18 января 2025, 11:08
Экономические деловые новости

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Известия // За три года финсектор потерял почти 570 игроков

29.06.2016 19:33

Эксперты полагают, что до конца зачистки еще далеко

За прошедшие три года, с июня 2013-го, когда председателем ЦБ была назначена Эльвира Набиуллина, отечественный финансовый рынок претерпел существенную трансформацию и пережил несколько серьезных кризисных ситуаций. За это время рынок покинуло в общей сложности почти 570 финансовых организаций (банки, управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании). Такие расчеты специально для «Известий» подготовило Национальное рейтинговое агентство (НРА). Зачистка финансового сектора привела к увеличению концентрации игроков, что существенно снизило конкуренцию, хотя до монополизма, уверены эксперты, еще далеко.

На прошлой неделе исполнилось три года с момента (24 июня 2013 года), когда Эльвира Набиуллина заняла пост председателя Банка России. За такое короткое время в жизни финансовой системы произошло несколько кризисных явлений, Центробанк стал мегарегулятором финрынка, сконцентрировав в своих руках контроль за всеми финансовыми секторами. Последнее обстоятельство, в свою очередь, привело к тому, что значительно усилилась работа ЦБ по очищению сектора от недобросовестных и слабых игроков, борьбе с легализацией незаконно полученных денежных средств, незаконным обналичиванием и выводом денег за рубеж. Существенно ужесточились и требования к показателям финансовой устойчивости банков, повысились стандарты корпоративного управления и риск-менеджмента.

Такие существенные изменения регуляторного и нормативного ландшафта привели к тому, что из финансового бизнеса ушло очень большое количество игроков и компаний. Как показывают расчеты НРА, с 25 июня 2013 года по 25 июня 2016 года в общей сложности было ликвидировано 568 финансовых организации, в том числе: 289 банков и небанковских кредитных организаций, 159 страховых компаний, 28 негосударственных пенсионных фондов (НПФ), 92 управляющие компании (УК). При этом статистика выдачи лицензий не идет в сравнение со статистикой отзывов и ликвидаций. За три года было выдано всего пять банковских лицензий, шесть лицензий небанковских кредитных организаций, 37 лицензий управляющих компаний, отмечают в НРА.

Наибольшие потери финансовая система понесла при очистке банковского рынка. С июня 2013 года совокупный отрицательный капитал банков, у которых была отозвана лицензия, превысил 1,1 трлн рублей. Только за шесть месяцев 2016 года отрицательный капитал 31 банка с отозванной лицензией составил 359 млрд рублей.

— Уход большого числа игроков финансового рынка при продолжающемся росте активов приводит к увеличению концентрации активов по крупнейшим игрокам и консолидации финансового рынка. Уже сейчас российская банковская система по коэффициенту монополизации перешла из категории рынков с низкой концентрацией в категорию рынков с умеренной концентрацией, — отметила директор департамента финансовых рейтингов НРА Карина Артемьева.

Она указывает, что совокупные активы 25 крупнейших российских банков превышают 60 трлн рублей, что составляет 81% активов всей банковской системы. Аналогичные процессы консолидации и увеличения концентрации проходят во всех ключевых сегментах финансового рынка, подчеркивает Артемьева.

По ее мнению, ключевыми рисками увеличения концентрации в основных сегментах финансового рынка являются риск общего снижения конкуренции, а также увеличение зависимости всего рынка от финансового состояния крупнейших игроков.

— Зачистка финансового сектора имеет как плюсы, так и минусы, — поддерживает экономист Антон Табах. — С одной стороны, Центробанк очистил рынок от самых «токсичных» игроков во всех сегментах, кроме микрофинансовых организаций. С другой стороны, действительно появилась высокая концентрация. Особенно высокий уровень наблюдается в банковской системе и НПФ. Но я бы не стал говорить, что даже там сейчас можно говорить об опасности монополизации.

Карина Артемьева обращает внимание, что если оценивать уровень конкуренции не в целом по всему банковскому сектору, а внутри групп (то есть только между госбанками в рамках их доли рынка или только между банками с иностранным капиталом), то можно сделать довольно любопытные выводы.

— Например, согласно расчетам, конкуренция между госбанками не снизилась и она по-прежнему указывает на олигополистическую структуру рынка услуг госбанков. В то же время, если посмотреть на частные банки, уровень конкуренции между ними снизился за три года вдвое (это в том числе вызвано уходом с рынка более 250 игроков). При этом если анализировать конкуренцию внутри группы лидеров, то есть среди системно значимых банков, то она даже выросла и обострилась, — делится выводами представитель НРА.

По прогнозу агентства, до завершения чистки банковского сектора конкуренция и число игроков на нем продолжат сокращаться, хотя столь крупных и масштабных потерь уже не ожидается и влияние действий ЦБ на рынок до конца 2017 года, когда регулятор планировал завершить расчистку сегмента, будет ограниченным.

— В целом пик активности по очистке финансового рынка, видимо, уже пройден. Уже к следующему году российский финансовый сектор может принять окончательный вид в плане основных игроков и их долей на рынке. Однако усиление контроля за движением финансов, скорее всего, продолжится, — соглашается управляющий партнер АО «2К» Тамара Касьянова.

Однако глава Сбербанка Герман Греф высказывал мнение, что вряд ли стоит ожидать снижения темпов отзыва лицензий ЦБ, поскольку это зависит не столько от желания регулятора, сколько от того, что многие организации просто не вписываются в новые стандарты, в том числе в плане управления риск-менеджментом. И в этом смысле зачистке будет сопутствовать самоочистка финансовой системы.

Причем это касается не только банков. По мнению советника президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Валерия Виноградова, дальнейшая концентрация на рынке НПФ хотя и необязательна, но возможна. В частности, маленькие фонды просто сами не смогут быть прибыльными в текущих условиях. Что же касается групп, то тут на процесс усиления концентрации повлияет позиция регулятора, который настоятельно рекомендует вести бизнес не в интересах групп, а в интересах клиентов.

Анна Каледина
Известия, 29 июня 2016, 00:01.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0