Воронеж. 30.12.2015. ABIREG.RU – Аналитика – В уходящем 2015 году губернатор Воронежской области Алексей Гордеев предстал перед наблюдателями сразу в нескольких ипостасях: как безусловный политический лидер региона, как представитель интересов губернаторского корпуса перед правительством РФ, как передовик импортозамещающей политики. Подводя итоги, «Абирег» решил вспомнить, какими достижениями воронежский губернатор отметился в уходящем году и какие проблемы ему оказались не по зубам.
Выборы-2015
Нет сомнений, что главным политическом итогом работы Алексея Гордеева в 2015 году стала уверенная победа «Единой России» на выборах в региональный и муниципальный парламенты. Впрочем, сам губернатор старался не принимать активного участия в электоральных баталиях и держался от них стороной. Как заявлял Алексей Гордеев накануне выборов, главное, чтобы за депутатами не тянулся «негативный шлейф». «Все достаточно просто: порядочность, профессионализм, желание работать. Вот такой депутатский корпус хотелось бы видеть», - уточнял господин Гордеев.
Тем не менее в Воронежской областной Думе «Единая Россия» под предводительством главы региона (который шел первым номером партийного списка) получила рекордные 51 из 56 депутатских мандатов. При этом 100% одномандатных округов отдали свое предпочтение партии власти. В целом поддержку команде губернатора на региональном уровне выразили почти 74% избирателей, а кое-где это число доходило до отметки в 90%. На муниципальном уровне результаты оказались не столь впечатляющими, однако они также обеспечили правящему звену подавляющее большинство в городском законодательном органе.
Федеральная повестка
В 2015 году губернатор Воронежской области окончательно оформился как региональный чиновник, готовый (а главное – способный) вести диалог с федеральным центром. В глазах наблюдателей Алексей Гордеев превратился чуть ли не в лидера губернаторского корпуса, который отстаивает местные интересы вопреки воле «больших» чиновников. По собственным словам, господин Гордеев выражает «консолидированное мнение губернаторов».
В июне на заседании рабочей группы Госсовета глава Воронежской области раскритиковал ряд федеральных министров за пренебрежение мнением регионов при составлении антикризисного плана. «В условиях серьезных ресурсных ограничений, сокращения расходов из бюджетов разных уровней необходима более выверенная финансово-экономическая политика. При этом следует усилить взаимодействие власти с бизнес-сообществом и принимать такие решения, которые потом адекватно воспримут хозяйствующие субъекты, построить правильную кредитно-финансовую политику, ориентированную на реальный сектор экономики. И только такой подход приведет к росту производства продукции», - уверен губернатор.
Ручное управление
В кризисный 2015 год аппаратная вертикаль правительства Воронежской области все чаще стала вызывать нарекания со стороны Алексея Гордеева. «Существующая сейчас система государственного управления в части органов исполнительной власти неадекватна сегодняшним задачам. В этой сфере требуется немедленно проводить реформу», - уверен губернатор.
По его словам, в областном правительстве сейчас внедряется система KPI, чтобы «каждый чиновник, каждое должностное лицо, каждая структура органов исполнительной власти имели ключевые показатели эффективности своей деятельности и не только понимали, какие цели им необходимо обеспечивать, но и несли ответственность за результат».
Между тем в отношениях с бизнес-сообществом Алексею Гордееву зачастую до сих пор приходится работать в «ручном режиме». Так, например, без его личного вмешательства не разрешилась бы проблема с массовым падежом крупного рогатого скота на площадках ГК Talex. Выкупить животных после долгой работы чиновников в конце концов согласился «Мираторг». Также личного вмешательства губернатора потребовала ситуация с экологическими нарушениями в работе Грибановского сахзавода. С мертвой точки она сдвинулась только после того, как Алексей Гордеев пригрозил собственникам предприятия уголовным преследованием.
Бизнес-контроль
Впрочем, в целом губернатор Воронежской области выступает за смягчение контроля за деятельностью бизнес-сообщества со стороны правоохранительных органов, поэтому история с Грибановским сахзаводом – это скорее исключение. «Понятно, что, с одной стороны, перед правоохранительными органами стоит задача навести порядок в экономике страны, но, с другой стороны, на местах в реальной жизни происходят перегибы из-за целого ряда проблем – низкой профессиональной пригодности тех, кто призван этот порядок наводить, их давления на бизнес с целью личных интересов и даже посредничества для сведения счетов между конкурентами. Есть много примеров, когда субъекты малого бизнеса отказываются от тех или иных видов поддержки, потому что, еще не успев получить финансовые средства, сталкиваются с многочисленными проверяющими, которые заведомо рассматривают их как потенциальных нарушителей. В результате, когда перед бизнесом стоит задача выжить в сегодняшних непростых условиях, предприниматели ощущают больше проблем не из-за внешних факторов, а из-за того, что происходит внутри страны. И это настораживает. В условиях недоверия, неуважения и даже агрессивности по отношению друг к другу становится невозможно работать на созидание», - уверен Алексей Гордеев.
Пригородное сообщение
Стоит отметить, что решение ряда важных проблем Воронежской области Алексею Гордееву в этом году все-таки оказалось не по зубам. Например, многолетний конфликт с АО «Пригородная пассажирская компания «Черноземье» (ППК, дочерняя структура ОАО «РЖД») фактически закончился в пользу перевозчика. Несмотря на то что глава региона в течение года не раз выступал с критикой в адрес растущих «аппетитов» ППК (региональный бюджет, напомним, должен компенсировать железнодорожникам их «выпавшие доходы») и даже сравнивал стоимость пригородных перевозок с таксомоторными, в декабре облправительство согласилось практически в полном объеме субсидировать убытки пригородной компании – 333,1 млн рублей из запрашиваемых 399 млн рублей.
Справедливости ради стоит отметить, что на такие меры Алексей Гордеев пошел под давлением федерального центра (его ощутили на себе и другие губернаторы). Не имея другой возможности «помирить» конфликтных железнодорожников с региональными чиновниками, правительство РФ банально поставило последних перед выбором: или обслуживайте убытки ППК, или не будет субсидий на дорожное строительство. Естественно, из двух «зол» пришлось выбирать менее убыточное.
Импортозамещение
Привлечению инвестиций в Воронежскую область в 2015 году губернатор Алексей Гордеев уделял если не особое, то как минимум повышенное внимание в свете общефедерального тренда. Впрочем, работа в этом направлении была свойственна ему всегда. По мнению господина Гордеева, говорить о каком-либо краткосрочном периоде вытеснения импорта нельзя. «Что значит начать производить новые объемы дополнительной продукции? Для этого сначала надо найти инвестиции, разработать проектно-сметную документацию, потом пройти фазу строительства, к примеру, завода, и только затем можно обеспечить выпуск продукции. В среднем на это понадобится около трех лет. А в это время санкции могут быть и отменены. И как в таких условиях инвесторам реализовать свои планы? Импортозамещение – это очень важная задача, но она долгосрочная и должна основываться на стратегическом экономическом подходе, а не привязываться к санкциям», - уверен Алексей Гордеев.
ОЭЗ
Самым значительным достижением в области наращивания экономического потенциала Воронежской области в 2015 году стала заявка региональных властей на создание особой экономической зоны. И хотя окончательного решения по этому вопросу еще нет, Алексей Гордеев почти не сомневается в успехе. Стоимость инфраструктуры будущей ОЭЗ сейчас оценивается в 2,4 млрд рублей. При этом уже на данный момент желание войти в проект выразили сразу четыре компании, общий объем инвестиций в проекты которых превышает 10 млрд рублей.