Воронежцы потребовали разбить парк на частных землях бывшего сада ВГАУ
Публичные слушания по проекту планировки крупного жилого массива на месте яблоневых садов, ранее принадлежавших Воронежскому аграрному университету, собрали в Доме архитектора в минувший понедельник несколько десятков неравнодушных горожан. Правда, именно послушать друг друга участники собрания готовы не были - большинство пришло со своим, вполне сформировавшимся, мнением, которое люди и желали донести до остальных. За противоборством представителей застройщика и обеспокоенных граждан наблюдал корреспондент «Берега».
Тишина должна быть...
Модератором слушаний выступил руководитель управления главного архитектора (УГА] Воронежа Антон Шевелев. Открывая собрание, чиновник заверил: если в зале будет «творческая рабочая тишина», то микрофоны выступающим не понадобятся. Дальнейшее течение мероприятия показало, что многие участники вполне способны в прямом смысле докричаться до людей без всяких усилителей голоса. Правда, тишины в зале создать так и не удалось. Гвалт стоял все 3,5 часа.
Первой на трибуну поднялась замгендиректора ООО «Выбор» (компания, контролируемая депутатом Воронежской облдумы Александром Цыбанем, потенциальный застройщик участка} Светлана Кузнецова. Ее выступление вкратце сводилось к тому, что представляемая ей организация «считает себя социально ответственной»: строит жилье эконом-класса, помогла примерно 1,3 тыс. «обманутых дольщиков», реконструировала драмтеатр им. Кольцова...
Топ-менеджер рассказала и о вынесенном на слушания проекте. Так, в марте 2015 г. «Выбор» приобрел участок площадью 27 га на ул.Шишкова, 1406, однако позднее компания «достигла соглашения» с владельцем прилегающей земли и с разрешения мэрии расширила площадь проектируемого жилого квартала - до 52 га.
Отдельно Светлана Кузнецова остановилась на состоянии деревьев в яблоневом саду. Оказалось, что застройщик заказал экспертизу у специалистов Лесотехнической академии - по ее результатам 85% деревьев больны и угрожают заразить здоровые насаждения. Ну а скопившийся в садах мусор делает участок еще и пожароопасным.
Не обошлось и без патетики - патриотическую нотку в выступление представителя «Выбора» внесло упоминание о бойцах Красной Армии, останки которых покоятся на принадлежащем (и планируемом под застройку} участке.
- Я вам гарантирую, что любое «эхо войны», которое будет обнаружено здесь, обязательно будет перезахоронено, - заверила участников слушаний Светлана Кузнецова. - Мы хотим заключить соответствующий договор с поисковым объединением «Дон».
Правда, позднее выяснилось, что именно поисковики выступают категорически против застройки, а предложение о сотрудничестве с «Выбором» привело в недоумение координатора объединения Михаила Сегодина.
«Каменные джунгли» или «необходимое развитие»?
Технические параметры будущего квартала привел директор компании-проектировщика ООО «Инженер- проект» Владимир Щекалев. Помимо обилия цифр, явно не рассчитанного на осмысление для неподготовленного слушателя, представитель компании сфокусировался на «прекрасных просторных дворах», предусмотренных проектом. Но показанная с помощью проектора виртуальная модель нового жилого массива собравшихся совсем не воодушевила.
- Да это просто каменные джунгли! - возмущалась жительница ул.Ломоносова из зала. - Там нет ни зелени, ни света!
Женщину поддержали и другие участники - сразу же посыпались вопросы о необходимости вырубать деревья и строить на их месте километры жилья. В ответ Владимир Щекалев еще раз напомнил о преимуществах дворов (правда, как они относятся к озеленению, проектировщик так и не пояснил} и заметил, что «сегодня нечасто» такие большие микрорайоны соответствуют всем требованиям и нормативам. Если это и был какой-то намек для жителей, то они его явно не поняли.
Градус эмоционального напряжения устремился вверх: реплики и вопросы из зала одна за другой сыпались примерно полчаса. В основном, конечно, участники были недовольны самой идеей вырубки фруктового сада - мол, и зеленой зоны лишимся, и гулять негде будет... Звучали и конкретные предложения: «убрать» одну из жилых коробок и разбить на ее месте парк (а еще лучше - взамен всего комплекса}, организовать вместо застройки какой-нибудь спортобъект. Складывалось впечатление, что о значении понятия «частная собственность» никто из рационализаторов и не слышал. А вот инициативу снизить этажность домов, которую озвучил член Общественной палаты города Константин Квасов, резко отверг Антон Шевелев.
- Воронеж - столица Черноземья, масштаб застройки должен соответствовать, - заявил руководитель УГА. - При въезде в город с московского направления необходимы высотные акценты.
Стройка на костях
Наконец, черед дошел до тех, кто желал выступить - для этого предварительно записались 30 человек. С учетом того, что каждому по регламенту отводилось по 10 мин. для выражения своего мнения, зал заметно приуныл. Первые полтора десятка «проскочили» быстро: все они поддержали проект, заявив о его «важности», «комплексном подходе» (мол, и школа с детсадом будут!} и «интересном варианте для переезда» на перспективу.
По традиции всех сторонников застройки ее оппоненты сразу записали в «работники «Выбора». Вторая половина выступающих по разным причинам проект критиковала. Так, доцент ВГУ Виктор Хлебостроев, коротко проанализировав проект, назвал его «гетто».
- Считается, что все делается для улучшения жизни российской семьи. А какая она? В проекте 70% квартир - однокомнатные, то есть наличие детей у жителей не предполагается, - резюмировал активист. - А высота зданий такова, что жители нижних этажей будут лишены солнца. Кто- то говорил,что жить в этом квартале - мечта, а на деле мы получим гетто на 20 тыс. человек.
Представитель организации «Экология 21 век» Алексей Ковтун усомнился в законности вывода земель из-под управления ВГАУ, а в качестве борца за чистоту окружающей среды предложил создать традицию - чтобы каждый воронежец сажал по дереву и брал над ним шефство. Финальный гвоздь в обсуждение вогнал руководитель поискового объединения «Дон» Михаил Сегодин. Он напомнил, что на месте яблоневых садов во время Великой Отечественной проходили ожесточенные бои, так что стройка будет в прямом смысле на костях.
- Эта территория завалена останками погибших солдат - их никто не перезахоронил, - подчеркнул общественник. - Кроме того, в земле находятся неразорвавшиеся боеприпасы, которые могут сдетонировать при начале строительства.
Свои слова поисковик подкрепил обращением в Генпрокуратуру с просьбой взять застройку на месте боев под контроль.
Антон Шевелев предложил внести в протокол пункт об обязанности застройщика провести поисковые работы и перезахоронить останки.
На том слушания и закончились: каждый остался при своем мнении. Впрочем, один из жителей, участвовавших в дебатах, мнение горожан озвучил - «Это не наш выбор...»
Татьяна Омельченко
Берег, №8 (1987), 5 февраля 2016 г.