Воронеж. 01.07.2016. ABIREG.RU – Аналитика – «Перспективы развития здравоохранения в стране напрямую зависят от качества подготовки медицинских кадров», – считает министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. На федеральном и региональном уровнях продолжаются дискуссии о том, как поднять качество медицинской помощи в стране. В том числе предлагаются и весьма оригинальные решения – например, ввести новые врачебные специальности, отвечающие духу времени, или начать обучение медицинскому делу в непрофильных вузах. Однако в ходе дискуссий в СМИ и обсуждения инновационных методик врачебной подготовки эксперты здравоохранения и практики заявляют о том, что Воронежской области нужны именно классические специальности, которых особенно остро не хватает в районах региона.
Начнем с сухих цифр, которые говорят о том, что ситуация в Воронежской области с врачами в целом неплохая. Один из важнейший показателей – обеспеченность специалистами с высшим медицинским образованием на 10 тыс. населения. По данным регионального департамента здравоохранения, в среднем по России эта цифра равна 39,7. Если брать «среднюю температуру» по Воронежской области, то она даже выше среднероссийской – 40,6.
Однако нашему региону присуща общефедеральная болезнь – наблюдается большой перекос между наличием кадров в городе и в районах. К примеру, на 10 тыс. населения в муниципальных образованиях Воронежской области приходится лишь чуть больше 20 специалистов. Эта ситуация – характерная, власти и высшие образовательные учреждения прикладывают силы, чтобы ее изменить, но мешает ряд объективных факторов.
Главными препятствиями для успешной работы врачей в районах являются финансово-экономические и профессиональные причины. Многим специалистам трудно уехать из большого города в маленький районный населенный пункт. Не устраивают финансовые условия, существуют проблемы с жильем, в том числе и с его качеством. Профессионально также проще остаться в Воронеже и работать под шефством сильных областных врачей, учиться у них. Как говорят в профессиональном сообществе, в районах иногда даже не у кого спросить совета.
Государство и крупнейшие вузы пытаются переломить ситуацию.
Большим подспорьем является целевой прием в медицинские вузы, когда, например, талантливый студент из условной Грибановки направляется на учебу в Воронеж. Ему при этом создают особые условия поступления (процесс упрощается), для таких студентов существует также специальная губернаторская программа, по которой идет софинансирование стоимости обучения. Все это должно привести в конечном итоге к тому, что врач вернется в свой родной город и начнет там практиковать. Отметим, что сейчас это происходит намного чаще, чем раньше, хотя и бывают случаи отказа (за это предусмотрены суровые санкции, в том числе финансовые).
По информации департамента здравоохранения, из крупнейшего регионального медицинского вуза региона, Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко, в 2014-2015 годах по целевому направлению пошли работать почти 300 человек.
Для того чтобы переломить ситуацию с трудоустройством в пользу районов области, в 2014 году изменен подход к порядку организации целевого приема в части установления дополнительных мер социальной поддержки: студентам выплачивается ежемесячная социальная стипендия, предусмотрена оплата проезда от места жительства до места учебы и т.д.
Заинтересовать молодого специалиста в работе в медицинских организациях, расположенных в районах области, призвана подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения». В ней предусмотрена социальная поддержка медицинских работников, им предоставляется служебное жилье в районах региона. Лучше всего данное мероприятие реализуется в Лискинском, Борисоглебском, Бобровском, Богучарском муниципальных образованиях.
Помимо этого реализуется федеральный проект «Земский доктор», в рамках которого предусмотрена солидная финансовая поддержка для приобретения жилья. С 2012 года программа уже позволила привлечь на село дополнительно 385 врачей. Наибольшее число специалистов приняли такие районы, как Новоусманский, Рамонский, Каширский, Таловский, Панинский, Верхнехавский, Петропавловский, Хохольский.
Помимо программных мероприятий, озвученных выше, для работающих и проживающих в сельской местности законом Воронежской области установлены меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Все эти социально-экономические меры должны помочь привлечь в районы не только сильные кадры, но и создать комфортные условия на местах, позволяющие спокойно работать и совершенствоваться. Это позволит выращивать профессионалов в районах, у которых потом будут учиться более молодые коллеги
Эксперты подчеркивают, что многие инструменты срабатывают, но в целом проблемы все еще актуальны.
Другой важный момент кадрового вопроса в здравоохранении – нехватка специалистов первичного звена.
«В Воронежской области складывается дефицит врачебных кадров, в основном в первичном звене. Требуются врачи общей практики (семейные врачи), врачи-педиатры и т.д.», – пояснили в департаменте здравоохранения.
Помимо специалистов первичного звена медицинские организации Воронежской области испытывают потребность и во врачах клинических специальностей, таких как анестезиологи-реаниматологи, бактериологи, гастроэнтерологи, инфекционисты, врачи клинической лабораторной диагностики, неонатологи, врачи по лечебной физкультуре и спортивной медицине и другие.
Если говорить словами все тех же сухих цифр, то в Воронежской области на данный момент обеспеченность участковыми врачами-терапевтами в два раза ниже, чем в среднем по России.
Отметим, что здесь трудности также пытаются исправить. В 2017 году состоится первый выпуск по новым стандартам обучения. Выпускники будут готовы к самостоятельной профессиональной деятельности в амбулаторно-поликлинических условиях в должностях участковых врачей-терапевтов и участковых врачей-педиатров. Вышеуказанные специалисты получат допуск к профессиональной деятельности через аккредитацию. В 2017 году в первичное звено должно будет влиться более 700 молодых профессионалов.
Принципиальным отличием является увеличение доли практической подготовки в процессе обучения начиная с младших курсов и особенно на старших курсах. Этим обеспечивается готовность выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности в амбулаторно-поликлинических учреждениях (в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи) в должностях участкового терапевта, участкового педиатра или амбулаторного стоматолога непосредственно после окончания высшего учебного заведения. Предполагается, что выпускник будет готов к профессиональной деятельности сразу после получения диплома. Предусмотрен также новый принцип последипломного непрерывного образования, основанный на ранжировании длительности обучения в ординатуре (от двух до пяти лет). К слову, 85% врачей в Воронежской области – выпускники ВГМУ им. Н.Н. Бурденко (в Липецкой области их 75%).
В воронежском вузе резюмируют, что готовы закрывать и другие проблемные направления, но у государства не всегда бывает возможность оказать финансовую поддержку.
«Несколько лет назад в регионе была большая потребность в анестезиологах. Нам выделяли финансирование по этому профилю для пяти ординатур, а мы запросили 90! Есть специальности, которые очень востребованы, а есть менее. Но мы пытаемся на это влиять. Министерство пошло нам на встречу и выделило места. Эту ситуации постепенно исправляем, а ведь еще несколько лет назад один анестезиолог был на несколько районов области», – прокомментировали в ВГМУ им. Н.Н.Бурденко.
Отметим, что в ряде российских регионов проблему пытаются решить и путем открытия медицинских факультетов в непрофильных вузах. Подобные шаги вызывают споры в кругах здравоохранения. Большая часть экспертов указывает на недостаток опыта подготовки кадров, которые могли бы преподавать эти науки в неклассических медицинских учебных учреждениях. Добавляет определенной остроты проблеме и отсутствие у непрофильных учебных заведений связи с практическим здравоохранением, где должно происходить становление молодых врачей: будущий врач должен учиться у постели больного, а не по картинкам в аудиториях. В конечном итоге большинство аналитиков и медиков-практиков с большим сомнением относятся к подобным инициативам.