Доля бюджетных кредитов в суммарной задолженности субъектов РФ превысила 43%
Cуммарный объем госдолга субъектов РФ за I квартал 2016 года увеличился на 1,5% и достиг более 2,35 трлн рублей. При этом в структуре регионального госдолга произошло принципиальное изменение: теперь крупнейшей составляющей госдолга являются бюджетные кредиты, а не коммерческие. Всего с 2007 года объем задолженности российских регионов увеличился почти на 500%. Такие данные приводятся в обзоре «Госдолг российских субъектов» Национального рейтингового агентства (НРА), подготовленном специально для «Известий». По мнению экспертов, краткосрочный эффект от замещения дорогих коммерческих кредитов на бюджетные есть, однако проблему долгов регионалов, ставшую хронической, нужно решать системно. В том числе за счет повышения или перераспределения налогов.
Как отмечают аналитики НРА, в I квартале доля коммерческих кредитов в суммарном объеме госдолга субъектов РФ сократилась на 7,38%, до 34,26%, при этом доля бюджетных кредитов, наоборот, выросла на 8,43%, до 43,31%. Доли двух других составляющих — государственных ценных бумаг и государственных гарантий — незначительно снизились. Таким образом, основным кредитором регионов стал федеральный бюджет.
Специалисты агентства напоминают, что процесс замещения дорогих коммерческих кредитов на более доступные займы федерального правительства начался еще в прошлом году, когда власти приняли решение о том, что такой способ будет более правильным для развития регионов и выполнения социальных обязательств субъектов. В течение 2016 года на эти цели выделено 310 млрд рублей, из них в I квартале — 144,9 млрд рублей (46,7 % предусмотренных средств).
— Фактически в целом по стране наблюдается отчетливая тенденция на замещение коммерческих долгов бюджетными кредитами. Например, в Пермском крае с января по апрель в структуре госдолга субъекта федерации полностью исчезли коммерческие кредиты банков (с 10 млрд до 0), зато бюджетные кредиты выросли на 90% и теперь составляют более 95% всего госдолга региона, — подчеркивают в НРА.
Аналогичные процессы, отмечают в агентстве, проходят и в других регионах. Например, почти на 100% выросла доля бюджетных кредитов в структуре долга Амурской области — с 10,5 млрд рублей до 19,4 млрд рублей. Бюджетные кредиты в Челябинской области увеличились на 310%, с 2,8 млрд рублей до 8,2 млрд рублей.
С одной стороны, указывают в НРА, эта тенденция положительно влияет на финансовую устойчивость регионов, так как их финансовые и кредитные риски при взаимодействии с частными банковскими кредиторами гораздо выше, чем в рамках бюджетных отношений с федеральным центром.
— С другой стороны, такая тенденция усиливает давление на дефицит федерального бюджета (более 700 млрд рублей в I квартале), а также существенно отодвигает вопрос о более фундаментальных действиях по нормализации ситуации с госдолгом регионов, увеличивая зону контроля федерального центра, — отмечают в НРА.
Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик также отмечает, что, невзирая на смягчение проблемы разрыва разницы между доходами и расходами в краткосрочной перспективе, системно проблема не решается.
— Разрыв между доходами и расходами региональных бюджетов сохраняется. Растет и проблема задолженности субъектов, и решать ее надо системно. Например, вводить трансферты, которые бы не просто замещали коммерческие кредиты, но и предоставлялись на определенных условиях. Например, сократить определенные расходы. Чтобы у регионов не возникало ощущение, что проблема решается за счет федерального бюджета, и не возникла проблема безответственного поведения, — говорит Ярослав Лисоволик.
Главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин вообще не видит позитива в процессе замещения коммерческого долга на бюджетный. По его мнению, это может говорить о том, что у некоторых регионов проблема с управлением долгом стала неразрешимой.
В НРА указывают, что традиционно в число наиболее проблемных регионов включают те субъекты РФ, в которых отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета превышает 100%. Таких регионов с каждым годом становится всё больше: по итогам 2013 года их было семь, по итогам 2014-го — 10, по итогам 2015 года — уже 14. В это число входят несколько регионов, в которых проблема сверхвысокой долговой нагрузки является по-настоящему хронической: ни сами регионы, ни федеральный центр не способны решить ее на протяжении нескольких лет.
— Госдолг регионов, который растет вследствие необходимости финансировать бюджетный дефицит и наращивать расходные статьи на фоне падения доходов, будет продолжать увеличиваться. И бюджетные кредиты укрепят свою роль в качестве основного элемента долговой нагрузки большинства субъектов федерации. Не прогнозируется дальнейшего сокращения суммарного бюджетного дефицита в 2016 году, напротив — наиболее вероятным сценарием является его рост примерно на 20%, — прогнозирует аналитик НРА Александр Пахалов.
Он полагает, что в 2017 году возможно улучшение ситуации с бюджетными дефицитами, однако госдолг продолжит расти, хоть и более спокойными темпами. Ярослав Лисоволик считает, что проблему нужно решать более кардинальными способами. Например, за счет перераспределения расходной части между субъектами и федеральным Центром.
— В частности, за счет повышения налоговой нагрузки — например, введения прогрессивной шкалы подоходного налога, который распределяется между региональными бюджетами, — говорит эксперт.
По мнению Евгения Надоршина, решить проблему можно разными способами, в том числе за счет перераспределения доходов, о чем сказал его коллега.
Анна Каледина
Известия, 31 мая 2016,