Насколько безопасны атомные станции сегодня?
Спустя 30 лет после аварии на Чернобыльской АЭС человечество вновь и вновь задает себе вопрос: есть ли гарантия, что трагедия не повторится? Безусловно, за это время технологии сделали огромный шаг в сторону безопасности и контроля над всеми системами АЭС. Однако 5 лет назад уверенность в том, что риски радиоактивного выброса в случае аварии на АЭС сведены к ничтожным значениям, поколебалась. Произошла катастрофа на японской АЭС «Фукусима-1». Какие же выводы были сделаны отраслью из последнего нашумевшего случая в атомной энергетике?
«Фукусима»: радиоактивный и информационный выброс
Любое происшествие в сфере ядерной энергетики неминуемо вызывает широкий общественный резонанс и закономерные вопросы к ее безопасности. Наша страна прошла это почти 30 лет назад. Воронежская экономика последствия антиатомной истерии, что называется, прочувствовала на себе. В начале 90-х был приостановлен, а затем и окончательно свернут проект Воронежской атомной станции теплоснабжения (ВАСТ). Несмотря на то, что проблема теплоснабжения города не решена и поныне, горожане на постчернобыльской волне тогда в едином порыве проголосовали за сворачивание проекта.
В 2011 году мировую общественность накрыла новая волна беспокойства, вызванная аварией на японской АЭС «Фукусима-1». Несмотря на то, что авария обошлась без человеческих жертв, информационный фон вокруг нее вновь вызвал настороженное отношение к атомной отрасли. Сама Япония в кратчайшие сроки остановила эксплуатацию всех 52 энергоблоков атомных станций, размещенных на территории страны. Курс на отказ от атомной энергетики в течение нескольких месяцев после аварии на «Фукусиме» провозгласили сразу несколько европейских стран. Наиболее последовательно он проводится в Германии. В будущем там надеются заместить атомную энергетику возобновляемыми источниками энергии (ветрогенераторами, станциями на солнечных батареях и т.п.), но пока следствием сокращения мощностей АЭС стало лишь увеличение доли в общем объеме производимой электроэнергии тепловых электростанций на угле, а заодно и рост выбросов парниковых газов. Впрочем, вызванное аварией на «Фукусиме» снижение доверия к ядерной энергетике продержалось недолго. Сейчас множество стран реализуют или планируют собственные проекты в этой сфере. И даже Япония, хоть и очень неспешно, но перезапускает свои АЭС. Сейчас там в штатном режиме работают 3 энергоблока и еще столько же планируется пустить в ближайшее время. Все громче голоса призывающих к разумному взгляду на энергетические проблемы и в Европе. Так, европейский комиссар по энергетике, германский политик Гюнтер Эттингер недавно признал, что ставка на возобновляемые источники энергии обернулась трудностями для немецкой экономики, а строительство электростанций на альтернативных источниках энергии легло дополнительной нагрузкой на кошельки простых жителей. Более благосклонны во взглядах на мирный атом стали и экологи.
«Я уверен, что в ближайшие лет 80 вряд ли что-то сможет заменить атомную генерацию. Другие альтернативные источники этого сделать не смогут в силу ограниченности ресурса. В атомной генерации с единицы ресурса снимается больше, чем в других видах, причем за меньшие деньги. Скорее всего, в Германии рано или поздно придут к необходимости покупки электроэнергии с АЭС у соседствующих с ними стран. Правда, я все больше склоняюсь к мысли, что прагматичные немцы все равно вступят в гонку по строительству объектов атомной энергетики», — предполагает руководитель общероссийской общественной экологической организации «Подорожник» Юрий Раптанов.
Сейчас в Воронежской области за активное развитие атомной энергетики, по данным независимых агентств Remarket и «Перспектива», высказывается более 70% населения, а в городе атомщиков Нововоронеже — 94%. Более того, именно в строительстве новых энергоблоков Нововоронежской АЭС в последние годы принято видеть один из главных импульсов, способных вывести экономику региона на принципиально новый виток развития.
Новая философия атомной отрасли
Какие же выводы были сделаны российской атомной энергетикой за 30 лет после Чернобыля и 5 лет после «Фукусимы»? Первый заместитель руководителя дирекции Всемирной ассоциации организаций, эксплуатирующих атомные электростанции, Анатолий Кириченко считает, что в последние десятилетия был построен новый миропорядок в сфере атомной энергетики. Он отмечает, что новое осмысление понятия безопасности в мировой атомной энергетике стало возможным благодаря 3 важнейшим изменениям.
Изменение 1. Появление нового ментального понятия — культура безопасности. После Чернобыля была создана система мировых взаимоотношений и поддержки при использовании атомной энергетики, породившая множество интересных решений. В качестве примера технических средств, способных противостоять тяжелым авариям, связанным со смерчем, падением самолета, терактами, повреждением оборудования, руководитель дирекции ВАО АЭС приводит оборудование на шестом энергоблоке Нововоронежской АЭС. Воздуховоды окружающие энергоблок — это одна из систем естественной безопасности. Это охлаждение окружающей средой, без инженерного вмешательства, которому не нужен привод, который может отказать.
Изменение 2. Новая диалектика взаимоотношений человека с атомной энергетикой. Огромная программа реализована для того, чтобы операторы и другие участники могли адекватно вести себя, используя эту энергию. Их подготовку подняли практически до уровня космонавтов, чтобы они могли уверенно предпринимать действия в экстремальных условиях. Примером могут служить регулярные тренировки на Нововоронежской АЭС, в ходе которых операторы отрабатывают свои действия в случае внештатных ситуаций, аналогичных аварии на «Фукусиме».
Изменение 3. Технология глубокой эшелонированной защиты энергоблока, состоящая из 5 уровней и исключающая попадание радиации во внешнюю среду. До Чернобыля подобных уровней было максимум 3.
Что в Нововоронеже было сделано после аварии на «Фукусиме»?
Анатолий Кириченко подчеркивает, что в России невозможно то, что произошло на «Фукусиме», просто потому, что у нас атомные станции не строят на берегу океана. Японская АЭС проектировалась 40 лет назад, и не была рассчитана на землетрясение такой силы. Несмотря на это, российской атомной энергетикой были извлечены необходимые уроки, на АЭС были проведены стресс-тесты, разработаны меры по управлению «невероятными» авариями. По словам руководителя ВАО АЭС, на российских атомных электростанциях был выполнен комплекс дорогостоящих мер, направленных на нейтрализацию непредвиденных случаев.
О том, как совершенствовалась в последние годы система безопасности Нововоронежской АЭС, рассказал заместитель главного инженера Александр Прытков. «Сразу после аварии на японской станции специалисты Нововоронежской АЭС провели оценку влияния внешних исходных событий на безопасность действующих блоков. Была выполнена проверка проекта станции при режимах полного обесточивания, а также внешнего и внутреннего затопления. Кроме того было обследовано важное для безопасности оборудование, необходимое при ликвидации пожаров и затоплений, проведен анализ сценариев с потерей этого оборудования в случае землетрясения. Именно с целью предотвращения подобных последствий все 33 работающих энергоблока 10 АЭС России были оснащены дополнительными передвижными дизель-генераторами и насосными установками. На Нововоронежской АЭС их использование было дважды продемонстрировано в ходе полномасштабных противоаварийных учений 2011 и 2013 года. Анализ событий на АЭС «Фукусима-1» также был учтен при проведении в 2011 году модернизации 5-го энергоблока Нововоронежской АЭС. Было проведено разделение каналов систем безопасности. Из-за их прежнего расположения в одном месте при гипотетическом масштабном пожаре или затоплении существовала вероятность потерять энергоснабжение всех каналов. Кроме того во избежание ситуации, аналогичной произошедшей на «Фукусиме», в защитной оболочке установлена система контроля концентрации и удаления водорода. Безопасность же энергоблоков НВАЭС №6 и №7 по проекту на порядок превосходит блоки прошлых поколений. Защитная оболочка реакторных залов способна выдержать 6-балльное землетрясение, ураган силой 56 метров в секунду падение самолета весом 5 тонн со скоростью 100 метров в секунду, ударную волну, эквивалентную 2,2 тонны взрывчатого вещества на расстоянии 39 метров».
Атомная энергетика: большинство за развитие
Если говорить о динамике развития атомной отрасли, то после некоторого отката назад, строительство и проектирование новых АЭС вновь становится общемировым трендом. Российские атомщики в настоящее время строят АЭС в Китае, Индии, Иране, Турции, Белоруссии, Финляндии Вьетнаме, Бангладеш. «Росатом» заключил комплексные контракты в области атомной энергетики с более чем десятком государств. Высока степень вероятности заключения контрактов на проектирование и строительство новых атомных энергоблоков, а также поставку топлива еще с несколькими странами.
«Развитие атомной энергетики — насущная необходимость мировой экономики. Во-первых, крупные развивающиеся страны, испытывающие потребности в энергии, осознали, что решения проблемы надежного энергоснабжения на основе органических энергоносителей, нефти, газа, угля, не существует. Во-вторых, атомная энергетика — это экология. В США действует 100 энергоблоков АЭС, в Европе — 140, в одной только Франции 58 блоков. АЭС — это серьезный инструмент для сдерживания выбросов в атмосферу парниковых газов. А выбросы АЭС никак не влияют на здоровье людей. Они в тысячу раз меньше дозового облучения от природного фона», — резюмирует заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики России Рафаэль Арутюнян.