Воронеж. 04.04.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Почти шесть лет назад в Воронеже была принята программа развития инфраструктуры отдельных территорий городского округа на 2010-2014 годы. Образно говоря, ее цель заключалась в том, чтобы стереть грань между облценторм и близлежащими селами (например, Масловкой и Малышево), избавившись от инфраструктурного неравенства. Общая стоимость двух сотен входящих в нее мероприятий оценивалась тогда в 4 млрд рублей. До конца реализовать ее не удалось из-за недостаточного финансирования, и законодатели решили продолжить борьбу за развитие этих земель. О том, как будет создаваться и выполняться новая инфраструктурная программа отдельных территорий и почему в работе над ней нужно оставаться оптимистом в интервью «Абирегу» рассказал депутат Воронежской городской Думы Александр Тюрин.
– Александр Борисович, на какой срок следует принимать новую программу развития инфраструктуры отдельных территорий?
– Хоть мне и не очень нравится само название – «отдельные территории», – но оно уже прижилось и в обиходе, и в официальных документах. Такой термин применяем к бывшим сельским территориям, которые ранее обслуживались городским транспортом, зачастую были подключены к централизованным системам коммунальной инфраструктуры, которые не так давно официально вошли в городскую черту. И наша задача – дать опережающее развитие данным территориям, выровнять инфраструктурную обеспеченность по всему городскому округу. По моему мнению, необходимо, чтобы действие программы рассчитывалось на 2016-2020 годы, что соответствует сроку полномочий действующего созыва городской Думы. Нужно, чтобы мы успели вместе проработать и увязать необходимые на каждом этапе мероприятия. В принципе, в течение первого полугодия совместными усилиями власти должны выйти на ее утверждение – это организационная работа с минимальными финансовыми вложениями. И далее, после утверждения программы, уже пойдет реализация ее мероприятий, требующая значительных инвестиций из различных уровней бюджета.
– Новая программа будет учитывать те же территории, которые развивались по прошлому документу?
– Да. Речь идет о тех же населенных пунктах, что и раньше. Если говорить о территориях моих округов, то необходимо решить вопросы Масловки, Таврово, Семилукских выселок и Никольского. Разница с предыдущей работой заключается в том, что нам с коллегами предстоит более скрупулезно подойти к разработке положений программы, получить более качественный документ, чем предыдущий, разработанный в прошлом созыве гордумы. Потому что в основном работой занимались только профильные комиссии и депутаты, которые представляли территории. А население было не активно, зачастую вовсе не принимало участие в планировке инфраструктуры, так как не верило в то, что данная программа будет работать, что будут достигнуты совершенно понятные, видимые результаты. Считаю, что в этот раз получится вовлечь в разработку проекта значительно большее количество людей с активной жизненной позицией, что, безусловно, отразится и на качестве программы, и на ходе ее реализации. К сожалению, бывали примеры и корректировок проектной документации, и изменения программных документов в тех случаях, когда некие решения принимались даже без выезда на место, без консультаций с населением. Уверен, сейчас такого не будет.
– Можете привести примеры первоочередных задач по своим округам?
– Конечно. Мне как производственнику, заинтересованному в повышении престижа рабочих профессий, важно развитие Масловской промзоны. Недавно было принято решение по ее расширению. Для этого, естественно, необходимо и развитие близлежащих к ней территорий. Самый логичный шаг в этом направлении – обеспечить жильем молодежь, которая придет на будущие предприятия Индустриального парка. В Масловке много относительно дешевой земли, и на ней могут быть успешно реализованы проекты малоэтажного строительства, которые при поддержке властей решат и кадровые задачи предприятий, и обеспечат жильем семьи молодых специалистов. Поэтому заниматься проектировкой этой территории необходимо как можно быстрее.
Развитие местности, прилегающей к Масловской промзоне, позволит решить и иные накопившиеся вопросы. Например, поселка Подклетное, где сейчас живет порядка 200 человек. Такого количества потребителей не хватает для экономически оправданного размещения торговых объектов, нормального транспортного обслуживания. Буквально за буханкой хлеба жители вынуждены ездить на Машмет. А вот если утвердить понятную для всех программу развития поселка (с учетом потребностей ИП «Масловский»), то за ближайшие годы население вырастет в несколько раз, а инвесторы потянутся на эту землю, улучшая доступность услуг и повышая качество жизни.
Кроме того есть и иные проблемы, непосредственно касающиеся населения отдельных территорий. В 2015 году при общем тренде на снижение арендных платежей и увеличении предложения на рынке коммерческой недвижимости администрацией города было формально исполнено правило о ежегодной индексации арендной платы. Это повлекло за собой уход арендаторов, в том числе и закрытие отделений банков. В той же Масловке недавно закрылось отделение одно из банков из-за повышения ставки аренды помещений администрацией города. В итоге 12 тыс. человек остались без привычной возможности оплатить коммунальные услуги. Сейчас мы пытаемся разрешить проблему дифференциальным подходом к арендным ставкам и во взаимодействии со Сбербанком начинаем популяризацию электронных платежей.
– Как вы думаете, с какими проблемами столкнетесь при разработке программы?
– Думаю, сложность будет не в проработке конкретных деталей планов, а в отсутствии оптимизма. Потому что только большие оптимисты могут выполнять подобную работу. Дело в том, что зачастую мероприятия, которые мы обсуждаем, не дают эффекта ни через год, ни через два, ни через пять. И публичные политики не горят желанием ими заниматься. Посудите сами: инвентаризация сетей в Никольском и разработка проектной документации займет год-полтора. Проще покрасить фасады у школы или посадить газоны – результаты будут куда быстрее. Однако важность разрешения инфраструктурных проблем неоспорима и решать их требуется, не откладывая, уже сейчас. Чтобы через несколько лет развитие территорий стало заметным.
– Ваши избиратели оптимисты?
– Однозначно не ответишь. Когда мы начинали разрабатывать предыдущую программу в 2010 году, наша работа воспринималась с неким скепсисом. Кто-то из жителей близлежащих к городу сел верил в необходимость их развития, кто-то нет. Некоторые люди просто глубоко не погружались в инфраструктурные вопросы. Но к сегодняшнему дню большинство из них переболело нигилизмом. Избиратели понимают, что программа работает, что есть совершенно понятные, хотя зачастую неидеальные, результаты. Поэтому я уверен, что нам удастся более качественно расставить приоритеты в разработке новой концепции.
– А как же инвестиции? Все-таки наступили кризисные времена, бюджеты дефицитные…
– Да, действительно кризис откладывает реализацию некоторых планов. Это видно и по предыдущей программе. Ее финансирование рассчитывалось в объеме почти 4 млрд рублей, тогда как реально удалось вложить лишь 2 млрд рублей. Однако, полагаю, кризис когда-нибудь все-таки закончится. Сейчас важно сделать проект программы, исходя из ожидаемого сценария в экономике, чтобы к моменту стабилизации ситуации у нас уже был готовый документ. Иными словами, пока на утвержденный проект будущей школы в Масловке не будут выделены деньги, не станет понятна стоимость строительства, да и без проектно-сметной документации невозможно привлечь средства в вышестоящих уровнях бюджета. Не факт, что через год получится начать строительство, но никто уже не сможет застраивать отведенный под школу участок, например, жильем.
– А уже какие-то конкретные наработки вами сделаны по этой программе?
– Я провел встречи с жителями территорий буквально в каждом дворе и практически на каждой улице частного сектора. Есть четкое понимание того, где должны быть построены сети водоснабжения, водоотведения, даже где в будущем установят пожарные гидранты. Кстати, с последними наблюдается сюрреалистичная ситуация. Многие улицы не оборудованы пожарными колонками, и в случае пожара реально случится беда. В общем, ситуация с моим округом мне понятна в мельчайших деталях. Но есть еще пять-шесть округов, которые требуют не менее глубокого погружения. Уверен, что у моих коллег по гордуме тоже есть понимание сложившейся на их территориях ситуации. В таком деле нужна синергия: вместе мы сможем быстрее и качественнее развить город и его округ, чем каждый по отдельности.
– Иными словами, программу осталось только написать?
– Да, и еще определить с горадминистрацией порядок ее принятия, чтобы она увязывалась с другими проектами. Возможно, какие-то мероприятия из нее могут проводиться отдельно, но их суть от этого не изменится.