20.01.16. De Facto — В Ассоциацию по защите прав потребителей уже несколько дней обращаются руководители магазинов и салонов красоты города. В их организации поступали звонки от якобы Службы защиты прав потребителей с сообщением о начале масштабных проверок уголков потребителя с 21 января. После чего перечисляют внушительный список документов, который должны предоставить компании. Далее предлагают купить его за 2 тыс. рублей.
Так, например, в указанном мошенниками перечне документов должно быть постановление о санкциях и Кодекс об административной ответственности. Документы и книги в компанию должен привезти курьер после предварительной оплаты. Когда один из руководителей сказал, что сам подъедет в офис Службы, был назван адрес, совпадающий с расположением одного из ресторанов Воронежа.
«Внешний вид потребительского уголка, как и место его нахождения в торговой точке, законодательством не установлены, — рассказывает представитель Ассоциации по защите прав потребителей. — Единственное условие: все данные должны предоставляться в доступной и наглядной форме. Что касается информации о документах и оборудовании, которыми должен быть оснащен «уголок потребителя», то это в первую очередь, информация об изготовителе (исполнителе, продавце) — государственная регистрация, лицензия. Среди нормативных актов в уголке потребителя представлены только Закон о защите прав потребителей и Правила продажи отдельных видов товаров, кодексы же, лже-проверяющими, там находиться не должны. Зато обязателен план эвакуации, телефоны контролирующих органов и экстренных служб, а также книга отзывов и предложений».
В правовом агентстве «ДенМар» также прокомментировали происходящее:
«По аналогии с требованиями «Закона о защите прав юридических лиц» организацию должны известить о предполагаемой проверке, — комментирует юрист Юлия Амелехина. — Безусловно, извещение должно быть оформлено в письменном виде с указанием наименования организации, осуществляющей проверку и ее цель. По результатам проверки общественная организация не имеет права составлять протокол, а уж тем более штрафовать проверяемого. По закону «О защите прав потребителя» общественные организации могут лишь контролировать соблюдение прав потребителей, а после направлять в органы Госнадзора и местного самоуправления информацию о нарушениях, чтобы те в случае их подтверждения могли пресечь их. Рассмотрением заявлений о нарушениях занимается только территориальный орган Роспотребнадзора».