На следующей неделе Государственная дума рассмотрит во втором чтении законопроект об обороте земель сельхозназначения
Правительство и депутаты Госдумы сняли основные разногласия в вопросе, что считать заброшенной землей. И уже 7 июня законодатели планируют рассмотреть во втором, ключевом, чтении законопроект «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Минсельхоз подготовил ряд поправок (есть в распоряжении «Известий»), которые будут учтены в новой редакции законопроекта.
Минсельхоз подготовил проект постановления правительства, уточняющего признаки неиспользования земель. К таким признакам относятся: отсутствие работ по возделыванию сельхозкультур на пашне, некошеная трава на сенокосах, сорных травы, занимающие свыше 30% площади земельного участка, отсутствие скота на пастбищах, залесенность и закустаренность пашни свыше 15% площади всего земельного участка и т.д. По информации «Известий», в настоящий момент документ дорабатывается (по результатам согласительного совещания с Минэкономразвития).
Первоначально Госдума предложила все признаки обозначить в приложении к принимаемому закону. Но теперь, как рассказал «Известиям» руководитель комитета по аграрным вопросам Госдумы Николай Панков, депутаты готовы поменять свою позицию.
— Меня как автора данного законопроекта беспокоит вопрос об утверждении признаков неиспользования земель сельскохозяйственного назначения. Надо понимать, что это один из основополагающих моментов в законопроекте, и в соответствии с этими признаками будет приниматься решение об изъятии земельных участков. Для этого изначально и было принято решение о включении этого перечня в текст законопроекта.
— Минсельхоз предлагает предоставить право определить этот перечень правительству России, а не прописывать его в законе, — пояснил депутат. — Для нас главное, чтобы закон заработал сразу — с момента его принятия, имел практическое применение и способствовал вовлечению в оборот неиспользуемых сельхозземель. В связи с этим мы готовы согласиться с предложением Минсельхоза при условии, что действующие признаки доработают в соответствии с поправками депутатов и постановление правительства об их утверждении будет принято одновременно с вступлением закона в силу.
Вместе с тем политики и чиновники до сих пор решают, через какой срок может быть изъят земельный участок. Минсельхоз предлагает в случае неиспользования изымать земельный участок через три года (в законопроекте предусматривался срок в два года). По действующему законодательству такой срок составляет пять лет.
— Мы предлагаем сократить общий пятилетний срок до трех лет. Два года на освоение земельного участка должны быть включены в трехлетний срок, — подчеркнул в комментарии «Известиям» заместитель директора департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России Эдуард Галишин.
Чтобы избежать еще одной лазейки, благодаря которой собственники годами не используют землю, Минсельхоз предлагает ввести требование, что новый собственник земельного участка, который не использовался три года, должен приступить к обработке земли в течение одного года. Собственники, не выполняющие это требование, должны привлекаться к административной ответственности. Для этого вносятся изменения в КоАП.
— При возбуждении Россельхознадзором административного производства собственники понимают, что им грозит штраф, и быстро организуют фиктивную продажу земли своим же аффилированным структурам и тем самым не дают возможности завершить процедуру изъятия. Россельхознадзору приходится заново проводить все процедуры, отсчитывать пятилетний срок использования земли, — пояснил Эдуард Галишин.
Особое внимание в Минсельхозе обратили на несовершенство процедуры проведения торгов при изъятии земельных участков.
На практике органы власти субъекта часто не могут продать изымаемый участок по результатам первых публичных торгов. При этом действующее законодательство не дает ответа, имеют ли они право проводить повторные торги и снизить цену земельного участка при его продаже на повторных торгах.
— Решение суда об изъятии у нерадивого собственника есть, но в ЕГРП сохраняется запись, что он по-прежнему является собственником земли. Никто, до того как запись в ЕГРП будет изменена, распорядиться участком не может. Для выработки единой практики Минсельхозом в качестве начальной цены участка, выставляемого на публичные торги, предлагается использовать либо кадастровую, либо рыночную стоимость земли. Причем выбор должен делать суд, когда рассматривает иск об изъятии земли. Сегодня используется только рыночная стоимость. Если выставленный на торги участок земли не пригоден для сельхозпроизводства (к примеру, зарос деревьями), то из начальной цены участка на торгах предлагается вычитать средства, необходимые для его приведения в состояние, пригодное для ведения сельхозпроизводства, — уточнил Галишин.
И в министерстве, и в Думе говорят о необходимости определиться с дисконтом при продаже изъятых земельных участков.
В Минсельхозе предлагают в случае, когда на первых публичных торгах земельный участок не был продан, предусмотреть в законе возможность выставить его на повторные публичные торги. Цена на повторных торгах должна снижаться на 20%. Если и на повторных торгах участок не приобретен, то муниципалитет сможет приобрести его в собственность за 50% от стоимости, которая была объявлена на повторных торгах. Если и муниципалитет отказался от приобретения участка, то его обязан купить субъект федерации за те же 50%. В Госдуме говорят, что необходимо четко определить процент дисконта, который не приведет к большим затратам бюджетов субъектов. По мнению депутатов, этот дисконт должен составлять не менее 50%.
В России площадь сельхозземель на 1 января 2015 года составляла 196 млн га. При этом согласно сведениям, представленным субъектами Российской Федерации, в 2014 году не использовалось около 12,4 млн га таких земель, находящихся в частной либо государственной и муниципальной собственности, предоставленной гражданам и юридическим лицам на правах аренды и других правах.
Елена Шмелева, Светлана Субботина
Известия, 02.06.2016