Воронеж. 18.03.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Игорь Есауленко – один из самых уважаемых и узнаваемых ректоров Воронежа. Всю свою сознательную жизнь он провел на одной работе – в Воронежском государственном медицинском университете им. Н.Н.Бурденко. Игорь Эдуардович признается, что преданность одному месту – это черта его характера. Недавно он отметил важную дату – встретил свое 60-летие, а заодно поделился, с какими мыслями подошел к этому рубежу.
- Писатель Виктор Гюго говорил: «40 лет – это старость молодости, 50 – молодость старости». Ну, а 60 лет – это, наверное, уже не возраст – это приговор. Назад мы уже не вернемся, а будущее, надеемся, будет светло и прекрасно. А в целом возрастной период – это вещь интегральная, потому что сюда входят и воспоминания, и опыт прожитых лет, и пережитые события, и радость, и волнение, и утраты. Но в тоже время любая дата является ступенью в постижении мира, и я рассматриваю свой юбилей как очередную веху в той жизни, которую мне доводится прожить.
- Вы родились в небольшом городке Жигулевск, ныне это Самарская область. Почему решили поступать именно в воронежский мед?
- В Жигулевске я прожил всего три месяца. Отец был военнослужащим, попал под сокращение и демобилизовался. После этого семья переехала в Воронеж.
Желание стать врачом у меня появилось в детстве. И началось с того, что я просто заглянул в будущее. Я взял и прочитал учебник анатомии и физиологии человека за восьмой класс, будучи в шестом классе. Меня это очень заинтересовало, и я стал подбирать литературу, которая бы расширяла кругозор. Приобщение к профессии сначала проходило через самопознание, а в дальнейшем я стал посещать клуб юных медиков.
- Вы учились в 70-е. Принято считать, что советская система образования была если не сильнейшей, то одной из сильнейших в мире. Согласны?
- Это была система, которая позволяла мотивировать людей. Какая бы ни была сильная система образования, она никогда не даст положительного результата, если студент не будет мотивирован.
- Вы в то время были активным членом ВЛКСМ. Нашему современному российскому обществу не хватает подобной молодежной организации?
- Это была организация, которая помогала быть неравнодушным к проблемам и чаяниям людей. И в какой-то степени она вооружала некоторых определенным жизненным опытом. Собственно, чего и не хватает сегодня. В любой деятельности есть негативные стороны, и там они были. Но мне повезло: меня всегда окружали очень активные, инициативные и динамичные люди.
Вообще, моя первая служебная ступень, которую я получил еще в аспирантуре, – секретарь комитета ВЛКСМ.
- Вся ваша взрослая жизнь неразрывно связана с работой в Воронежском медицинском университете. Это черта вашего характера – быть преданным одному делу всю свою жизнь?
- С 1977 года моя трудовая книжка находится в нашем медицинском университете. Я прошел разные этапы – и общественные, и служебные, и педагогические и т.д. Действительно моя жизнь неразрывно связана с медицинским университетом. Это даже уже больше, чем родной дом. Всегда интересна область, которая при тебе совершенствуется, а заодно меняет не только твою жизнь, но и жизнь окружающих.
Медицина - это судьба. Помните, такая песня была: «Комсомол не просто возраст – комсомол моя судьба»? Так и у меня вышло с медициной.
- Никогда не было желания уйти в другую сферу, например, в политику или бизнес?
- Наверное, в политике или бизнесе я был бы неудачен. Эта работа не соответствует моим жизненным интересам, моему эго. Поскольку политика и бизнес требует иных характеристик и человеческого поведения, которые несовместимы с моим характером.
- Наверняка за долгую карьеру вы воспитали немало известных в стране и мире докторов. Есть имена, которыми вы по-настоящему гордитесь?
- Гордиться надо не учениками, а учителями. За время моей работы в вузе училось много интересных личностей, которые возглавляют сегодня практическое здравоохранение Воронежской, Липецкой и других областей. А также успешно трудятся в научной сфере по всей России.
Если наши воспитанники вспоминают своих учителей, если они своим делом, своим поведением, своими поступками показывают преданность вузу, участвуют в образовательных и педагогических процессах, передавая опыт и знания молодому поколению, то тогда наша цель достигнута и мы действительно подготовили тех людей, которыми можно и нужно гордиться.
- Говорят, в бизнесе трудно завести друзей. А как в вашей сфере?
- В образовательной медицинской сфере дружба предполагает прежде всего партнерство. Если речь идет о научной сфере, то это получение новых научных достижений, инноваций. Если речь об образовательной деятельности – это подготовка кадров. Если берем медицинскую сферу – это оказание помощи больному и выработка правильных действий.
- Времени на научную работу сейчас хватает?
- Это уже часть моей жизни. Я пишу статьи, издаю книги, есть подготовленные ученики – девять защищенных докторов наук и 20 кандидатов медицинских наук. Конечно, времени на научную работу сейчас хватает урывками.
- Вы известны своим желанием повысить качество образования, а тем самым – поднять и уровень всей медицины. Как вы полагаете, через сколько лет это может принести свои плоды?
- Задача высшей профессиональной школы – это повышение качества образования. Сегодня практическая медицина шагает семимильными шагами. Поэтому если образование будет опираться на старые подходы, то мы никогда не будем идти нога в ногу с практическим здравоохранением. Появились новые формы обучения – симуляционное, дистанционное, виртуальное и много чего еще.
Не надо гнаться за плодами, надо просто шагать вместе в одном строю с практической медициной.
- Для отдыха есть время? Где любите проводить свободное время с семьей?
- Для отдыха остается мало «окон»: то сессия, то прием документов, то начало нового учебного года. Ректор в это время не имеет права уходить в отпуск.
Отдыхать надо, но, как говорил Владимир Ленин, «отдых – это смена деятельности». Можно и уборку в квартире или приготовление ужина понимать под отдыхом. А так – люблю путешествовать, посещать новые места, знакомиться с традициями, с обычаями разных народов. Еще люблю рыбачить, но никогда не охотился, не убивал животных.