24 ноября 2024, 23:14
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Нефтегазовый поводок России и регионов

25.08.2009 11:56
Автор:
Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) –  Аналитика - Рассуждения на тему, будет ли вторая волна кризиса, потеряли свой смысл. В странах ЕЭС, в Японии, в США, в странах  Латинской Америки обозначились явные признаки выхода из кризиса. А ведущие страны  БРИК Китай и Индия в рецессию и не входили. Для России же волна кризиса будет одна, но высокая и длинная. Не было бы счастья, да несчастье помогло – гласит народная мудрость.

Воронеж. 25.08.2009. Агентство Бизнес Информации (ABIREG.RU) – Аналитика - Рассуждения на тему, будет ли вторая волна кризиса, потеряли свой смысл. В странах ЕЭС, в Японии, в США, в странах Латинской Америки обозначились явные признаки выхода из кризиса. А ведущие страны БРИК Китай и Индия в рецессию и не входили. Для России же волна кризиса будет одна, но высокая и длинная.

Не было бы счастья, да несчастье помогло – гласит народная мудрость. Миражи недавних виртуальных успехов экономики России 2006-2008 годов, возникшие на бурном и в основном спекулятивном росте цен на нефть, газ и металлы, улетучились. И фундаментальные проблемы России, проблемы ее экономики, глубинные проблемы регионов, включая Воронежскую область, прорехи в межбюджетных отношениях в условиях кризиса повылезли наружу, на всеобщее обозрение и на новый виток исследований и анализа. И в очередной раз кризис обнажил нефтегазовый характер экономики РФ и полную зависимость нашего благополучия от средней мировой цены на нефть. И теперь, в принципе, можно, засучив рукава, заняться делом. Было бы желание да понимание, что же нужно делать в первую очередь для выхода из кризиса и роста качества жизни населения. А с чем можно и повременить до лучших времен.

С каждым очередным заседанием Правительства РФ по поводу расходов бюджета 2010 года происходит ужесточение политики экономии бюджетных средств, приходит понимание того обстоятельства, что кризис этот всерьез и надолго. И что он есть продолжение перманентного полисистемного российского кризиса, а не некая вирусная инфекция извне. И денег на трансферты из федерального бюджета (ФБ) в регионы, на повышение заработной платы бюджетникам, не обеспеченной ростом производительности труда, и на пособия безработным, число которых растет, все меньше в казне. По итогам 7 месяцев 2009 года (данные ФНС) падение сборов в федеральный бюджет составило 39%, в сравнении с этим же периодом 2008 года.

Несколько обнадеживает подъем цены на нефть в районе 70-75 долларов за баррель, что, несомненно, повысит сборы доходов в бюджеты всех уровней. Выросли цены и на металлы. Слишком глубоко они упали до этого. Рост цены на нефть означает и рост цены на газ. Заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач заявил 1 августа, что, в связи ростом мировых цен на нефть, металлы и химическую продукцию, поступления в бюджет России будут больше запланированного уровня на 30-40 млрд долларов (около 1 трлн рублей). Но как долго продержится цена на нефть на этом достаточно высоком уровне, не известно. США принимают жесткие меры по наказанию спекулянтов на нефтяных биржах, чтобы сбить цену. И это может существенно опустить цены на нефть и газ. Выручает Россию и мир пока Китай, экономика и промышленность которого продолжают свой быстрый рост. И в меньшей степени Индия.

Среди стран БРИК Россия пока в хвосте очереди на выход из кризиса. ВВП Китая в I полугодии 2009 года вырос на 7,1% по сравнению с первым полугодием 2008 года. ВВП Индии за 1 кв. вырос на 4,1%, в Бразилии падение ВВП составило всего 1,6% к первому кварталу 2008 года. В России же ВВП, по данным ФСГС, за первое полугодие снизился на 10,4% против соответствующего периода 2008 года. В первом квартале ВВП упал на 9,8%, во втором - на 10,9%.

На фоне российских показателей Воронежская область выглядит вполне благополучным регионом (в части сбора налогов, а не качества жизни и экономического развития). Общее снижение поступлений доходов в бюджеты и внебюджетные фонды за 7 месяцев составило всего 3,2%. Снижение поступлений доходов в федеральный бюджет составило 19,2%, в территориальный бюджет – 1,6%, в областной бюджет – 12%. Поступления доходов в бюджеты муниципальных округов даже выросли на 25%.

В бюджет Воронежа рост поступлений доходов за 7 месяцев составил 22%. Это существенно, и, возможно, лед тронулся. И мы не напрасно много лет подряд и неоднократно писали об ошибочной межбюджетной политике, «раздевшей» бюджеты крупных городов, включая Воронеж, основных налоговых доноров территорий.

Рост доходов бюджета Воронежа, вероятно, связан с новым губернатором Алексеем Гордеевым. Возможно, и прекратят рубить голову курице, несущей золотые яйца. Снижение индекса промышленного производства Воронежа и других экономических показателей не дает оснований для роста сборов с его территории на 22%. Значит, выросли либо трансферты, либо доля налогов в пользу Воронежа. Или и то, и другое. К сожалению, отчеты по бюджету Воронежа поступают с большим опозданием. Точнее, на сайте Воронежа они вообще отсутствуют. Сохранить бы то положительное, что сделала прежняя администрация города – гласность бюджетного процесса. При мэре Борисе Скрынникове отчеты по исполнению городского бюджета обновлялись на сайте администрации Воронежа дважды в месяц.

Дотационную Воронежскую область ожидают в 2010 трудные испытания. Правительство РФ приняло решение сократить безвозмездные трансферты в регионы. И перейти к их частичному кредитованию. А это две огромные разницы. В опубликованных "Основных направлениях бюджетной политики" Минфина прописано, что расходы федерального бюджета на межбюджетные трансферты составят в 2010 году лишь 85,1% от уровня 2009 года.

В то же время из общей суммы бюджетных поступлений в консолидированный бюджет Воронежской области в первом полугодии 2009 года безвозмездные поступления составили 34%, налог на доходы физических лиц – 24,9%, налог на прибыль организаций – 12,2%, акцизы – 5,4%. Возможно подошло время перехода на прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц.

Для российской экономики с преобладанием нефтегазового сектора и низкой диверсификацией основной причиной финансовых и экономических кризисов является снижение мировых цен на нефть.

Экономический и финансовый кризис в 1990 году был, наряду с общей неэффективностью экономики и государства, спровоцирован падением цен на нефть ниже 20 долларов за баррель. В 1991-1996 цены на нефть держались в районе 20 долларов за баррель, что поддерживало и инициировало кризисное состояние экономики и финансов, низкие уровень и качество жизни населения России.

Провал цен на нефть в район 10-12 долларов за баррель стал главной причиной дефолта 1998 года, наряду с неэффективной и непрофессиональной финансовой политикой руководства страны.

Кризис 2008-2009 годов был инициирован в России общим мировым финансовым и экономическим кризисом, наступившим в период взлета цен на нефть на их исторические максимумы в район 150 долларов за баррель. Сверхвысокие и экономически несправедливые цены на нефть, в которых превалировала спекулятивная составляющая, наряду с другими факторами, включая неконтролируемые спекуляции с финансовыми инструментами, затормозили развитие мировой экономики, подтолкнули ее к рецессии. В итоге цены на нефть (а также на другие сырьевые товары и продукцию) обвалились в район 30-40 долларов в конце 2008г. - начале 2009 года и спровоцировали финансовый и общий экономический кризис, а также спад экономики в России.

В странах ЕЭС (во Франции и Германии во 2 квартале 2009 года ВВП вырос на 0,3% относительно 1 квартала этого же года), в Японии (рост ВВП во 2 квартале - на 0,9%) и США (рост производительности труда, снижение падения ВВП, стабилизация финансовой системы) уже обозначились признаки выхода экономики из рецессии. Китай (ожидается рост ВВП на 8-9% в 2009 году) и Индия и не входили в рецессию.

В России экономический кризис приобрел более тяжелый и длительный характер из-за его полисистемности и фундаментальности. Связан перманентный полисистемный российский кризис с низким качеством накопленного российского человеческого капитала, с криминализацией экономики страны и государства (с высокой коррупцией), с сырьевым характером экономики, с ее сильнейшей зависимостью от нефтегазовых доходов, от экспорта нефти и газа. С глубоким кризисом экономики и общества в ХХ веке, неверной стратегией развития страны в ХХI веке и углублением полисистемного общего кризиса.

По данным ФСГС, промышленное производство в РФ в январе-июле 2009 года по сравнению с январем-июлем 2008 года снизилось на 14,2%. При этом индекс промышленного производства (ИПП) в июле 2009 года по сравнению с июлем 2008 года снизился на 10,8%. А по сравнению с июнем 2009 года уже подрос на 4,7%. Связан этот рост ИПП в июле, вероятно, с ростом средней мировой цены на нефть и металлы.

Основные программы развития России заторможены из-за недостатка финансирования. Даже финансирование важнейшей ФЦП «Развитие транспортной системы РФ» на 2010-2015 годы снижено втрое по затратам на год. А предполагалось инвестировать в дороги и пути 4,65 трлн рублей. В то же время отдача от инвестиций в дороги – самая высокая и близка, по оценкам экспертов, к 100%, т.е. рубль, вложенный в дороги, приносит рубль дохода.

По оценкам многих аналитиков, и, прежде всего, западных экспертов и международных институтов, цены на нефть выше 70 долларов за баррель будут тормозить выход мировой экономики из кризиса и дальнейшее ее развитие. Справедливой ценой эксперты из развитых стран считают цену ниже 60 долларов за баррель.

Дальнейшее развитие России целиком и полностью в среднесрочном периоде зависит от динамики средней мировой цены на нефть, которая определяет также и цену на газ.

В долгосрочном периоде развитие страны будет зависеть от выбранной стратегии, от ее приземленности, рациональности и эффективности. И от эффективности управленческой элиты, которая либо, наконец, выведет страну на новую фазу технологического развития, в направлении эффективной индустриальной экономики и постиндустриальной экономики и высокого качества жизни. Либо оставит ее в прежнем состоянии духовной опустошенности и стагнации.

В зависимости от цены на нефть возможны следующие варианты выхода из кризиса и развития России:

1) Цена на нефть на длительное время упадет ниже 50 долларов за баррель. Выход из кризиса затянется, придется экономить на всем, ВВП будет снижаться в течение нескольких лет, уровень и качество жизни населения также понизятся следом за ВВП на душу населения и нефтегазовыми доходами.

Кризис в Воронежской области углубится в связи с сокращением трансфертов из федерального бюджета. В то же время бюджет Воронежа вырастет за счет увеличения его доли налогов и сборов, собираемых с его территории. Постепенно будут расти сельское хозяйство, переработка, энергетика и обрабатывающая промышленность Воронежа. Они и станут локомотивами роста всей экономики области. Сократятся обороты торговли, сферы услуг, строительства, транспорта.

2) Цена на нефть будет плавать в диапазоне 65-80 долларов за баррель. Устойчивый рост экономики и ИПП начнется в России во втором полугодии 2010 года. Рост средней заработной платы будет следовать за ростом производительности труда. Правительство РФ учтет ошибки 2007-08 годов. Рост качества жизни населения будет определяться ростом ВВП на душу населения и способностью страны справиться с коррупцией и преступностью, включая экономическую преступность.

Воронежская область уже в начале 2010 года выйдет на стадию устойчивого роста экономики за счет роста оборотов промышленности, торговли, сферы услуг, АПК, строительства, транспорта.

3) Цена на нефть будет плавать в диапазоне 50-65 долларов за баррель. Предстоит длительная стагнация экономики России и регионов и небольшое снижение качества жизни населения. Длительность кризиса будет определяться эффективностью работы Правительства РФ и Президента РФ.

Кризис в Воронежской области завершится раньше, чем в большинстве других регионов. Бюджет Воронежа вырастет за счет увеличения его доли налогов и сборов, собираемых с его территории. И это повысит его инвестиционную привлекательность и возможности модернизации инфраструктуры и инженерных сетей. Будут расти сельское хозяйство области, переработка и обрабатывающая промышленность Воронежа. Они и станут локомотивами роста всей экономики области. Сохранятся на сравнительно высоких уровнях обороты торговли, сферы услуг, строительства и транспорта.

В стране происходит техногенная катастрофа за катастрофой. Саяно-Шушенская ГЭС – только их апогей. Вся инфраструктура страны и промышленность полуразрушена. Плохие дороги и гибель людей на них обходятся потерями, по словам Президента РФ, в 1 трлн рублей ежегодно. А тут вновь отдают еще около 100 млрд рублей на несуществующие нанотехнологии. Их новый руководитель Анатолий Чубайс не знает, куда вложить уже имеющиеся у него деньги, нет достойных проектов. И публично об этом заявляет. И в то же время вовсю пиарит некие десятки миллиарды долларов будущей прибыли в ближайшие 10 лет. И это без наличия достаточного количества реальных проектов по нанотехнологиям.

Научимся хорошо, качественно и добросовестно работать в традиционном индустриальном секторе экономики, в АПК, в переработке продукции сельского хозяйства, в энергетике, строительстве и т.д. Справимся с коррупцией и криминалом, с повальным пьянством на рабочих местах, с наркоманией, тогда и можно будет переходить к высоким технологиям на базе накопленного качественного человеческого капитала. А поспешишь – людей насмешишь.

Мы это уже проходили с СССР. Надобно бы когда-то и на своих ошибках учиться и не повторять их в гораздо худших условиях. А иждивенчество на распродажах природных ресурсов пора ограничивать на деле, а не на словах. Иначе так и будем вечно качаться на нефтяных ценовых качелях.

Полный текст статьи по адресу: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=5&page=36

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0