Их двигатель РД-0110 скоро станет вечным
С космодрома «Восточный» в Воронеж вернулись два специалиста Конструкторского бюро химавтоматики – замначальника конструкторского отдела Сергей Кулеев и инженер-конструктор Дмитрий Акименко. Об этом корреспонденту интернет-газеты «Время Воронежа» сообщили в пресс-службе предприятия.
Сотрудники предприятия принимали участие в подготовительных мероприятиях перед первым пуском ракеты на космодроме «Восточный». Десятки раз ракету «Союз-2.1а» они подвергали комплексной проверке подготовки и имитации пуска без заправки топливом.
И, конечно, не их вина, что, когда дело дошло до реального пуска, произошел сбой автоматики. И Владимир Путин чуть ли не лично полез с паяльником на пусковой стол - перепаивать микросхему.
Но момент, признают воронежские инженеры, был волнующим. Они перевели дух только тогда, когда двигатели третьей ступени завершили работу, а выговоры полетели мимо – в сторону Дмитрия Рогозина.
Закон подлости вряд ли мог сработать именно в воронежском сегменте сложнейшего ракетного комплекса - двигателя РД-0110, потому что он пережил более 1500 пусков и является одним из самых отработанных, «вылизанных» и гениальных продуктов космической эры. По сути, это велосипед, изобретенный в Воронеже – его можно бесконечно совершенствовать, но трудно найти принципиальную альтернативу.
Прототип двигателя был разработан в КБХА в 1959-1961 гг. под руководством легендарного Сергея Косберга по техническому заданию Королева. Разработка самого РД-0110 началась в 1963 году первые лётные испытания прошли в 1965-м, а в 1967 году двигатель был пущен в серию на Воронежском мехзаводе.
Двигателю, точнее его базовой конструкции, таким образом, - 50 лет. Уже эра «айфонов» начала клониться к закату, а этот агрегат все служит нам верой и правдой.
В 2006 году на замену старому доброму РД-0110 разработали РД-0124. Но новый двигатель оказался существенно дороже, и с надежностью не все понятно - из-за недостаточной статистики. Поэтому на «Восточный», конечно, выставили старого коня, который космической борозды не испортил – и вывел на орбиту и и спутник «Аист-2Д» и спутники «Ломоносов», и даже наноспутником SamSat-218.
Еще 50 лет эксплуатации – и РД-0110 станет буквально вечным двигателем.
Александр Саубанов
Время Воронежа, 13:38, 29.04.2016.