За последние четыре года производство сыров в Белгородской области выросло более чем вдвое. Если в 2012 году в регионе выпускалось чуть более 8 тыс. тонн, то в 2015-м – уже 18 тыс. При этом к 2020 году совокупные мощности планируется нарастить до 30 тыс. тонн. Отметим, что сегодня доля белгородской продукции на российском рынке составляет 3,3 %. Запрет на импорт европейского сыра освободил эту перспективную нишу, что должно стать серьезным стимулом для отечественных бизнесменов. Но пока у отрасли есть не только перспективы, но и проблемы.
Своя ниша не тянет
Многие белгородские фермеры понимают: импортозамещение – подарок судьбы. Столь стремительное развитие хозяйств, которые занимаются производством сыра, при прежних обстоятельствах было бы просто невозможно. Кстати, причиной тому сложившаяся в нашей стране практика формирования рынка этого продукта. Если в Европе больший объем выпускают фермеры, то в России до недавнего времени доминировали крупные заводы, позволявшие мелким производителям закрывать лишь небольшие ниши, например, делать сыры из козьего или овечьего молока.
«Мы получили шанс заявиться на те рынки, которые раньше не могли попасть, – рассказывает глава белгородского крестьянско-фермерского хозяйства Дмитрий Зенг. – Я думаю, что теперь мы не будем оставаться в стороне. Нам сказочно повезло с импортозамещением».
Предприятие Дмитрия с недавних пор пошло в гору. Овечий сыр, производством которого занимается фермер, изначально являлся продуктом для гурманов, но спрос на него резко вырос, и хозяйство, которое способно производить максимум две тонны брынзы в год, на сегодняшний день не может закрыть все имеющиеся заказы. Теперь главное, чтобы такому темпу развития ничего не помешало. Главный страх – ограничения на ввоз импортной продукции продлятся недолго.
«С санкциями отношение к фермерскому хозяйству изменилось, – вторит коллеге фермер Григор Саргсян. – Это хороший толчок. Мы уже почувствовали, что и сами можем, и спрос есть. Самое главное, люди должны быть уверены, что у них есть будущее, что они будут развиваться. А то завтра раз – и откроют границы. И опять фермерское хозяйство развалится».
Белорусские пармезаны
Однако продуктовое эмбарго, которое вступило в силу, не только стало стимулом развития отрасли, но обнажило ряд серьезных проблем, из-за которых в ближайшем будущем резкий качественный скачок вряд ли возможен.
Так, в числе основных препятствий директор крупнейшего регионального производителя «Ровеньки-Маслосырзавод» Леонид Заскалько называет низкую покупательскую способность населения и наводнение рынка белорусскими сырами. Конкурировать с последними сложно. В России цены на сырье выше, а значит, выше и конечная стоимость продукта.
Рано говорить и о том, что местные производители смогут полностью насытить рынок сырами собственного производства. Грайворонский фермер Сергей Лофицкий отмечает, что у нас попросту отсутствует традиция сыроделания как таковая. За границей эта культура формировалась веками.
Из чьих жиров будете
Директор Белгородского регионального филиала Россельхозбанка Алексей Киселев, в свою очередь, причиной того, что в краткосрочной перспективе поднять сырное производство невозможно, называет нехватку сырья. Для производства 1 кг сыра необходимо минимум 10 л молока. И, несмотря на субсидирование молочной отрасли и увеличение надоев с одной коровы, увеличение производства молока пока растет медленно.
Вторая глобальная проблема, по мнению Алексея Киселева, недостаток технологов. Сыр никогда не был в России «главным» продуктом, и для решения этой проблемы в первую очередь нужно развивать традиционные сорта, выпуск которых не требует больших инвестиций. И, естественно, приглашать иностранных специалистов.
Самой же большой проблемой остается цена: качественный сыр – дорогое удовольствие, а большинство продуктов, представленных на полках супермаркетов, более чем наполовину состоят из растительных жиров. Эти сыры, конечно, тоже должны быть на рынке: ввиду низкой стоимости они доступны всем. Но необходимо жестко контролировать торговлю такой продукцией.