WorldClass

27 сентября 2024, 20:23
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

АиФ-Черноземье // Профессор Воронежского госуниверситета Юрий Трещевский: «Нас спасут санкции»

06.04.2016 18:32

О дорогих огурцах, длинных праздниках и инфляции в головах.

«Чтобы наладить импортозамещение, нужно лет 10-15. Если столько продлятся санкции, мы, как лягушки, будем барахтаться в сметана и собьем ее в масло. А иначе разделим судьбу Римской империи, которая погибла как раз из-за того, что римляне не хотели работать», - считает Юрий Трещевский, профессор, доктор экономических наук.

Народная рента

- Юрий Игоревич, почему же местные воронежские продукты сейчас дорожают быстрее импортных?

- Ничего удивительного. Семена у нас импортные. А если засевать поля своими, мы опять уйдём на 20 ц с га и ручной труд на свекольных плантациях. Средства защиты растений зарубежные, техника - тоже. Рубль подешевел в 2,5 раза, и затраты объективно возросли. Причем на всех стадиях - сельхозпроизводства, переработки, розничной торговли. Чем больше стадий, тем дороже. И нельзя сказать наверняка, что на какой-то из них есть сговор.

Казалось бы, выход прост - использовать отечественное оборудование. Однако продукт тогда будет еще дороже. У нас себестоимость выше: на любом участке работает в разы больше людей, чем в технологически развитых странах. Там труд интенсивнее, хоть и не всегда виден: никто не бегает, не суетится, все ритмично. Но за восемь часов людей выжимают по максимуму.

В нашей же стране за последние 15 лет зарплаты росли быстрее, чем производительность труда. Это оправдано тем, что любой человек у нас в той или иной степени - получатель ренты, которую мы черпаем из природных ресурсов. А еще у нас очень длинный отпуск и огромное количество нерабочих дней. Невозможно представить себе американца, который отдыхал бы две недели в январе и неделю в мае.

- Призываете отменить праздники?

- Отнюдь. Я не сторонник того, чтобы нефтегазовую ренту использовали два десятка олигархов и несколько тысяч тех, кто к ним примыкает. Это государственное достояние, благами должны пользоваться все жители страны.

Еще один фактор роста цен - высокие риски бизнеса. И если, скажем, сельхозпроизводители не могут включить их в цену, то переработчики включают по максимуму. Зайдите на любой воронежский рынок, и вы воочию увидите этот парадокс: свежее мясо стоит дешевле колбасы!

Надо подсматривать

- Почему растут тарифы на энергоресурсы, когда повсюду они падают?

- У нас очень высоки потери - до 25% энергии теряется в сетях. Мы только начали работать с малыми котельными, когда не надо тянуть многокилометровые трубы, а потом их ремонтировать. К тому же удешевление нефти на мировом рынке не означает снижения ее себестоимости у нас. Поэтому не надо удивляться, что топливо, в том числе бензин, дорожает.

- А что же будет с импортозамещением, если санкции отменят так же внезапно, как ввели? Снова «шоковая терапия»?

- Такая опасность есть. Если бы не кризис, включая санкции, падение цен на нефть и т.д., то лет через 10 российское общество не спасло бы уже ничто - мы бы окончательно разучились работать. Если, даст Бог, санкции не отменят еще хотя бы лет 7-8, то, по всей вероятности, в каких-то узловых точках мы научимся трудиться. Но нужна системная работа. Речь должна идти не о единицах, а о сотнях и тысячах авиационных двигателей, о сотнях авиалайнеров, а не об уникальном самолете для президента, который строится в Воронеже. К нашим приоритетам должен относиться и агропромышленный комплекс. Ведь если перекроют каналы продовольствия, не очень-то повоюешь. И, конечно, нужно поднимать машиностроение. Его объем в натуральном выражении с 1990 г. сократился в 10 раз! А если нет машинострения - нет ничего своего.

Чтобы наладить импортозамещение, нужно лет 10-15. Если столько продлятся санкции, мы, как лягушки, будем барахтаться в сметане и собьем ее в масло. А иначе разделим судьбу Римской империи, которая погибла как раз из-за того, что римляне не хотели работать.

- Но реально ли научиться конкурировать с сегодняшними транснациональными корпорациями?

- Почему нет? Какие-то технологии достаточно просто скопировать. Я к этому отношусь очень спокойно и не считаю, что нужно сажать в тюрьму директоров школ, которые использовали нелицензионные программы, чтобы лишний раз расшаркаться перед загибающейся Европой. В Китае это никого не волнует. Можешь делать? Делай, не важно как. Отсюда их рост. Хотя 25-30 лет назад они делали полный хлам: машины не ездили, отвёртки проворачивались... Сегодня они поставляют товары всему миру, и никто не жалуется.

Право на технологии - это лишь способ защитить себя от конкурентов. Так что надо подсматривать, дорабатывать. Можно изменить чужую технологию? Хорошо. Нельзя? Используйте так. И пусть возмущаются - нам нужен результат.

- Разве можно надеяться на новые проекты в машиностроении и АПК при таких высоких кредитных ставках?

- Наша монетарная политика ужасна. Есть такой показатель - коэффициент монетизации: отношение денежной массы к валовому внутреннему продукту. Он должен быть не меньше 0,5. В большинстве европейских стран - около 1. А у нас - 0,3. Денег в экономике мало. И если ставка по кредитам - 30%, с ней нельзя работать. Отсюда - сдерживание темпов роста. Конечно, власти опасаются инфляции. Но инфляция - в головах. Когда все боятся подорожания, продукты начинают дорожать. В 90-е годы коэффициент монетизации был 0,11! Инфляция хлестала, потому что люди разметали товары. И так до 1998 года, когда все рухнуло.

Другого выхода нет

- Каковы перспективы производства в Воронежской области?

-У нас неплохие позиции. Например, оборонка. Конечно, оборудование морально устарело, не все в порядке с персоналом. Но в других местах и этого нет. Нам нужно развивать и авиапром, и космические двигатели. Тем более что наши соседи украинцы от всего отказались. Средства связи и подавления связи востребованы.

Да и АПК будет развиваться, другого выхода нет. У кого условия лучше? Ростов, Ставрополь, Краснодар, юг Сибири - вот и все. А ведь сегодня активизируется спрос на продукты питания со стороны стран, которые еще недавно жили впроголодь. Тот же Китай, остальная Юго-Восточная Азия. Речь идет о двух миллиардах человек.

И третий блок - инфраструктура. Связь между центром и стратегическими портами юга страны идет через нас: М-4, железная дорога. Украина сейчас отрезана на десятилетия, это понятно. Потом внуки помирятся, как французы с англичанами, но это будет не скоро. Как закладывался Воронеж в 1586 г. пограничным городом, так он им и остается.

Юрий Голубь
АиФ-Черноземье, №14, 6 апреля 2016 года.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0