Можно ли найти управу на коллекторов
Уголовное дело против коллектора из «Агентства по сбору долгов» (АСД) Евгения Частова (фамилия изменена) наделало много шума. Частов звонил с угрозами должникам и их родственникам. Следователи называли дело первым в России против коллекторов. Частову грозило серьезное обвинение — вымогательство в составе группы лиц. Но Центральный райсуд Воронежа квалифицировал его действия как самоуправство и прекратил уголовное дело за примирением сторон. Впрочем, именно так (ничем) заканчивается подавляющее большинство попыток найти управу на коллекторов. «ВК» разбирался, что делать жертвам коллекторского произвола и поможет ли исправить ситуацию закон о коллекторах.
Невзыскательные взыскатели
21 декабря 2015 года учащихся воронежской средней общеобразовательной школы № 71 на улице Богдана Хмельницкого пришлось эвакуировать. О том, что здание может быть заминировано, сообщили одной из сотрудниц по телефону. Оказалось, звонили работники коллекторского агентства: они таким образом добивались выплаты долга. Полицейские тщательно осмотрели школу, но бомбы не нашли.
Пресс-служба областного управления МВД не владеет статистикой по жалобам на действия коллекторов: они квалифицируются либо как вымогательство, либо как хулиганство.
Впрочем, до суда эти жалобы почти не доходят, а дошедшие редко заканчиваются серьезным обвинительным приговором. Не в последнюю очередь потому, что у должников нет денег на хорошего адвоката, в то время как коллекторское агентство может позволить себе лучших.
Кроме того, люди не всегда знают, на что коллекторы имеют право, а на что — нет. По статистике Генпрокуратуры, почти две трети жалоб безосновательны: люди жалуются на совершенно законные действия.
— Это происходит из-за правовой неграмотности населения. Например, граждане жалуются на то, что коллекторы присылают им CMC или звонят в дверь. А между тем это абсолютно законные действия, — комментирует директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Воронин.
Кроме того, много жалоб поступает на так называемые технические нарушения: коллекторы беспокоят человека, который к долгу не имеет никакого отношения. Но и здесь правоохранительные органы поделать ничего не могут. Звонить людям, не являющимся должниками, преступление ровно в той же мере, в какой и приставание к прохожим на улице.
Темное десятилетие
Хотя коллекторские агентства существуют в России уже десять лет, их количества не знает никто: нет ни официальной статистики, ни государственного реестра. По разным данным, на отечественном рынке их насчитывается от 600 до 15 тыс. Кроме того, не все организации открыто заявляют, что их работа — собирать долги. Иногда коллекторские агентства скрываются под масками юридических или консалтинговых фирм.
— Основная проблема этого рынка в том, что на десять лет он был оставлен без всякого регулирования. За такой срок без надзора криминал появится везде, — говорит Борис Воронин. — Сейчас за регулирование деятельности коллекторских агентств на государственном уровне не отвечает никто. Поэтому жаловаться можно во многие инстанции, но эффективность этих жалоб достаточно низкая.
НАПКА — единственное саморегулирующееся коллекторское объединение в России. Здесь существует этический кодекс, который члены должны строго соблюдать. Сегодня многие крупные банки работают только с членами ассоциации. Пока в НАПКА входят всего 32 компании. Это крупнейшие организации, в совокупности они занимают до 90% коллекторского рынка. Но за бортом остается огромное количество мелких фирм, повлиять на которые не может практически никто.
Сейчас коллекторы работают согласно Гражданскому кодексу (глава 24), который регулирует только самые общие основы их деятельности. И далеко не все агентства соблюдают даже эти минимальные законодательные нормы.
— К нам довольно часто обращаются жертвы коллекторов. Мне ни разу не удалось добиться от коллекторского агентства, чтобы оно предоставило полную информацию о процентах и пенях. Это значит, что, даже если человек начнет платить и погасит долг полностью, с него все равно могут требовать деньги, ссылаясь на то, что не все проценты выплачены, — говорит юрист центра «ЗаконЪ» Владимир Глушаков.
Никаких общепринятых стандартов работы и требований к коллекторам просто нет, и каждое агентство работает по собственным правилам. Эту проблему и должен решить закон, который Госдума обещает принять в срочном порядке до конца весны.
Сейчас на рассмотрении Госдумы находятся сразу три законопроекта по регулированию работы коллекторов. Первый подготовила «Справедливая Россия», второй — Совет Федерации, третий — ЛДПР.
Эти документы в целом похожи. Каждый предлагает четко прописать права и обязанности коллекторов, ввести лицензирование коллекторской деятельности, ввести надзорную организацию. Как ни странно, сами коллекторы — во всяком случае, члены НАПКА — активно поддерживают скорейшее принятие такого закона. Ассоциация даже принимала участие в создании одного из законопроектов: по словам Воронина, недобросовестные фирмы портят репутацию всего рынка, нужны четкие условия работы.
Однако против принятия закона выступил Роспотребнадзор. В ведомстве считают, что с учетом высокого уровня потребительской задолженности закон не нужен. Кроме того, передача прав требования долга с заемщика небанковским организациям не основана на нормах права. В Роспотребнадзоре утверждают, что банк обязан гарантировать «тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов», что делает уступку права требования невозможной.
С ведомством согласны представители Общественной палаты РФ. А президент Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров в интервью одному из федеральных СМИ заявил, что коллекторскую деятельность лучше совсем запретить.
По мнению Глушакова, сделать это невозможно: причина агрессивного поведения коллекторов не столько в праве, сколько в менталитете.
— Все эти приемы «выбивания долгов» родом из девяностых. Психология тех, кто их применяет, осталась там, во временах беспредела. Если попытаться запретить деятельность коллекторов законодательно, ребята с менталитетом «братков» просто уйдут в подполье, и воздействовать на них будет невозможно, — поясняет эксперт. — А вот регламентировать их деятельность – отличный вариант. Чтобы закон работал, нужна санкция, то есть реальное наказание за несоблюдение, — как для отдельных людей, так и организаций. А для этого придется принять еще ряд законов, вносящих поправки в Уголовный или Административный кодексы.
Не все так страшно
Впрочем, есть и истории с участием коллекторов скорее забавные, чем печальные.
Владимир Тимофеев (имя и фамилия изменены) получил в двух банках по кредиту. Через какое-то время обратился в оба для досрочного погашения займов. Через пару недель в первом банке сообщили, что он им остался должен 250 рублей.
Оказывается, кредит-то я погасил, но вот лицевой счет, куда я аккуратно вносил ежемесячные, прости господи, аннуитетные платежи, не закрыл. О такой мелочи я даже не подумал. Вот там и «зависли» неведомо откуда взявшиеся две с половиной сотни. Платить деньги я отказался из принципа, — рассказывает Тимофеев.
Меж тем этот долг вырос до 600 рублей. Звонки из банка прекратились — тот переуступил долг коллекторскому агентству. Оттуда звонили утром, днем и вечером.
В конце концов они мне окончательно надоели, и я отправил их дальше, чем к чертовой матери, — продолжает Тимофеев. — И это, как ни странно, сработало. Банк, с которым я имел дело, вскоре благополучно закрылся, а коллекторское агентство, которое приобрело мой мусорный актив стоимостью 600 рублей, теперь, наверное, «причесывает» других граждан.
Как общаться с недобросовестными коллекторами
Если коллекторы угрожают и оказывают психологическое давление, говорить с ними надо спокойно. Часто в агентствах работают бывшие силовики, которые легко распознают неуверенность и страх.
Если коллекторы звонят в дверь, для начала попросите их предъявить документы, подтверждающие их право требовать возврата долга. Если разговор ведется по телефону, попросите направить копии по почте (по ст. 385 ГК РФ должник вправе не исполнять обязательства перед новым кредитором, пока ему не представят доказательства перехода требования к этому лицу). Следует также запросить документы, подтверждающие величину задолженности, расчет штрафных санкций, процентов и т. п.
Если не получается погасить весь долг сразу, выразите свое несогласие с суммой штрафных санкций и предложите урегулировать спор через суд Здесь очень важно однозначно указать, что дальнейшие переговоры бессмысленны: решаем вопрос только через суд.
Если звонки из агентств носят массированный характер, нужно сообщить, что все телефонные переговоры записываются (желательно, чтобы так и было на самом деле), и упомянуть ст. 163 «Вымогательство» УК РФ. Если не помогает, подготовьте жалобу в правоохранительные органы или прокуратуру с подробным описанием обстоятельств дела.
Если коллекторы пришли к вам домой, их можно просто не пускать. Попытки вскрыть или выбить дверь и тому подобные действия — уголовное правонарушение. Нужно сразу вызывать милицию, а все угрозы записывать на диктофон.
Помните: перед вами — представители коммерческой организации, действия которых ограничены рамками гражданского законодательства. Они не вправе входить без разрешения в дом или офис, изымать имущество и совершать иные, направленные на ограничение прав должников действия. Защищайте свои права, но не забывайте и выполнять обязательства.
На нерадивого коллектора можно пожаловаться в НАПКА (www.napca.ru).
Ирина Преснякова, Светлана Тарасова
Воронежский курьер, №11, 12 января 2016 года.