Воронеж. 01.07.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Управление Росприроднадзора по Воронежской области через апелляционную инстанцию будет добиваться отмены решения арбитража, «простившего» компании «Трансаммиак» загрязнение почв в результате крупной химической аварии и утечки аммиака. Так, по мнению ведомства, суд проигнорировал значительную часть его доводов, не выяснил всех обстоятельства дела и, забыв про нормы процессуального права, принял сторону компании с сомнительной репутацией. В дело включились эксперты из федерального центра.
«Обжалуемое решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применением норм процессуального права и в противоречие с правовыми позициями Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ», – говорится в апелляционной жалобе.
Напомним, в результате утечки аммиака 21 июня 2015 года, по подсчетам экологов, были повреждены около 150 га земли (выжжены посевы фермеров, усох лес), в реке Сухой Карачан всплыли 4 тыс. мертвых рыб. МЧС экстренно эвакуировало почти 800 жителей села Липяги, и минимум один человек был госпитализирован с токсическим ожогом легких. Большего количества жертв удалось избежать лишь благодаря тому, что региональные спасатели и руководство района оперативно вывезли людей из зоны аварии. Эвакуация коснулась даже животных с ферм – настолько сильна была угроза от химического загрязнения.
Несмотря на это, специалисты из Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова, привлеченные «Трансаммиаком», заявили, что выявленная в почвенных пробах концентрация азотного нитрита «не свидетельствует о причинении вреда». Они пришли к выводу, что речь идет о «фоновой» концентрации, которая не вредит почве, поскольку нитриты всегда присутствуют в земле как результат естественных процессов. Иными словами, эксперты из, казалось бы, солидного учреждения никаких признаков загрязнения почвы не нашли и решили, что вещество попало туда… само.
Точку в деле поставили эксперты Российского федерального центра судебной экспертизы (ФБУ «РФЦСЭ») при Минюсте РФ, на основании выводов которых арбитраж и вынес решение. Госэксперты заявили, что нитритный азот является переходной формой, не токсичен и данное вещество не является для почв загрязняющим. Интересно, что, несмотря на наличие утвержденных российских методик проведения подобных исследований, эксперты Минюста опирались на зарубежную литературу. Этот факт не смутил и судью, которая сочла, что заключение экспертов «не содержит противоречий, отсутствуют основания для иного толкования выводов». Также она не нашла оснований считать данное заключение сомнительным.
Любопытно, что суд не подверг полученные данные оценке, как это обычно делается со всеми представляемыми ему аргументами. Хотя выводы этих экспертов кардинально шли вразрез с результатами исследований других ученых – воронежских. Они, в свою очередь, выяснили, что нитритный азот – предшественник нитратного азота, являющегося токсичным, и если не напрямую, то косвенно является экотоксичным.
Еще одним спорным моментом, на который указывается в апелляционной жалобе, стала отсылка арбитража к отмене Грибановским райсудом назначения «Трансаммиаку» административного наказания за нарушение правил обращения с пестицидами. Странно, что, в то время как один суд «подсматривает» за другим, он не замечает того, по какой причине райсуд передумал наказывать компанию. А причина была техническая – неверное извещение Росприроднадзором компании о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении за несоблюдение экологических требований при эксплуатации аммиакопровода. На основании этого протокола Грибановский райсуд и отменил постановление. Росприроднадзор допустил ошибку по банальной причине «человеческого фактора».
При всем этом арбитраж даже не потрудился принять во внимание постановление Центрального райсуда Воронежа. Он, в свою очередь, установил, что после попадания в реку Сухой Карачан аммиака произошла массовая гибель рыбы.
Более того, Воронежский арбитражный суд отказался приобщать к делу жалобу самих пострадавших жителей села Липяги. «О выбросе аммиака населению ОАО «Трансаммиак» не сообщило, если бы не почувствовали запах, то, возможно, все погибли бы. ОАО «Трансаммиак» не проинформировало и надзорные органы, видимо, с целью, чтобы не успели отобрать пробы и оценить произошедшее. Пробы отобрали только на следующий день после обеда, а концентрация аммиака была все равно высокой, что и не удивительно, ведь выброс аммиака составил более 5 тонн, а не в десять раз меньше, как заявляет ОАО «Трансаммиак». Объект, где произошел выброс, находится в поле, никем не охраняется, что и привело к аварии. ОАО «Трансаммиак» не обслуживает объект, им нужна только прибыль… Как все отразится на здоровье населения нашего села – никто не знает, ведь ничто не проходит бесследно», – говорится в этой жалобе.
Как итог суд при вынесении решения опирался исключительно на аргументы, фактически выгодные виновнику аварии. Это заставляет усомниться как минимум в его профессионализме и заподозрить его в предвзятости. Однако, как полагают эксперты, разразившейся коррупционный скандал в Воронежском областном суде, на фоне которого свои посты оставили председатель облсуда Виталий Богомолов и его заместитель Владимир Маслов, в перспективе может заставить арбитраж рассматривать дела более внимательно.
В любом случае Росприроднадзор сдаваться не намерен. К новому разбирательству ведомство подключило своих коллег из федерального центра, которые готовы помогать отстаивать позицию в суде. Речь ведь идет о резонансном деле, которое не раз заставляло обычно сдержанного в словах губернатора Алексея Гордеева резко критиковать «Трансаммиак» и призывать все уполномоченные ведомства подойти к рассмотрению ситуации особо внимательно и наказать всех виновных. Выходит, что нежеланием отвечать за свои поступки «Трансаммиак» ставит под удар и авторитет главы региона.
К слову, сумма, которую пытается взыскать воронежский Росприроднадзор – 12 млн рублей, – довольно смешные деньги с учетом оборотов «Трансаммиака». Если бы компания была ответственной и заботилась о своей репутации, то разумнее было бы возместить ущерб добровольно. Вопреки здравому смыслу она бросает силы на то, чтобы всеми правдами и неправдами уйти от ответственности и замять дело, откровенно ни во что не ставя ни власть, ни жителей области.
На фоне судебных разбирательств продолжается расследование уголовных дел по факту аварии, возбужденных в октябре 2015 года воронежским управлением СК РФ. Суммарный экономический ущерб от происшествия, по мнению следователей, составляет более 855 млн рублей. Впрочем, пока расследование постоянно продлевают. Как поясняют в пресс-службе, это происходит «в связи с необходимостью проведения ряда следственных и процессуальных действий, а также получения результатов ранее назначенных судебных экспертиз». Впрочем, по информации источников «Абирега», следователи все это время в том числе ждали решения арбитража по взысканию ущерба, чтобы понимать, к какой судебной тяжбе готовиться им.
Напомним, что аммиакопровод Тольятти – Одесса находится под контролем химического предприятия «Тольяттиазот» – расположенного в Самарской области гиганта по производству аммиака и другой химической продукции. Аммиакопровод – сооружение советских времен. Его протяженность – 2,195 тыс. км, половина из которых проходит по территории России, а другая половина – по территории Украины. Показательно, что ранее российская часть аммиакопровода – ОАО «Трансаммиак» – напрямую принадлежала ОАО «Тольяттиазот». Однако несколько лет назад «Трансаммиак» был переведен на офшоры. «Тольяттиазот» на сегодняшний день считается самым технологически отсталым заводом в отечественной агрохимической отрасли, работая всего на 2/3 от своего потенциала, но при этом уверенно лидирует по числу нарушений в сфере экологии, промышленной безопасности и охраны труда. За последние четыре года Ростехнадзор выявил на предприятии сотни серьезных нарушений: в 2011 году – около 600, в 2012 году – 200, в 2013 году – еще 300 нарушений. Основными акционерами «Тольяттиазота» являются Владимир и Сергей Махлаи и швейцарский бизнесмен Андреас Циви. На данный момент они заочно арестованы по уголовному делу о мошенничестве в особо крупном размере при реализации продукции на экспорт. Оба Махлая и Андреас Циви находятся в федеральном и международном розыске, как и бывший генеральный директор предприятия Евгений Королев.