Квартальные прения
Необходимый Воронежу документ, регламентирующий строительство в центре города (ограничен улицами 20-летия Октября, Кольцовской, Степана Разина, Софьи Перовской, Выборгской и проспектом Революции), приняли в прошлом году. В частности, документ существенно ограничивает высотность. А один из его ключевых моментов – параметры застройки прописываются по укрупненным кварталам (всего их 182), так что любая строительная компания должна оценивать влияние своего проекта на квартал в целом. В идеале не должно быть нарушения норм высотности, плотности застройки, количества зеленых насаждений. Теперь предстоит уточнять параметры если не всех кварталов, то наиболее проблемных. Недавно в Воронеже прошли публичные слушания по одному из таких – ограниченному улицами Большой Стрелецкой, Станкевича, Свободы и переулком Старинным. И они показали, что работать предстоит над многим.
Перекрыть рост
На публичные слушания пришел главный архитектор Воронежа Антон Шевелев, что можно расценивать как пристальный интерес властей к застройке центра города. Интерес, впрочем, был и у рядовых воронежцев: в квартале – на улице Свободы, 21, – возводится «многоквартирный дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой» (о ситуации вокруг этого участка «ВК» писал не раз).
Именно об этом доме («Мы собрались только ради застройки на Свободе, 21») местные жители хотели говорить, не слушая аргументов чиновников о важности принятия проекта квартала в целом.
Цель проекта, по неоднократным репликам Антона Шевелева, – ограничить высотность квартала тремя этажами: это коснется и уже строящегося здания, и – если таковые появятся в будущем – всех последующих.
– Тем самым мы полностью блокируем себя от возможного самовольного размещения каких-либо объектов повышенной этажности на данной территории, – в который раз пытался добиться понимания Шевелев. – А сейчас мы не знаем, какой объект будет возникать.
Жители во главе с экс-депутатом гордумы, а ныне членом Общественной палаты Воронежа Галиной Кудрявцевой, судя по их эмоциональным репликам, в принципе, хотели того же. Но, не заглядывая слишком глубоко в будущее и не задумываясь о глобальном, сводили разговор к пресловутой застройке на улице Свободы, 21.
Уточнение уточнений
Их тоже можно понять.
Строительство идет полным ходом, а вопросов к проекту здания немало. Он предполагает на самом деле семь этажей; правда, часть их – подземные, а часть расположена на уклонах (перепад рельефа местности – 13,5 м), как указано в документации, «ниже отметки 0,0000». В трактовке этажности разошлись чиновники и прокуроры. Первые выдали разрешение на строительство. По мнению вторых, в этом случае нарушен закон. Судя по переписке между городскими чиновниками (копии посланий есть у «ВК»), в различиях между терминами «этажность» и «высотность» разобраться нелегко.
Сама стройка на уклонах, по мнению местных жителей, «приведет к катастрофе». Председатель ТОС «Уличный комитет №69» Нина Борщевская рассказала, что уже дважды из-за стройки падали заборы, а в некоторых соседних домах по стенам пошли трещины.
Неясным остается и вопрос транспортной инфраструктуры. На местных дорогах еле-еле две машины разъезжаются, а проект предполагает 150 машино-мест и несколько офисных помещений, что не лучшим образом скажется на и без того проблемном движении.
Ответов на эти вопросы на публичных слушаниях не было – представители застройщика, не высказав своей точки зрения, покинули Дом архитектора через черный выход.
План-парадокс
Впрочем, и без их комментариев складывается интересная, но не удивительная ситуация: власть не успевает за строителями.
Планировка квартала только принимается, а здание уже строится. И неясно, будет ли после ее утверждения (а она с большой вероятностью будет утверждена, несмотря на активные и – чего уж там – не совсем справедливые протесты) пересмотрен проект застройки.
К тому же в квартале находится объект культурного наследия «Дом мещанки Суворкиной» начала XIX века. Зона охраны этого памятника на сегодня не установлена, и потому неизвестно, каков будет расклад после ее определения. Возможно, придется снова пересматривать проект.
И при этом, как ни парадоксально, планировку квартала надо принимать уже сейчас. Чтобы в будущем не возникло чего-то монструозного.
Александр Прытков
Воронежский курьер, №7, 29 марта-4 апреля 2016 г.