В Черноземье сделали ставку на садоводство
Фруктовые сады и ягодники названы перспективной и самой прибыльной отраслью в агропромышленном комплексе. Инвестиции в садоводство — всегда немалые, а срок окупаемости — длинный, однако решившие производить фрукты и ягоды предприниматели уверены: затраты того стоят. Именно поэтому садоводы — как начинающие, так и уже опытные — готовы решить все проблемы и буквально возродить отрасль, которая десятилетиями оставалась забытой.
Яблонь цвет
В прошлом году в Белгородской области заложили почти тысячу гектаров садов. Примечательно, что в перспективную отрасль инвестируют хозяйства, раньше никак не связанные с отраслью. Так, в Алексеевском районе Белгородской области руководство предприятия, специализировавшегося на свекловодстве и зерновых, в 2014 году решило создать плодопитомник. Затраты на его закладку составили 15 миллионов рублей, однако уже в минувшем году здесь собрали первый урожай — более 4,5 тонны, и получили первую прибыль в 3,4 миллиона рублей.
Десятки гектаров земли под интенсивные сады отвел крупный свиноводческий холдинг, а известный производитель яблок в Корочанском районе расширяет плантации.
Курские инвесторы тоже вкладывают в садоводство. И если раньше в регионе садами и ягодными плантациями было занято около десяти гектаров, буквально за пять лет эта площадь вырастет в сто раз. В минувшем году куряне высадили 26 гектаров семечкового сада, а также 4 гектара плодово-ягодных кустарников и 10 — садовой земляники. Здесь помнят о том, что несколько веков назад курская антоновка славилась на всю страну как «царское яблоко».
Именно плоды из курского сада доставляли к монаршему двору, и теперь местные аграрии намерены возродить и сады, и былую славу. Например, в Обоянском районе, где до сих пор живы лучшие традиции садоводства, яблоко и вовсе намерены сделать брендом муниципалитета. В том, что их продукция будет востребована, садоводы не сомневаются: и причиной тому не только дефицит импортных товаров, но и популярность местных фруктов и ягод. Выращенные на плодородных черноземах, по качеству они превзойдут любой привозной продукт.
Впрочем, все бизнесмены сходятся во мнении о главном барьере для развития отрасли: это дефицит отечественного посадочного материала. Поэтому наряду с садами в регионах появляются собственные питомники.
Так, обоянский предприниматель Вячеслав Золотарев констатировал: закупать посадочный материал за рубежом — не только дорого, но и небезопасно. Дело в том, что качество саженцев зачастую оставляет желать лучшего, и никто не гарантирует, что маленькие европейские яблони переживут российскую зиму, даже несмотря на то, что последнее время она не так уж и сурова, как раньше.
Ягода-малина
Впрочем, на создании яблоневых садов в Черноземье останавливаться не намерены. Рядом с ними садоводы разбивают плантации косточковых — сливы, алычи, вишни перспективных сортов, а также высаживают ягодники. Так, в Ивнянском районе Белгородской области уже в ближайшие годы появится самая большая в стране плантация малины — 30 гектаров земли. Инвестор Андрей Коваль, представляя проект на заседании малого правительства региона, заявил об особенной востребованности малины: пока на территории России производится лишь пятая часть ягод, реализуемых на рынке. Оставшиеся 80 процентов завозят из Мексики и Китая, и именно этих импортеров планирует потеснить белгородский производитель, выпуская ежегодно до 900 тонн малины.
Правда, собрать весь этот объем с 30 гектаров не смогут: плантация даст только 700, оставшиеся 200 тонн, объединившись в кооператив, вырастят в личных подсобных хозяйствах. Предполагается, что большая часть ягод будет отправлена в магазины — федеральные торговые сети уже заявили о готовности поменять поставщика и взять этот колоссальный объем на реализацию. Инвестор же, в свою очередь, подчеркнул: вопрос с транспортировкой нежной ягоды уже продуман. Сорта для посадки выбраны особые — «зюгана» и «полка». Эти ягоды отличаются крупным размером и способностью долго сохранять свежесть не в ущерб вкусовым качествам.
Садовод отметил, что с этой плантации ни одна ягода не пропадет. Малину нетоварного вида, конечно, не продадут в супермаркетах, однако и ей уже нашли применение. Ее заморозят и потом переработают в концентрат.
Подобный «ягодный кооператив» создан и в другом белгородском муниципалитете. Там начали производить садовую землянику сельские жители, выделив под ягоду по 20—40 соток огородов. Раньше их засаживали картошкой, теперь же, когда земляника так дорого ценится на рынке, клубням уже уделяют не столько внимания. Первый урожай земляники ждали только в нынешнем году — на промышленном производстве ягоду так и получают.
Однако селяне, позаботившись о грядках, собрали землянику на год раньше запланированного. Чиновники, курировавшие проект, признались — такого от белгородцев, раньше не занимавшихся подобным производством, — не ожидали. Сами селяне рассказали, что успеха добились благодаря кооперации: плантации земляники разбили по соседству и постоянно советовались друг с другом по поводу ухода.
Впрочем, именно систему кооперации в садоводстве и намерены возродить в черноземных регионах. Пока же, как признаются сами фермеры, кооперативы существуют лишь дефакто: хозяйства все равно сотрудничают друг с другом, но оформлять отношения юридически не спешат.
Однако чиновники уверены: мелкие производители, объединившись, могут стать настоящей движущей силой в производстве плодов и ягод. На прошедшем в Белгороде заседании Союза садоводов прозвучало, что кооператив могут создать даже дачники. По предварительным данным, на одном участке в шесть соток производится продукции примерно на 45 тысяч рублей в год, между тем в регионе почти 115 тысяч дач, а значит, все вместе они могут выпустить овощей и фруктов более чем на 5 миллиардов рублей. Господдержкой такие садоводы тоже смогут воспользоваться благодаря последним поправкам в нормативную базу.
Перспективы в кадре
Отдельная тема — переработка плодов и ягод, а также кадровый голод возрождающейся отрасли. Решить первую проблему без значительных вложений бизнеса нереально, однако предприниматели уже заинтересовались оживающим фруктовым рынком, причем не только отечественные, но и зарубежные.
Так, швейцарская компания намерена построить первый в России завод по производству пектина в Белгородской области. Ее представитель Колумбан Фогт подчеркнул: главное сырье для производства необходимого в пищевой промышленности и фармации продукта — это яблоки, а их в регионе будут производить все больше и больше. Этим в первую очередь можно объяснить выбор российского субъекта для инвестиций. Кадровый голод садоводческих хозяйств тоже будет утолен. Аграрные вузы уже акцентируют внимание на востребованных специальностях, а эксперты уверены, что решить проблему быстрее позволит целевое обучение.
Так, глава Курской области Александр Михайлов, комментируя ситуацию, отметил, что местная сельскохозяйственная академия давно и успешно проводит целевые наборы студентов. Это позволяет и образовательному учреждению, и потенциальным работодателям не только формировать четкое представление о рынке труда для отрасли, но и — самое главное — получать квалифицированных специалистов, готовых к практической работе на производстве.
И чиновники, и представители бизнеса подчеркивают: барьеров для развития садоводства с каждым годом станет все меньше. Главное — сейчас пережить непростые времена, чтобы после надежно обеспечивать фруктами и ягодами российский, а возможно, и зарубежный рынки.
Анна Скрипка
Российская газета, №67, 31 марта 2016 года.