WorldClass

22 сентября 2024, 18:18
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Берег // ФАС станет жестче

01.09.2009 15:28
Так получилось, что достаточно серьезные перемены в работе на антимонопольном фронте совпали с назначением в регион нового руководителя Управления ФАС по Воронежской области Владимира Рохмистрова. Уроженец Липецкой области, выпускник нашего технологического института, Владимир Васильевич последние 17 лет возглавлял аналогичную службу в Ставропольском крае. По-спортивному энергичный, он с самых первых шагов в новой должности дал понять и власти, и бизнесу: ситуация в Воронежской области будет меняться.

Так получилось, что достаточно серьезные перемены в работе на антимонопольном фронте совпали с назначением в регион нового руководителя Управления ФАС по Воронежской области Владимира Рохмистрова. Уроженец Липецкой области, выпускник нашего технологического института, Владимир Васильевич последние 17 лет возглавлял аналогичную службу в Ставропольском крае. По-спортивному энергичный, он с самых первых шагов в новой должности дал понять и власти, и бизнесу: ситуация в Воронежской области будет меняться.

Основной вектор этих изменений в том, что наша региональная экономика должна
стать по-настоящему рыночной. Когда успешность производителей и продавцов определяется спросом на их продукцию у потребителя, а не личными связями в органах власти, и тем более — не суммами откатов чиновникам.

Изменения, которые претерпел закон «О защите конкуренции», позволяют УФАС более эффективно и четко действовать по наведению порядка на рынке. Реализация этих новшеств заложена как в разработанную и утвержденную на федеральном уровне специальную программу, так и в аналогичные документы в субъектах России. О том, какие первоочередные задачи ставит перед Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области новый руководитель, с Владимиром Рохмистровым побеседовал корреспондент «Берега».

Ряд чиновников нуждается в дисквалификации

— Без развития конкурентной среды невозможно говорить о насыщении рынка, о стабилизации цен и их снижении. Без этого потребитель не сможет стать главным субъектом на рынке. А ведь именно он своим кошельком выбирает, что и сколько купить. Поэтому программа развития конкуренции ориентирована на развитие самых современных элементов рынка и его насыщение.
Например, мы недавно стали изучать региональный рынок на предмет наличия всех составляющих, и выяснили, что уровень производства в области намного опережает возможности бизнеса по логистике. Как результат, доставка продукции до торговых сетей и потребителя — слабое звено. Значит, необходим комплекс мер, направленных на развитие этого сегмента рынка, на котором уже стали формироваться определенные монополисты. Чтобы избежать таких вот «пробок» на естественном пути рыночной экономики, необходимо развивать в каждом ее сегменте малый и средний бизнес. Есть такая поговорка: «на то и щука, чтоб карась не дремал», но и «карась» в этой ситуации заставит «щуку» активнее проводить действия по обновлению продукции, по снижению ее себестоимости, по производству новых, востребованных потребителем товаров.

— Руководители некоторых крупных предприятий привыкли работать по принципу: надо попросить у власти помощи, и всех заставят покупать нашу продукцию...

— Увы, это так. И нам предстоит менять психологию не только таких бизнесменов, но и чиновников. Необходимо разрушить порочную практику, когда директор завода ходит по кабинетам и совещаниям и жалуется: «Мою продукцию не покупают». Почему не покупают? Вы что, ждете, когда к вам придут и встанут на колени? Этого не будет. У вас есть весь набор рыночных инструментов: использование интернета и рекламы, маркетинговые ходы, снижение издержек производства и цены товара, формирование эксклюзивных условий его реализации и привлечение дополнительных сервисных инструментов. Используйте это и, я уверен, что любые трудности начнут решаться. А те, кто умеет только просить власть — «помогите продать» — это иждивенцы. Задача чиновника - формировать общие условия обращения товара. Если он решил кому-то отдать предпочтение — он наш клиент. Законодательством запрещено проводить протекционистскую политику в отношении отдельных предприятий и фирм. Или всем, или никому.

Новая редакция закона заменила понятие «господдержка» на «государственные и муниципальные преференции». Там четко указано, на какие цели власть имеет право выделять средства. В основном это решение социальных задач. И делаться это должно строго под контролем
УФАС. Мы же намерены четко отслеживать, чтобы все преференции были оказаны только в рамках закона и использованы по целевому назначению.

— Вы приехали не так давно, но как, на первый взгляд, хватает здесь «ваших клиентов»?

— Проведенный анализ ситуации показывает: среди воронежских чиновников немало тех, кто привык работать по принципу «законы пишут для кого-то, но не для меня». В отношении таких руководителей мы в самом ближайшем будущем начнем использовать свое право по обращению в суд для их дисквалификации. Наша линия абсолютно прозрачна и понятна: если кто-то из представителей власти мешает предпринимателям работать на рынке, этот человек не имеет права занимать руководящую должность. Мы намерены жестко применять предусмотренные Административным кодексом санкции. Если их окажется недостаточно, то через два месяца вступает в силу соответствующая статья Уголовного кодекса. Не буду ей размахивать, но предупреждаю: она предусматривает ответственность до шести лет лишения свободы.

«Прошу бизнес не стесняться!»

— Зачастую при государственных и муниципальных структурах существуют «прикормленные» частные фирмы, в которые чиновники направляют людей, вынуждая их именно там заказывать услуги. Что делается для ликвидации таких ситуаций?

— Это типичный случай. К сожалению, здесь трудно сформировать доказательную базу: ведь все объясняется людям на словах. Это очень трудоемкий вопрос. Но мы надеемся на то, что здесь нам помогут конкуренты таких фирм: обратятся к нам и предоставят доказательства того, что для отдельных субъектов бизнеса чиновники создали преимущества. Я бы вообще хотел просить воронежский бизнес не стесняться и занять более активную позицию по сотрудничеству с нами. Мы просто не в силах отследить все, что происходит на рынке. Но мы в обязательном порядке будем реагировать на жалобы и обращения, тем более, если они окажутся подкреплены доказательствами.

— Одна из ваших задач — бороться с выстраиванием административных барьеров на пути продвижения продукции. Наши предприниматели неоднократно жаловались на то, что в Белгородской и Липецкой областях встречают активное противоборство проникновению на их рынок товаров из Воронежской области. Хотя при этом наши прилавки завалены продукцией соседей.

— Я на днях разговаривал с коллегой из Белгородской области. Наше Управление ФАС
передало туда материалы россошанского предприятия, и по заявлению воронежских предпринимателей в белгородской антимонопольной службе рассматривается дело. Да, были случаи, когда продвижению продукции мешали, когда торговые сети необоснованно отказывались принимать продукцию. Сейчас белгородские торговые компании дают свои объяснения. Собрать против них доказательства сложно. Но результат уже есть. Если говорить в целом, надо отметить: эта проблема не столь масштабна, как иногда говорят о ней наши предприниматели.

Нужны громкие расторжения

— Совсем недавно воронежская ФАС оштрафовала на крупные суммы газовиков и нефтяников. Удалось ли взыскать эти суммы?

— Пока нет, они оспариваются в судебных инстанциях. Но, как только судебное решение вступит в силу, мы передадим его в службу приставов и будем добиваться полноценного исполнения. Другое дело, что компании по-разному отреагировали на эту ситуацию. В частности, один из крупнейших игроков на рынке продажи бензина полностью исполнил наши предписания и прекратил реализацию топлива в районах области по различным ценам. Если ты доминируешь, то проводи единую ценовую политику — это требование антимонопольного законодательства, и оно исполнено. Для нас это важнее суммы наложенного штрафа.

— Совсем недавно жильцы ряда воронежских домов получили от своих управляющих компаний жировки с многотысячной «корректировкой» платы за отопление. С точки зрения антимонопольного законодательства, это было сделано законно?

— С тем, почему в квитанциях были выставлены такие суммы, разбиралась администрация города, и вопрос был решен: эти жировки отозвали. Что же касается самой ситуации и того, должны ли мы защищать воронежцев от действий управляющих компаний, то отвечу так: в данном сегменте рынка развита конкурентная среда, и собственники квартир сами выбирают свою УК. В Воронеже подобных компаний около 100. Среди них нет доминирующего субъекта, который может злоупотребить положением. Поэтому граждане вправе отказаться от услуг тех управляющих компаний, действия которых не устроили собственников жилья. Нашим людям необходимо быть социально более активными. Управляющие компании — это не чья-то проблема. Это вопрос выбора каждого собственника. Не нравится — проводите собрание, меняйте УК, и тот, с кем расторгли договор, не будет больше думать о том, как бы повысить ставки за свои услуги, а будет стараться сохранить дома на своем обслуживании. Но инерция мешает людям принимать необходимые решения. Воронежу нужны прецеденты, громкие расторжения договоров между жильцами и управляющими компаниями, которые не устроили своими действиями горожан. И мы надеемся, что уже в ближайшее время собственники на это пойдут.

Александр Пылев
«Берег», №95 от 01.09.2009 года

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0