Несмотря на нестабильную ситуацию в российской экономике, белгородское подразделение ВТБ в минувшем году продемонстрировало серьезный рывок. Банк сумел существенно нарастить кредитный портфель, открыв несколько крупных кредитных линий предприятиям реального сектора. О том, как этого удалось достичь, рассказывает руководитель дирекции ВТБ по Белгородской области Алексей Ноздрин.
— Полгода назад вы озвучивали амбициозную задачу — увеличить кредитный портфель с 30 до 40 млрд. Получилось?
— 2015 год, несмотря на все сложности в экономике, был для нас успешным. Мы, действительно, добились плановых показателей и даже перевыполнили их. На данный момент в экономику Белгородчины вложено более 40 млрд. рублей. Хорошую динамику показал средний бизнес. На начало года наш кредитный портфель по этому сегменту составил 7,5 млрд. рублей, а на сегодня он приближается к 8 млрд. Объем привлеченных средств юридических лиц составил 19 млрд. руб., а в виде остатков на расчетных счетах вырос с 1,7 до 2 млрд. рублей. Объем документарного портфеля составляет 4,7 млрд. рублей, в части гарантийных операций произошел рост более чем в полтора раза. Но наступивший год, по нашим ощущениям, будет все-таки тяжелее предыдущего, поэтому заоблачных планов мы не строим. Ставим перед собой задачу добиться прироста от 5 до 15%.
— Откуда взялся такой всплеск кредитования?
— Мы все помним, каким было начало 2015 года, когда ключевая ставка ЦБ была на уровне 17% и банки вынуждены были кредитовать бизнес под 23-25% годовых. Что уж скрывать, очередей за кредитами не наблюдалось. ЦБ провел за полгода около 8 совещаний. Ключевая ставка снижалась и была доведена к августу 2015 года до 11% годовых. А мы, в свою очередь, корректировали свои ставки вслед за ключевой. Пока тенденций к ее изменению нет. Со второго полугодия мы увидели заметное оживление в части кредитования. Ресурсы стали доступнее. Реальный сектор экономики постепенно начал оживать. Наметилась положительная тенденция по работе в инвестиционном направлении.
— С кем из крупных компаний банку удалось сработать?
— Несмотря на сложную экономическую ситуацию, некоторые предприятия закупают новое оборудование, открывают новые направления деятельности, существенно увеличивают объемы производства. Так, сегодня активно развивается группа компаний «Ренна». В прошлом году для этой компании ВТБ был установлен лимит кредитных средств на 1,5 млрд. рублей. В этом году — уже на 2,5 млрд. Предприятие — лидер отрасли по производству молочных консервов. Еще один яркий пример активного развития — «Агропромышленный комплекс «Промагро», который открыл на территории Белгородской области свиноводческий комплекс замкнутого цикла «Оскольский бекон 3» и планирует открыть второй мясоперерабатывающий завод. Это то направление, куда мы вошли достаточно серьезно. Мы заключили с ООО «АПК «Промагро» четыре кредитных соглашения сроком на 7 лет на сумму в 2,4 млрд. рублей и рефинансировали «оборотку» в размере 600 млн. рублей сроком на три года. «Оскольский бекон 3» является аналогом двух действующих свинокомплексов. В настоящий момент уже построено и введено в эксплуатацию 36 корпусов производственной мощностью 25 тыс. тонн в год. Новый мясоперерабатывающий завод «МПЗ 2» будет состоять из трех секторов (в т. ч. сектор убоя и первичной переработки) проектной мощностью 61 тыс. тонн в год. Конструктивные отношения связывают нас и с энергетиками. Так, с группой компаний «Россети» были подписаны три кредитных соглашения с объемом финансирования 8,5 млрд. рублей.
— А какой сегодня средний уровень ставок в ВТБ по кредитам?
— С каждым нашим клиентом ставки обсуждаются индивидуально — здесь нет никакого массового подхода. Мы всегда пытаемся найти конструктивное решение в рыночных условиях в соответствии с пожеланиями клиента. Недавно в России была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), и банк ВТБ первым среди российских банков приступил к выдаче льготных кредитов, предлагаемых в рамках государственной программы стимулирования кредитования Корпорацией совместно с Банком России. К слову, ВТБ пока что единственный банк, который выдает кредиты в рамках данной программы.
— В чем суть программы?
— В предоставлении дешевых денег, которых так не хватает бизнесу для развития, это новый инструмент государственной поддержки кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, таких как сельское хозяйство, обрабатывающие производства, энергетика, строительство, транспорт и связь. Уникальность данной программы состоит в ограничении процентной ставки по кредитам до уровня не более 10% годовых для субъектов среднего бизнеса и не более 11% — для малого. Также в рамках программы существует возможность получения дешевых банковских гарантий.
— Звучит привлекательно. По идее, белгородские предприниматели должны стоять в очереди за такими доступными кредитами. Каковы требования к заемщику?
— Должен быть рабочий бизнес-проект, положительная экономика. И повторюсь, это должны быть приоритетные отрасли: сельское хозяйство, обрабатывающие производства, энергетика, строительство, транспорт и связь.
— Стабильным спросом у предпринимателей пользуется услуга предоставления банковских гарантий. Каковы лимиты по банковским гарантиям в ВТБ?
— Нет никаких лимитов. Суммы гарантий могут быть ограничены лишь возможностями клиента. Но заемщикам важно понимать, что банк не должен работать в режиме скорой помощи. Мы настраиваем клиентов на планомерную, стабильную работу. Ключевое в этой работе — понимание экономики клиента, его возможностей, оценка рисков.
— Стал ли риск-менеджмент банка более жестким? Увеличилось ли количество проблемных клиентов?
— Давайте все-таки называть клиентов не проблемными, а сложными. Да, такие клиенты есть. Работаем с ними индивидуально. Если клиент не закрывается, не готов терять свой бизнес, мы идем навстречу. Пытаемся таких клиентов сопровождать, намечаем пути оздоровления, предлагаем новые графики погашения, реструктуризацию задолженности и другие имеющиеся механизмы. Риск-профиль за прошедший кризисный год серьезно не поменялся.
— Какие отрасли, на ваш взгляд, сегодня входят в группу риска?
— Некоторые клиенты, которые прекрасно чувствовали себя год назад, сегодня, действительно, испытывают трудности. И связано это с изменением формата работы, с той же импортной составляющей. Бизнес, завязанный на импорте, сегодня становится более дорогим в обслуживании, менее конкурентным. Есть проблемные кредиты в сфере строительства. По общероссийской статистике, их около 16,4% , по Белгородской области — 14,6%. Но есть и другие клиенты, которые на глазах «оживают», и, узнав о продлении санкций еще на один год, радостно потирают руки. В пике своей формы сегодня «оборонка», «пищёвка», сельское хозяйство. Кстати, уровень просрочки по кредитам предприятиями сельского хозяйства в области не превышает 2%, тогда как по России этот показатель достигает почти 11%. Поэтому здесь еще играет роль и региональная специфика.
— Одним из нововведений федерального масштаба в 2015 году стали изменения в закон 275-ФЗ «О гособоронзаказе». Теперь все предприятия, работающие по госконтрактам, обязаны открывать в уполномоченных банках специальные счета. В чем суть этой системы, и какова роль банков в ней?
— Основная цель нововведения — сделать прохождение платежей от заказчика к исполнителю прозрачным, чтобы ни один казенный рубль не был потерян либо потрачен нецелевым образом по пути прохождения. Под гособоронзаказ открывается специальный счет, каждому контракту присваивается идентификационный номер. На банки возложена функция надзора за прохождением денег. Создан Национальный центр управления обороной Российской Федерации, куда стекается вся статистика в режиме реального времени. Система работает с сентября 2015 года. ВТБ, конечно, также является уполномоченным банком... На сегодня в белгородском подразделении ВТБ зарезервированы 42 специальных счета.Открыто порядка 15 счетовпод оборонзаказ.
— Предъявляются ли какие-то особые требования к уполномоченным банкам?
— Согласно требованиям, спецсчета по «оборонке» могут открывать только финансовые учреждения с уставным капиталом свыше 100 млрд. рублей. При этомдоля участия государства (прямого или косвенного) в этих банках должна составлять не менее 50%.Банки, которые вошли в эту программу, обслуживают специальные счета бесплатно, хотя с точки зрения сопровождения это довольно плотная работа, требующая внимания и определенной квалификации.
— Банковский рынок в регионе отличается серьезной конкуренцией. В чем Вы видите преимущества ВТБ, убедительные для потенциальных и состоявшихся клиентов банка?
— Мы — большой банк, поэтому и возможности у нас большие. Это, наверное, и есть основное наше конкурентное преимущество. Еще у нас высокое качество обслуживания, хорошая продуктовая линейка, сильная команда. Коллектив профессионалов с глубоким пониманием рынка. Об этом в рекламных целях могут сказать, наверное, многие банки. Но я в эти слова вкладываю особенный смысл и говорю совершенно искренне. У нас есть клиенты и сотрудники, которые работают с ВТБ с 1998 года, то есть с момента открытия точки продаж банка в Белгородской области. А это многое значит, когда человек отдает такой большой кусок своей жизни одной компании...
Елена Карлова
Белгородский бизнес-класс, март, 2016.