Предпринимателям и местной власти трудно работать, не выходя за рамки закона
Удивительные подробности условий существования бизнеса выяснились на заседании координационного совета по малому и среднему предпринимательству при воронежском мэре. Взявший слово вице-президент Торгово-промышленной палаты области Николай Щипелев сообщил собравшимся:
– Одним из проблемных вопросов является подход к лицензированию бизнеса, продающего алкоголь. Механизм лицензирования розничных точек и заведений общественного питания, должен был поставить преграду для работы нелегалов. Однако в сложившихся реалиях только провоцируется рост теневого сектора. Складываются условия, когда предпринимателю очень тяжело войти в законное поле и легко работать в незаконном, - цитирует его пресс-служба мэрии.
Интернет-газета «Время Воронежа» попросила Николая Щипелева прояснить, что он имел в виду.
- Представьте, что вы купили квартиру на первом этаже дома, - развернул картину Николай Семенович, - получили все необходимые разрешения и лицензии и начинаете торговать, например, пивом. А через три дня в этом же доме выкупили другую квартиру и обустроили там стоматологический кабинет. И все – вы уже работаете вне закона.
Вице-президент говорит о федеральном законодательстве, которое запрещает близкое размещение точек торговли алкоголем и организаций, имеющих отношение к медицине.
- А еще, - сказал Николай Щипелев, - стало почти обычной практикой, когда к предпринимателям, торгующим алкогольной продукцией, приходят представители аптечных сетей и говорят: хотим рядом с вами аптеку открыть. Если вы против – платите нам деньги.
- О каких же суммах может идти речь? – задался вопросом корреспондент «Времени Воронежа».
Николай Семенович пояснил, что до такой степени он ситуацией не владеет, но заверил, что дело это уже вполне обычное.
А выступая на координационном совете, он говорил о том, что воронежский легальный бизнес пребывает в постоянном страхе, что в одном здании с ним появится какой-нибудь частный диагностический центр, и тогда все дела пойдут насмарку. Из-за шантажа и вымогательства со стороны коллег.
Интересная получается коллизия. Все уже как-то попривыкли, что шантаж и вымогательство по отношению к бизнесу – это прерогатива многочисленных государственных структур, начиная от пожарных инспекторов и заканчивая налоговыми. А когда в качестве рэкетиров выступают, можно сказать, кровные братья, впору говорить о предельном падении нравов и потрясении основ.
Впрочем, в разговоре с корреспондентом «Времени Воронежа» Николай Щипелев не был столь категоричен. Да, сказал он, установки федерального законодательства довольно жесткие, но многое в части размещения торговых точек и коммерческих медорганизаций отдано на откуп местным властям.
- Если бы администрация установила максимально допустимые расстояния от таких учреждений, - говорит вице-президент ТПП, - то воронежцы ездили бы за пивом в Бабяково.
Поэтому он отдает должное мэрии, с которой удалось добиться компромисса. Плоды этого компромисса может наблюдать любой воронежец, когда видит, что на первых этажах многих городских зданий вполне мирно сосуществуют аптеки и пивные.
И изображать святую наивность здесь не стоит: общеизвестно, что такое массовое развитие аптечного бизнеса в Воронеже вызвано не только состоянием здоровья населения, но и потребностями в их услугах наркоманов. Спорит же, какое из зол большее – пьянство или наркомания – можно бесконечно и безрезультатно.
А Николай Щипелев нашел для «Времени Воронежа» еще один аргумент в пользу легального бизнеса, подвизающегося на алкогольной ниве:
- Это же рабочие места, в основном, для женщин. В Воронеже, между прочим, острый дефицит женских рабочих мест. Вы же видите, что закрылось множество швейных производств и связанных с ним предприятий, а новых предложений для женщин на рынке труда нет.
А еще на координационном совете вице-президент ТПП говорил и о вещах более привычных. О том, например, что выходить «из тени» предпринимателям, как правило, невыгодно, так как налоги, арендная плата, специальные тарифы для бизнесменов делают их работу в таком случае убыточной.
Вот и получается, что, как следует из данных Росстата, до 40% малого и среднего бизнеса в стране работает по «серым схемам». Но никто, разумеется, не может подсчитать, каков процент тех, кто шантажирует своего брата-предпринимателя.
Герман Полтаев
Время Воронежа, 15:21, 05.07.2016.