бизнеса?
- Идея создания станкостроительного кластера была совместной. Инициаторами стали два станкостроительных завода нашего региона - Липецкое станкостроительное предприятие и станкозавод «Возрождение» и управление инновационной и промышленной политики, конечно, не без помощи Центра кластерного развития. Тему кластера мы с предприятиями обсуждали давно, тем более что это отвечало государственным интересам развития отрасли. Сейчас это наиболее актуально, отрасль станкостроения обозначена Минпромторгом России как приоритетная в развитии экономики нашей страны. Сегодня региону есть чем гордиться: создан кластер с полным циклом производства от станин до высокоточных станков с ЧПУ.
Тем более что отрасль станкостроения – исторически сложившаяся отрасль в регионе, и промышленность Липецкой области традиционно обеспечивала развитие производственно-технической базы советского машиностроительного комплекса, активно работала на мировом рынке промышленного оборудования.
- Какие кластеры появятся в Липецкой области в обозримом будущем?
- Сегодня есть предпосылки для формирования в регионе кластеров по производству сельхозмашин и автомобилей, а также биофармацевтического кластера. Это то, что уже назрело. Но у нас есть идеи создания кластеров и в других отраслях. Если взять опыт других регионов, там Центры кластерного развития работают и с туристическими, и с образовательными, и с сельскохозяйственными кластерами. Мы тоже могли бы здесь помогать, взаимодействуя не только с управлением инновационной и промышленной политики, но и с региональными ведомствами АПК и культуры.
- Это идеи, которые уже проговариваются руководством региона, или это ваша личная инициатива?
- Пока мы обсуждаем эти идеи со своими сотрудниками. Если у нас спросят, чем бы еще хотели заниматься, мы их озвучим. Поддержат их или нет, это другой вопрос. Как сказал Генри Форд, «сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически». И мы будем к этому стремиться!