Воронеж. 09.12.2015. ABIREG.RU – Аналитика – Согласно опросу, проведенному Центром стратегических исследований Росгосстраха, 86% жителей Липецка довольны условиями жизни в городе.
В целом эксперты «Абирега» тоже отмечают, что Липецк – вполне комфортный город для проживания. При этом они выделяют несколько частей города, которые наиболее благоприятны для проживания по таким параметрам, как наличие развитой инфраструктуры, экологическая и криминогенная ситуации.
Наиболее комфортными местами для жизни все эксперты считают часть старого города, примыкающую к улицам Гагарина и Космонавтов, и новые микрорайоны Университетский, Елецкий и Европейский. Впрочем, как отмечает эксперт Сергей Глазьев, старые районы города серьезно уступают новым микрорайонам с точки зрения стилистики инфраструктуры. В частности, детская инфраструктура, скверы и парки старого города сделаны, по его словам, в основном без единого плана и часто «отдают кустарщиной», что не соответствует современным требованиям.
Микрорайон Университетский, застройщиком которого выступает ОАО «Липецкая ипотечная корпорация», презентуют как показательный пример комплексной застройки. Его начали строить в 2006 году, и в настоящее время здесь ввели в эксплуатацию более 25 многоквартирных домов, школу на 1 тыс. учащихся, два детских сада на 110 мест каждый и один детский сад на 260 мест. В настоящее время ведется строительство пятой очереди микрорайона, которая будет выделена в отдельный жилой комплекс «Виктория».
Микрорайон застроен 10-16-этажными домами, последняя очередь предусматривает строительство четырех домов по 20-26 этажей. На нижних этажах жилых домов будут расположены магазины самообслуживания в шаговой доступности, точки продаж промышленных и продовольственных товаров, парикмахерские, банки, предприятия бытового обслуживания, частные медицинские клиники. Имеется парковая зона.
Микрорайон Елецкий в каком-то смысле будет двойником соседнего с ним Университетского микрорайона. Здесь планируется построить 11 тыс. квартир площадью 500 тыс. кв. м. К началу 2019 года здесь построят 50 многоэтажек со стандартной городской инфраструктурой.
Проект микрорайона Европейский, который реализует группа компаний СУ-5, считается одним из лучших в России. Он объединяет два микрорайона Липецка – 32-й и 33-й – и займет площадь в 50 га. Здесь построят более 5,5 тыс. квартир на 20 тыс. жильцов. 90% квартир в Европейском – одно- и двухкомнатные. Кроме того, здесь откроют четыре детских сада, две школы, спортивные и досуговые учреждения.
Особенность Европейского состоит в том, что обязательной составляющей застройки здесь являются подземные парковки. Их строят одновременно с жильем. И практически весь личный транспорт, которым в Липецке забиты все дворы и внутренние проезды, с самого начала будет находиться в подземных парковках. Это, по мнению экспертов, устраняет фактор, который липчане отмечают как «один из самых неприятных моментов» городской жизни. В микрорайоне Университетский, например, только на последнем этапе строительства планируют возвести двухуровневый паркинг.
Вообще говоря, Европейский будет пешеходно ориентированным, и большую часть внутреннего пространства займут места для отдыха. Внутри микрорайона будет передвигаться только специальный транспорт – машины скорой помощи, полиции и пожарной службы. Микрорайон в буквальном смысле слова будет стоять внутри парковой зоны с пешеходными аллеями и велосипедными дорожками.
Оценивая эти микрорайоны с точки зрения комфортности, эксперты ставят на первое место традиционную для липчан потребность в экологической безопасности. Несмотря на то что с 2000 года инвестиции НЛМК в природоохранную деятельность в Липецке составили более 20 млрд рублей и удельные выбросы снизились на 48%, меткомбинат продолжают считать одним из факторов, снижающих комфортность жизни.
Юго-запад и северо-запад Липецка попадают в экологически благоприятную зону, потому что по розе ветров преобладающее направление ветра ни летом, ни зимой не заносит выбросы НЛМК в эти районы.
Правда, по словам липецкого эколога Олега Буркова, Университетский находится недалеко от напряженной автомагистрали по улице Московской и трассы на Елец, что серьезно портит экологическую обстановку в этом микрорайоне.
«Мы с работниками лаборатории НЛМК делали замеры выбросов окиси углерода, двуокиси серы, тяжелых металлов и других вредных веществ по этой улице от кольца 9-го микрорайона до поворота на Елец. Судя по газоанализатору, мы находились в каком-то газовом тоннеле», - рассказал он.
Как объясняют экологи, концентрация загрязняющих веществ от транспорта регистрируется в радиусе 400 метров от дорог, и поэтому микрорайон Университетский, по словам господина Буркова, «попадает в зону экологического воздействия улицы Московской».
Что касается Елецкого, то его экологический портрет серьезно портит напряженная трасса на Елец, которая находится с подветренной стороны от микрорайона. Кроме того, директор «Росэкопроекта» Любовь Моргунова отмечает не только экологический, но и эстетический недостаток этой новостройки: микрорайон строится в непосредственной близости к самому большому городскому кладбищу.
К недостаткам самого раскрученного новостроя Липецка относят также гипотетическую уязвимость социальной инфраструктуры.
Политолог Владимир Козомазов обращает внимание на то, что бюджетный кризис, который, по его мнению, будет углубляться, может привести к приостановке строительства объектов инфраструктуры в новых микрорайонах. В Университетском, в частности, до сих пор не построили поликлинику, до конца не решены вопросы транспортного сообщения микрорайона с городом. В Елецком микрорайоне инфраструктуры пока вообще нет.
В отличие от Университетского и Елецкого микрорайонов Европейский строится в непосредственной близости от уже готовой инфраструктуры соседних 28-го и 29-го микрорайонов. Начальник управления Октябрьским округом Александр Быков также отмечает, что микрорайон находится рядом с Молодежным парком и строящимся спортивным комплексом «Катящиеся камни» с 50-метровым плавательным бассейном, ледовой ареной, залом для игровых видов спорта и аквапарком. В шаговой доступности от микрорайона находится гипермаркет «Ашан».
Также микрорайон Европейский находится в лучшем положении с точки зрения транспортного сообщения с другими частями города. В этом году в юго-западном районе Липецка открыли новую дорогу, которая связала Европейский через Кривенкова и 28-й микрорайон со всем юго-западом. Эта дорога имеет также выход на улицу Минскую, откуда, по прогнозам администрации региона в 2016 году начнется строительство липецкого метрополитена. Он свяжет микрорайон Европейский с левобережным районом Липецка и ОЭЗ ППТ «Липецк».
Причем, как отмечают эксперты, на строительство метро не повлияет бюджетный кризис, потому что «оно будет осуществляться ГК «Мортон» по концессионному соглашению»: компания построит метро, вернет вложенные деньги и передаст всю инфраструктуру муниципалитету.
Эксперты отмечают также низкий уровень уличной преступности в новых микрорайонах. Их мнение совпадает с результатами исследования уровня безопасности личности в Липецке и районах Липецкой области, проведенные социологическим центром «РОМИР-Липецк», которые показывают, что территория микрорайонов Университетский, Елецкий и Европейский относится к самыми безопасными по уровню преступности.
По словам эксперта Александра Иоселиани, гости Липецка выражают удивление, что в этих районах города можно гулять поздно вечером, не опасаясь за свою безопасность.