Воронеж. 26.04.2016. ABIREG.RU – Аналитика – В кризис принято считать, что отечественному бизнесу приходится очень туго. Особенно если он тесно связан со строительной сферой, которой многие эксперты ранее предрекали немало проблем. Однако есть компании, которые даже в такое время активно развивают свои проекты и, более того, заявляют о прекрасных условиях работы в России. Директор компании «Стегра Ойл», занятой в производстве и поставке электрооборудования, Ваге Степанян рассказал «Абирегу» о том, как приехать с Украины и сделать успешный проект в России.
– У вашей компании довольно необычное название…
– Это аббревиатура, так сокращенно звучат слоги фамилии и имени моего сына (Грант). Кстати, моя вторая компания – ГРЭС, название по такому же принципу выбрано.
– Понятно, а откуда в названии «Ойл»? Нефтепродуктами тоже занимаетесь?
– Когда я жил на Украине, у меня была фирма с аналогичным названием, которая занималась данным направлением. Несколько лет назад я переехал в Россию, в Воронеж, и первоначально хотел продолжить нефтебизнес. Но затем, немного изучив рынок, понял, что электрооборудование более перспективно. Ну, а название осталось прежнее.
– А почему переехали именно в Воронеж?
– Сначала хотел в Москву, но Воронеж при посещении тоже понравился. Столица все же потяжелее в плане бизнеса. В первую очередь я учитывал численность населения, все-таки это столица Черноземья. Я подумал, что для предпринимательства тут более привлекательные условия и, в принципе, не ошибся.
Свежим взглядом со стороны я вижу развитие Воронежа. То, что было три года назад, и сейчас – большая разница, есть много изменений в положительную сторону – дороги, здания и другое. По бизнесу то же самое. Если город развивается – то и мы тоже. В самом начале у меня не было таких объемов, как сейчас.
– А на Украине в каком городе жили?
– В Харькове.
– Различия между Харьковом и Воронежем разительные?
– Города похожи, но Харьков все же отличается, он более молодежный, динамичный, веселый. Жизнь там начинается ближе к полуночи. Хотя Воронеж тоже студенческий город. В Харькове раньше и промышленность была здорово развита, но сейчас по вполне понятным причинам все потухло.
– Если брать именно ведение бизнеса, где проще работать – в Воронеже сейчас или на Украине два-три года назад?
– Самый благоприятный период для Украины был до президенства Виктора Ющенко, 2002-2003 годы. Хотя мы этого тогда особо не ощущали, процесс был более долгоиграющим. В 2008 году, когда грянул мировой кризис, Украина тоже хорошо себя чувствовала. Но все равно, даже если взять самый хороший период для соседней страны и сравнить с самым плохим временем в России – все равно тут для предпринимателей условия лучше. Россия – страна возможностей, тут для бизнеса просто рай. Взять те же налоговые службы: на Украине, если они звонят предпринимателям, то люди начинают готовиться к худшему. В России ФНС несет скорее конструктивную и консультативную роль, я всегда с ними на связи, быстро решаем вопросы. Когда рассказываю об этом своим украинским друзьям, они не верят.
– Насколько нам известно, вы по образованию медик. Как вас занесло в такой специфичный бизнес, как энергооборудование?
– После обучения в Ереване поступил в Харьков на клиническую ординатуру с возможностью защитить кандидатскую. Во время обучения решил подзаработать, в итоге получилось. Понимаете, профессия медика – она очень интеллигентная, на душе тебе морально легче от того, что делаешь. Получаешь настоящее удовлетворение от работы. Но все же эта профессия не такая активная, как у бизнесмена. А я по своей натуре очень активный человек, поэтому в предпринимательском деле чувствую себя комфортно.
– А не было желания соединить бизнес и медицину? Многие сейчас этим занимаются.
– Меня иногда спрашивают об этом. Я категорически против бизнеса в медицине. На мой взгляд, лечение должно быть бесплатным. Государственным, или если найдется такой меценат – пусть сделает бесплатную клинику. Это несравнимые вещи – здоровье и деньги, и совмещать их нельзя.
– Давайте вернемся к вашей компании. Вы работаете на довольно узком рынке, который тесно связан с жилищным строительством. В последние два года об этой сфере разное говорили. А вы каких результатов достигли?
– Если сравнить прошлый год с 2014-м, то у нас выручка выросла в восемь раз, чистая прибыль – в 10 раз. Валовая прибыль увеличилась в шесть раз. Но тут надо понимать специфику нашей компании: оптовая продажа оборудования – это одно, наше собственное производство – другое направление.
Производство существует чуть более года, это интересное направление. На сегодняшний день я ставлю цель увеличить там число сотрудников и сами площади. А то нам скоро придется работать во вторую и третью смены. Для меня это первоочередное направление, даже если где-то будет в ущерб продажам.
– Что именно производите?
– Электрощитовое оборудование, которое на сегодняшний день востребовано везде. Я не скажу, что на рынке тесно, но в любом случае есть конкуренты. Мы делаем акцент на качестве и порядочности.
– А вы работаете и с физическими, и с юридическими лицами?
– С физлицами почти нет, у нас именно оптовая продажа.
– По комплектующим вы работаете с российским или с иностранным производителем?
– Мы боремся за то, чтобы начинка для оборудования делалась в России. Но бывают такие ситуации, когда отечественные производители подводят по срокам, логистика хромает. Но я надеюсь, что скоро они все-таки исправятся. Так что иногда в работе вынуждены использовать зарубежные аналоги. Если берем Китай, то российское производство качественнее, но и дороже. Если берем западные образцы, то они дороже российских. Нам все-таки хочется, чтобы российские марки развивались, и они это могут. Сейчас для этого самое подходящее время.
Тут еще какой момент. Ранее частично европейская продукция шла через Турцию. Произошел конфликт, поставки в РФ по этой схеме прекратились. Мы не знаем, как сложатся завтра отношения с какой-либо другой страной и к чему это приведет. Поэтому лучше иметь такую продукцию в России под рукой.
– А по Воронежу кто-то еще занимается производством этих комплектующих?
– Есть несколько производителей. Но тут еще в чем момент. Если к нам поступает готовый индивидуальный проект из научно-исследовательского института, разработанный на базе иностранных комплектующих, согласованный на этапе проектирования с заказчиком, то мы чисто технически не сможем убрать одну деталь и заменить ее российским аналогом. Проект и оборудование взаимосвязаны. Поменяв всего одну деталь, у нас уже не получится связать всю начинку. Тут нужно четко делать проект под российские изделия, это должно решаться на уровне заказчика и инженера-проектировщика. Мы в данном случае исполнители.
Наши специалисты, такое нередко бывает, изучив полученную проектную схему, могут помочь заказчику оптимизировать уже готовый план.
– С кем работаете из крупных воронежских строительных компаний?
– «Выбор», «ИП К.И.Т.», «Воронеж-Дом», да и много кто еще. Вот сейчас начинаем работу с ГК «Развитие».
– Сильно зависите от их состояния?
– Конечно, мы зависим от их благосостояния, но, слава Богу, у них все хорошо. Бывают периоды сезонного затишья, когда люди могут не покупать квартиры, но на результатах года, полугода, квартала это не отражается. Строительные компании тоже развиваются, становятся более привлекательными. У них темпы продаж в принципе не падают, а растут, это нам тоже помогает, и, что немаловажно, власти не остаются в стороне – оказывают господдержку по ряду направлений.
– Строительство жилых домов – это понятно. А предприятия? Им же тоже нужно такое оборудование?
– Да, уже есть опыт работы с ОАО «Воронежская кондитерская фабрикой», ООО «Воронежские дрожжи», ООО «Грибановский машиностроительный завод», ООО «Сименс Трансформаторы» и другими.
Понятно, что основные наши объемы идут в строительную сферу, но и эти предприятия немаловажны. В промышленности нет сезонности.
– А с властями есть общие проекты?
– Нам всего три года, мы развиваемся постепенно, поспешные решения не принимаем. Если поступят предложения от властей, рассмотрим их. Просто пока такой цели и возможности не было.
– А есть планы выходить на Москву или на другие регионы?
– Мы работаем со строительными компаниями Москвы и Волгограда. В другой регион тяжелее пробиваться, но процесс идет. К счастью, в России развита логистика, можно и в Сахалин поставить продукцию. Мы, например, покупаем кабель с Иркутска, нам это нетрудно. Но все равно это долгий переговорный процесс, будем развиваться и укреплять свои позиции.
– Главные задачи на текущий год?
– Расширить, многократно расширить производство, объемы, номенклатуру. Если сделаем эту работу, то перейдем уже на другие планы. Главное – делать все качественно и в срок.