Воронеж. 07.04.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Евгения Уваркина, пожалуй, одна из самых известных женщин Липецкой области. Глава крупного агрохолдинга «ТРИО», руководитель комиссии по вопросам развития АПК в Общественной палате России и мама шестерых детей. Поймать ее для интервью оказалось сложно – почти «на бегу», в перерыве между встречами и совещаниями. О становлении своего бизнеса Евгения Уваркина вспоминать не очень любит – говорит, что это пустая трата времени на разговоры о прошлом. Много и с удовольствием рассказывает о детях, принципах ведения бизнеса и признается, что тоже подвержена перегрузам и усталости, как и любой живой человек.
– Вы – руководитель огромного аграрного холдинга и многодетная мама. Как Вам удается совмещать масштабный фронт работы в бизнесе и большую семью?
– Знаете, я никогда не ставила перед собой цель стать многодетной мамой. Так судьба решила. Появление третьего и четвертого малышей вообще совпали с началом реализации новых проектов в бизнесе, поэтому было очень сложно. Однако я никогда не ставила перед собой вопрос, справлюсь или не справлюсь. Я всегда была уверена, что если по-настоящему захотеть, то можно справиться абсолютно со всем на свете. Мой главный жизненный принцип: если ты хочешь быть счастливым – будь им. Если ты веришь в то, что по-настоящему счастлив, то у тебя удивительным образом все получается: не ощущается усталость, со всем справляешься – и дома, и на работе. Главное – делать все с любовью.
– Случались ли все-таки такие моменты, когда уже опускались руки, хотелось все бросить?
– Конечно же, я не железный человек: бывают моменты перегруза, усталости, когда я понимаю, что в воскресенье мне уже ничего не хочется, кроме как просто отлежаться в кровати. Но на утро это проходит. Просыпаешься и думаешь: «Какие же вчера меня дурные мысли посещали!» Я могу приезжать поздно с работы, возвращаться из командировок в три часа ночи, но при этом мне не сложно встать в 6.15 для того, чтобы проводить детей в школу, садик. Мы с ребятами вместе чистим зубы, завтракаем. У нас это обязательный утренний ритуал. То же самое происходит и в выходные дни. Каникулы, отпуск, праздники мы всегда проводим вместе, большой семьей. Я счастлива от этого и вижу, что счастливы мои дети. Мы очень дружная семья.
– Вы сказали, что не ставили перед собой цель стать многодетной мамой…
– Да, но со временем хочешь все больше любви отдавать детям. Когда я родила четвертого ребенка – Лизунчика, – я сразу же сказала, что у меня обязательно родится пятый. Очень хотела мальчишку. И все сбылось – пятым родился мальчик. Сейчас у нас четыре дочки и два сына. Поэтому я убеждена, что все мысли материализуются, мысли – это первично. Сначала ты думаешь, мечтаешь, хочешь, потом начинаешь делать. Этот принцип срабатывает и в бизнесе, и в жизни. Когда я слышу фразу «У меня не получается!» от сотрудников, то отвечаю, что с таким подходом точно не получится. Человек с такими мыслями только ищет причины для своей неудачи.
– Судя по образу, созданному СМИ, Вы достаточно жесткий руководитель, держите свой бизнес «в кулаке». Дома Вы такая же строгая мама? Или на работе и в семье Евгения Уваркина – это два разных человека?
– Во-первых, и руководитель, и родитель должен быть справедливым. Таков мой принцип. Есть определенные правила, требования, которые должны соблюдаться. В то же время есть определенные ценности – человечность, дружеские отношения, возможность слышать. Поэтому это очень тонкая грань – как быть справедливым родителем и справедливым руководителем. Хотя, безусловно, если дети что-то натворят в школе, я становлюсь очень строгой мамой, как и на работе.
– Вы растите своих детей с четким ориентиром на то, что они, повзрослев, продолжат Ваше дело, или даете им полную свободу выбора?
– Естественно, мне бы хотелось, чтобы кто-то из них пришел в компанию и продолжил наш семейный бизнес. Но я понимаю, что заставлять их нельзя, если они будут тянуться к другой сфере.
Однако если все-таки кто-то из детей примет решение пойти по нашим стопам и придет в компанию, работу он начнет с самого нижнего уровня, чтобы самостоятельно зарабатывать свой авторитет. Мы все начинали работу, когда наша компания была совсем маленькой. Это сейчас в компании работает почти 2,5 тыс. человек в шести районах Липецкой области. Мы занимаемся переработкой сахара, растениеводством, животноводством, производством картофеля. Поэтому авторитет в таком холдинге необходимо заработать самостоятельно. У руководителя, который не имеет авторитета, нет будущего в компании, да и у компании с таким руководителем нет будущего для развития.
– Сами Вы зарабатывали свой авторитет в довольно жесткое время, да еще и в таком бизнесе – более «мужском», наверное. Сначала занимались трейдом сахара, потом постепенно начали осваивать сельское хозяйство. Как вообще решились пойти в бизнес?
– Период кризиса – это период для тех людей, которые не боятся пробовать, идти вперед, искать решения. В этом и заключается предпринимательство. 90% людей – это исполнители, и только 10% – предприниматели. Точно могу сказать, что я отношусь как раз к этим 10%, потому что не боюсь принимать решения и готова идти вперед. У меня есть пословица: «Везет тому, кто везет». Если мы осваиваем новое направление, то мы погружаемся туда полностью, с головой, с пониманием, что нужно разобраться в технологии, потому что взять кредиты, вложить собственные деньги и отдать потом все на откуп кому-то постороннему – это совершенно не в наших правилах. Я и сейчас, на уровне большого холдинга, не допущу, чтобы какое-то новое направление осваивалось без моего участия. Мне необходимо разобраться в процессах. Мне нравится эта работа.
– Что вообще нужно для того, чтобы построить такую агроимперию, как Ваша, – хитрость, везение, финансы, мозги?
– В любой компании – будь то завод или крупное производство, – чтобы из маленького бизнеса вырасти в большую компанию, нужно уметь не только понимать технологию и быть экспертом, но и уметь привлекать к себе в команду талантливых сотрудников, давать возможность развития в твоей компании, то есть помогать им расти, и тогда будет расти твоя компания. Однажды, совсем еще на ранней стадии развития нашего бизнеса, губернатор Олег Королев сказал мне: «Евгения, важно понимать, что такое руководитель», и рассказал историю. Во время уборочной страды (в то время, когда он работал председателем хозяйства) комбайны в поле своевременно не вышли по причине того, что главный инженер сам лично занимался ремонтом своего УАЗа. То есть срыв уборочной на тот момент для него был менее важен, чем сломанная машина. Тогда Олег Петрович мне сказал: «Евгения, сделай так, чтобы ты и твои руководители не были просто слесарями, которые ремонтируют свои УАЗики». Важно, чтобы руководитель мог управлять людьми, а люди потом уже управляли технологическими процессами, оборудованием, из этого и складывается результат.
Один из основных принципов устойчивого развития бизнеса – это честность и порядочность. Однажды я услышала такую фразу от одного бизнесмена: «Если ты способен обмануть так, что этот обман вскроется только лет через 20, то ты можешь себе это позволить. А если обман будет раскрыт раньше, то ты обманываешь себя». И я с этим согласна, даже более верю в то, что добро добром воздастся тебе, и даже не обязательно от того человека, которому ты сделал добро, и наоборот. Обманывая клиентов, поставщиков, государство, ты в конечном счете обманываешь себя. Такой бизнес не имеет будущего – это мое мнение.
– Помимо развития собственного бизнеса сегодня Вы возглавляете еще и комиссию по вопросам АПК и развитию сельских территорий Общественной палаты РФ. Для чего Вам еще и эта «ноша»?
– В начале 2014 года мне предложили поучаствовать в отборе. Я сначала сомневалась и думала, хватит ли у меня времени еще и на это. Общественная работа не оплачивается, отнимает определенное время, кроме того нужно дополнительно ездить в Москву, проводить встречи, общественные слушания, общественную экспертизу. Это довольно приличная нагрузка, сами понимаете. Однако я согласилась, потому что мы как представители бизнеса, как представители гражданского общества должны иметь активную позицию. Не люблю, когда говорят, что виновато правительство, государство. Нужно что-то делать самим, а не просто жаловаться.
Когда я стала председателем комиссии, мы встретились со всеми отраслевыми союзами и обсудили формат работы. Основная задача в работе комиссии – это проведение общественной экспертизы законопроектов, которые вносятся на рассмотрение в Госдуму. Привлекая экспертов для обсуждения, мы способны предлагать конструктивные замечания по доработке этих нормативных актов. У гражданского общества и представителей бизнес-сообщества (по сути, это тоже часть гражданского общества) появляется тем самым возможность делать наши законы, я бы так сказала, более рабочими, правильными, направленными на развитие нашей страны. В целом команда общественной палаты и, конечно же, в первую очередь секретарь общественной палаты Александр Владимирович Бречалов – это люди, на которых хочется равняться, это люди, которые вдохновляют и, я бы смело сказала, возрождают смысл гражданского активизма, когда люди своими достойными делами и собственным примером делают жизнь в нашей стране лучше. Всегда проще найти виноватых и причину почему что-то в нашей большой стране не работает или работает не так, как надо. Но изменится ситуация только тогда , когда кто-то будет делать реальные дела, направленные на улучшения.
Работа нашей комиссии стала площадкой, куда обращается бизнес с предложениями, собственными инициативами.
Поэтому сейчас, несмотря на то что эта работа занимает дополнительно 40% моего времени, я получаю моральное удовольствие от того, что мы делаем серьезное дело.
– Вы известны своей благотворительной деятельностью. Вы считаете, что благотворительность – это неотъемлемая часть предпринимательской деятельности, или просто очень любите людей?
– Мы уже четыре года реализуем социальную программу внутри нашего агрохолдинга. Почему эта идея возникла? Мы работаем на территории шести районов области, поэтому те подразделения, которые там у нас функционируют, конечно, обращались к нам за помощью в различных сферах. Мы старались помогать, но невозможно же запланировать, когда к тебе придут и что попросят, это же все спонтанно. Если откажешь – дискомфорт потом на душе, ведь задачи-то важные – школы, садики. Поэтому мы и создали соцпрограмму внутри ГК «Трио». Под эту программу выделяется отдельный бюджет, составляются планы, прогнозы. Все четко структурировано. Поддерживаем школы, спорт, дома культуры ветеранов. Средства выделяются ежегодно, и это порядка 20-30 млн рублей . Мы понимаем, что с помощью этих средств районы могут участвовать в федеральных и областных программах. Да и работа с главами районов у нас в этой связи выстроена более конструктивно, чем раньше. Ведь на рубль, выделенный по этой программе, район может привлечь пять рублей за счет участия в федеральных, областных программах. Это нельзя назвать термином «государственно-частное партнерство», правильнее было бы назвать «социально ориентированный бизнес». Для себя мы считаем эту программу обязательной и долгосрочной. Конечно, я не могу сказать, будет в следующем году засуха или не будет, на какие финпоказатели мы выйдем, но тем не менее в бюджете наших расходов социальная программа уже есть. Ответственность перед людьми, перед нашими работниками мы с себя снимать не имеем права. Развитие территорий, где живут и работают наши сотрудники, – это долгосрочные инвестиции в наше будущее. Мы хотим, чтобы наши дети, дети наших сотрудников оставались жить и работать в сельской местности, и именно на это ориентированы наши социальные программы. Это инвестиции в наше будущее!