В этом году число взыскателей, практикующих незаконные методы, сократилось на 10%
На днях Госдума приняла законопроект об ограничении коллекторской деятельности, однако усилия Центробанка, МВД и Генпрокуратуры по борьбе с нелегальными взыскателями уже привели к тому, что количество нелегалов снижается. За январь–июнь 2016 года «черных коллекторов» стало меньше на 10%. Это следует из расчета компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» специально для «Известий». По оценкам лидера коллекторского рынка, к концу года число недобросовестных взыскателей долгов сократится еще на 20%.
По оценкам «Секвойи», в 2015 году на 30 «белых» коллекторов приходилось 660 «черных». В июне 2016 года число компаний, работающих в рамках правового поля, осталось неизменным, а количество недобросовестных взыскателей снизилось на 10%, до 600 (точный расчет «Секвойя» сделала впервые специально для «Известий»).
Борьба с «черными коллекторами», для которых до сих пор хороши все методы выбивания долгов, активизировалась в 2014 году. Тогда на форуме ОНФ президент Владимир Путин заявил, что правоохранительные органы должны вмешиваться, если взыскатели действуют незаконно. Летом 2015 года Совет безопасности обязал Центробанк и правоохранительные органы усилить борьбу с «черными коллекторами». Суть поручения сводилась к тому, что ведомства должны ввести режим быстрого реагирования: оперативно обмениваться сведениями о нарушениях при взыскании розничных долгов. Жалобы граждан по этому поводу поступают в Службу по защите прав потребителей ЦБ, МВД по ним возбуждает уголовные дела. Но рынок всё равно периодически сотрясали истории, связанные с незаконными действиями коллекторов.
По словам президента «Секвойи» Елены Докучаевой, всё чаще недобросовестные компании привлекаются к ответственности, что заставляет других задуматься и пересмотреть свою модель ведения бизнеса.
— Мы активно ведем борьбу с «черными коллекторами», — комментирует официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной. — Безусловно, мы реагируем на все резонансные ситуации, когда взыскатели используют противоправные методы. Каждую из таких историй мы доводим до логического завершения — вплоть до возбуждения уголовных дел. Последние такие случаи были в Карелии, где коллекторы угрожали взорвать детский сад, в Екатеринбурге и некоторых других регионах.
По словам Александра Куренного, в конце прошлого года Генпрокуратура поставила вопрос перед ЦБ о необходимости более жесткого регулирования на рынке микрофинансирования. Тогда разгорелся скандал, в центре которого оказались «черные кредиторы» — компании, занимающиеся нелегальным кредитованием населения под видом микрофинансовых организаций, которые и при взыскании долгов используют незаконные методы.
Большие надежды власти и участники рынка возлагают на профильный закон о коллекторской деятельности. Законопроект принят Госдумой во втором и третьем чтениях 21 июня. Новые правила запрещают коллекторам применять физическую силу, угрозы, а также наносить вред имуществу и здоровью должника. Четко ограничено время общения взыскателей с заемщиками, количество звонков и встреч. Максимальный штраф за нарушение норм закона — 2 млн рублей. Штрафы начнут действовать с 1 января 2017 года.
По мнению директора Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Бориса Воронина, силовые методы наведения порядка слабо помогают в вопросах неэтичного взыскания, когда коллектор ведет себя вроде бы законно, но некрасиво. Эксперт уверен, что нужны другие инструменты: учет и контроль со стороны госрегулятора и СРО, единые стандарты, которые вводит новый закон.
— Через 3–5 лет рынок станет окончательно прозрачным и о существовании «черных коллекторов» мы будем только вспоминать, — считает Елена Докучаева.
А начальник департамента по работе с проблемной задолженностью группы Бинбанка Сергей Голец не согласен, что принятие закона напрямую повлияет на снижение количества «черных коллекторов».
— Фактически это уголовники и бандиты, называющие себя коллекторами и работающие вне рамок закона, — поясняет представитель Бинбанка. — Они вламываются в дома людей, запугивают или применяют насилие. Эти действия и раньше являлись нарушением законодательства. Более того, они подпадают под множество статей Уголовного кодекса.
По словам собеседника, граждане, столкнувшиеся с «черными коллекторами», должны незамедлительно обращаться в полицию. А полицейские, по мнению собеседника, должны однозначно относить действия подобных компаний к противоправным, а не к профессиональной деятельности по взысканию долгов.
— Сами кредиторы должны оценивать действия нанимаемых коллекторов, при первых тревожных сигналах прекращать с ними сотрудничество, информировать профсообщество и, в случае необходимости, обращаться в правоохранительные органы, — уверен Сергей Голец. — Если все будет именно так, то у «черных коллекторов» не останется поля для деятельности.
Анастасия Алексеевских
Известия, 23 июня 2016, 00:01.