Как в области борются с нелегальным алкоголем
По данным Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, больше половины реального оборота спиртного в России является нелегальным. Интернет кишит сайтами, а социальные сети — группами, через которые можно дешево купить «брендовый» алкоголь.
Раньше «гнали» в основном отечественные марки, теперь — виски, текилу, коньяки, водку самых известных мировых брендов. Средняя цена за бутылку — 200-500 рублей при себестоимости 30-50 рублей. В Воронежской области запущен пилотный проект Росалкогольрегулирования (РАР), который должен избавить легальный рынок от нелегального спиртного.
Счет на литры
Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС) заработает в 2016 году. Ее задача — пресечь нелегальный оборот алкоголя, с которого не уплачен акциз.
— В режиме онлайн ежедневно будет контролироваться около 1,5 млн бутылок. Это позволит в полном объеме сократить долю нелегального алкоголя в легальном опте и рознице, — пояснили в РАР.
Впрочем, региональная Торгово-промышленная палата (ТПП) уже предложила правительству РФ перенести сроки внедрения ЕГАИС для розничной алкогольной продукции. Правда, всего на месяц — не с 1 января 2016 года, а с 1 февраля.
— По сути, система до сих пор находится на стадии доработки. Более того, она будет совершенствоваться и после, к ней только будет писаться актуальная нормативно-правовая база. Было бы логично сначала доделать систему, дописать все законы, а уже потом внедрять, — рассказал управляющий партнер группы компаний «Таркос» (пивоваренные компании и сеть специализированных магазинов), руководитель комитета по предпринимательству в сфере общественного питания ТПП Дмитрий Тарасевич. — Конечно, немало делается для безболезненного внедрения, например проходят соответствующие семинары. Но многие проблемы приходится решать на ходу самому бизнесу. А у мелких предпринимателей в розничном звене нет таких специалистов и таких ресурсов.
Предсказания бутылкам
Стоимость установки ЕГАИС зависит от масштабов бизнеса и ассортимента. Маленький магазин может уложиться и до 15 тыс. рублей. Универмаг с широким выбором спиртного и несколькими кассами потратит больше, вплоть до нескольких сотен тысяч рублей.
— Многое зависит от того, насколько магазин был автоматизирован ранее. Основные траты — не на подключение к системе, а на покупку компьютеров, современной кассовой техники, программного обеспечения, сканеров. Если все это уже было у магазина, затраты он понесет в пределах тех же 15 тыс., — пояснил Тарасевич.
В мелких магазинах настроены скептически. В одном заметили, что ЕГАИС не помешает продавать алкоголь из-под полы:
— Если к вам в первом часу ночи пришел мужик за «добавкой», вы ведь можете и не проводить через кассу бутылку, которая будет стоять у вас под прилавком. А молодежь сейчас часто покупает алкоголь через интернет.
По словам Тарасевича, в отдаленных уголках России — особенно за Уралом — до сих пор есть магазины, которые со стороны выглядят совершенно нормальными, но в реальности не ведут никакого учета продаваемого алкоголя, закупая его у подпольных производств. Не будут такие подключаться и к ЕГАИС.
«Девки от него тащатся»
С контрафактом борются и силовики. Но до окончательной победы еще далеко.
Четверо парней ждут около гаража. Один из них — Максим — торопливо сует ключ в замок, не попадает, матерится и озирается по сторонам. Весь гараж заставлен пластмассовыми канистрами со спиртом.
— Мы сюда никого не водим, — рассказал Максим. — Участковый знает, что у нас тут, но с ним мы общаемся на нейтральной территории.
«Брендовый» суррогат ребята делают уже несколько лет. Технология проста: дагестанский спирт разбавляют водой (один к двум), добавляют ароматизаторы и краситель и разливают в похожие на оригинальные бутылки, которые заказывают у знакомого стеклодува.
— У нас алкоголь делится на три вида: «эконом» (50—400 рублей), «мидл» (400-800) и «премиум» (800-1,5 тыс.). Для «эконома» используем самые дешевые красители и воду из-под крана, для «мидл» — красители и ароматизаторы подороже, а в «премиум» можем уже и чай добавить, чтобы пойло полезным стало, — объяснил Максим.
По его словам, вкус «паленого» и настоящего алкоголя различают единицы: большинство клиентов никогда не пробовал, например, настоящий Hennessy. Так, «девки тащатся» от ванильного, хотя в природе его нет.
О доходах ребята не распространяются, лишь говорят, что речь идет о крупных суммах.
Сколько воронежцев страдает от алкоголизма
По данным главного нарколога Воронежской области Александра Орлова, на учете в наркологическом диспансере состоят около 38 тыс. человек. Но злоупотребляющих спиртными напитками гораздо больше — примерно 400 тыс. из почти 2,2 млн жителей региона. В целом по России, как отмечают эксперты, Воронежская область по количеству выпивающих находится в середине рейтинга. Первые места — у северных регионов.
Громкие дела 2015 года, связанные с незаконным оборотом алкоголя
Конец октября, изъято 85 т
Это одна из наиболее удачных операций. Продукцию изъяли в подпольных цехах Новоусманского, Новохоперского, Россошанского и Бутурлиновско-го районов. Организованное бутур-линовцами предприятие «гнало» левые напитки с 2011 года по сентябрь 2015-го. Сколько фальсификата они успели запустить в продажу— неизвестно. Расследование пока не закончено.
Середина лета, изъято более 85 т
Склад силовики обнаружили в микрорайоне Шилово. По подозрению в организации нелегального бизнеса задержан 51-летний житель Советского района. Возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное использование товарного знака» УК РФ.
Июль, изъято более 50 т
Была выявлена вся криминальная цепочка, организаторы — девять мужчин в возрасте от 26 до 56 лет — были осуждены. Впрочем, только трое получили по три года лишения свободы в колонии общего режима. У остальных условные сроки, и они были амнистированы в связи с 70-летием Победы.
Елена Тюрина, Светлана Тарасова
Воронежский курьер, №74, 22 декабря 2015 года.