Воронеж. 31.05.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Недавно один из богатейших российских бизнесменов Вадим Мошкович заявил о строительстве некоммерческой частной школы для одаренных детей у деревни Летово в Новой Москве стоимостью 50 млн долларов. Новость, в очередной раз доказывающая, что в России, несмотря ни на что, все-таки существует некая каста предпринимателей, небезразличная к развитию своей территории и людей, ее населяющих. Предпринимателей, которые, добившись успеха в делах, рано или поздно приходят к выводу о необходимости «отвлечения» денег от получения денежной прибыли и организации образовательных проектов – для взрослых или детей, глобальных или локальных. В Воронеже один такой проект хорошо известен – школа эффективных коммуникаций «Репное», которой в этом году исполняется шесть лет. Основатель – бизнесмен Геннадий Чернушкин. Но успех этому мероприятию не был бы гарантирован, если бы не команда единомышленников, ювелирно подобранная в «Репном». Уважаемый руководитель проекта, мудрая женщина, умница и красавица, директор школы Ирина Карпова – в интервью «Абирегу» о своей любимой работе.
– Смотришь на плеяду выпускников «Репного» и удивляешься: столько светлых, разумных молодых лиц, оказывается, есть в Воронеже. Где вы их находите?
– В Воронеже и Воронежской области, Липецке, Тамбове, Москве. Первый набор в школу состоял из наших знакомых. В дальнейшем мы вышли с информацией о школе в Интернет, в региональные СМИ, и образовался конкурс - четыре человека на место. До прошлого года приемная комиссия школы состояла из руководителей, организаторов и экспертов. Они принимали решение - брать или нет кандидата в школу. В прошлом году мы изменили условия приема: претенденты по-прежнему заполняют анкету, все так же пишут эссе на заданную тему. Плюс к этим требованиям добавился обязательный к прочтению список литературных произведений, по которым комиссия ведет разговор с нашими кандидатами. А главное изменение - это состав приемной комиссии и принцип принятия решения. Эксперты и организаторы по-прежнему входят в приемную комиссию, но ведущая роль (в том числе председателя приемной комиссии) отдается выпускникам школы. Они выносят вердикт, кого брать в школу, а кого нет. Считаю, что это очень правильное решение. Наше поколение не всегда правильно понимает молодежь, а наши выпускники лучше видят и чувствуют людей из своей же среды. Благодаря этому в нынешнем 2015-2016 учебном году собрался очень интересный курс, который отличается от предыдущих. Они более активные и яркие молодые люди.
– Какой из проектов, которые были реализованы в период работы школы «Репное», для вас самый любимый и почему?
– Во-первых, мне очень нравится сам проект «Репного».
Во-вторых, проект непростой в организационном плане и затратный в финансовом – фестиваль актуального научного кино «360». Все, кто в нем работал, получали невероятный интеллектуальный драйв.
В-третьих, мне очень нравится проект выпускников 2014-2015 учебного года, связанный с утилизацией и переработкой бытовых отходов в Воронеже. Было интересно наблюдать за процессом его создания – небольшая группа молодых людей под руководством профессора МГУ Дмитрия Николаевича Кавтарадзе стала совершенно по-другому мыслить и анализировать происходящее, используя системный анализ. Продукт ребята получили очень достойный, а его презентацию провели в Москве на заседании комитета по экологии в Общественной палате России. Группа передала свои разработки в департамент природных ресурсов и экологии воронежского облправительства и ждет обратной связи.
Есть и другие яркие проекты. Например, «Читаем Маршака», который родился совершенно спонтанно: прочитали группой, записали, выложили в Интернет, заняли первое место. Или инклюзивный фестиваль детского творчества «Мы вместе», которым тоже гордимся. Помогли его организовать и провести, а теперь он самостоятельно живет во Дворце творчества детей и молодежи.
Многие выпускники «Репного» делают свои личные проекты. Например, знаю, что Оксана Знова устраивает к Новому году для детей праздники, а Лена Корельская провела в этом году большой фестиваль «Мультяшкино». При этом выпускники активно помогают друг другу.
В этом году Клуб выпускников и эксперт школы Марк Зиновьевич Берколайко делают интересный проект - «Литературный клуб». Сейчас молодежь мало читает, а если и читает, то модные романы, и при этом больше следит за сюжетной линией.
В «Литературном клубе» составили список выдающихся литературных произведений, читают их, а потом проводят подробное обсуждение.
– Как вам в голову приходят идеи тех или иных проектов, кому они приходят?
– Ну, допустим, «Литературный клуб» – это идея Марка Зиновьевича Берколайко. Фестиваль «360» - моя, и о нем я узнала в Политехническом музее. Чаще всего сложно сказать, откуда берутся идеи, - сами приходят!
– Вам важно получить от проекта, прежде всего, интеллектуальный драйв, как вы сказали, или вы ждете какой-то другой выхлоп?
– Само «Репное» и любой проект, который затевается в школе, делается для того, чтобы вырастить новое поколение молодых людей, которым не все равно, что происходит вокруг. Поколение, которое не «заточено» только на собственном благополучии, профессиональном росте и создании какого-то собственного мира. Эти люди понимают, что от них зависит то, в каком обществе мы живем и в каком будем жить. Понимают, что надо делать и для чего.Правда, у меня была некоторая иллюзия, что пройдет пять-шесть лет – и из выпускников появится некоторая плеяда состоявшихся молодых людей, которые будут готовы в проект «Репное» вкладывать свои деньги.
– Как вы подбираете спикеров для школы?
– Наш спикер в первую очередь должен быть не просто специалистом, а авторитетом в своей области. При этом он должен интересно и ярко говорить о сложных вещах простым языком. И это самое сложное. В Воронеже есть отличные специалисты, но большинство из них не заинтересованы участвовать в просветительских проектах. Приходится искать наших спикеров в Москве и Санкт-Петербурге.
Сейчас нам не сложно придумать интересную тему и пригласить экспертов, так как с большинством из них сложились не просто партнерские, а дружеские отношения. Они наши любимые друзья. Это выдающиеся специалисты, яркие и небезразличные люди, и им нравится то, чем мы занимаемся. Если к семинару нужно найти эксперта из новой научной области, можно позвонить и посоветоваться с кем-то из наших друзей, он наверняка подскажет, к кому мне обратиться. В основном это ученые МГУ, ВШЭ, МГИМО, Петербургского университета, РГГУ, Института философии, различных подразделений Академии наук.
Кроме того, Геннадий Викторович Чернушкин предоставляет возможность посещать в Москве открытые лекции тех ученых, с которыми я не знакома.
Да, забыла сказать о том, что наши эксперты не только гуру в своем деле, но еще очень хорошие и добрые люди.
– Вы чувствуете это?
– Да, конечно. Я не могу этого объяснить, но это любой человек чувствует. Если эксперт отчитывает свою тему и при этом не происходит связь с аудиторией, тогда это не тот эксперт, который нам нужен. Есть очень интересные лекторы. Они превосходно говорят, они интересно рассказывают, но им не интересны те, кому они рассказывают, и для меня это очень важно.
Хотя я, конечно, могу и ошибаться в своей оценке, такое тоже бывало.
– На ваш взгляд, какая трансформация происходит со слушателями «Репного» в процессе обучения? Что им дает школа?
– Многие выпускники говорят, что школа заставила их по-другому посмотреть на себя и по-другому понимать свои задачи, по-другому относиться к жизни, к тому, что происходит вокруг. Школа помогла многим перестать бояться, быть более решительными. Некоторые делают отличную карьеру. У нас есть выпускники, которые после школы вообще поменяли профессию и стали заниматься другими вещами. Кто-то решился писать диссертацию. Ну и потом, школа – это не только интересные лекции и встречи, но и общение, переживания. У нас есть выпускники, которые благодаря школе нашли себе пару, и это тоже прекрасно.
– Какие проекты вы мечтаете реализовать, но пока не реализовали? И почему?
– У меня есть мечта, ей очень много лет, но она требует больших финансовых затрат и профессиональную команду «сумасшедших», которые будут готовы ее реализовывать. Давно мечтаю создать большую детскую интеллектуальную деревню, в которую приедут лучшие преподаватели не только России, но и зарубежья. Эта деревня – образовательный проект для талантливых, одаренных детей. В ней необходимо соединить маленьких математиков и физиков с музыкантами, художниками, поэтами. Пусть они обогащают и дополняют друг друга. Уверена, что в результате мы получим очень хорошие плоды – умных, хорошо образованных и воспитанных молодых людей. И тогда мы можем быть спокойны за наше будущее.