В воронежском управлении Федеральной антимонопольной службы две новости. Во-первых, с августа начали действовать поправки, принятые недавно в антимонопольное законодательство. По мнению ФАС, они должны оздоровить конкуренцию и увеличить защиту бизнеса от недобросовестных чиновников. Во-вторых, у воронежского территориального антимонопольного органа новый руководитель. Им стал Владимир Васильевич Рохмистров, до этого занимавший аналогичную должность в Ставропольском крае.
Лет десять назад в Ставрополе Владимир Рохмистров надевал темные очки, тельняшку и шел «простым человеком» по торговым точкам. Если видел, что продавцы нарушают законодательство, вмешивался, объяснял, правда, инкогнито не раскрывал. О том, что ждать воронежскому бизнесу от новых законов и антимонопольной службы в ближайшее время, мы поговорили с ним в этом интервью.
Владимир Васильевич, вы, с одной стороны, человек в регионе новый. С другой — ставропольское управление ФАС сотрудничает с воронежским, и ситуация с конкуренцией на местном рынке вам должна быть известна. В чем ее особенность?
Да, здесь, как и в любом регионе, есть своя специфика, свои крупные игроки на рынке. В воронежском управлении не так давно было рассмотрено несколько прецедентных дел, в том числе и по согласованным действиям крупных компаний по закупке молока, по нефтепродуктам, по коллективному доминированию. Есть уже результаты, например, компания «ЛУКОЙЛ» прекратила нарушения антимонопольного законодательства и отчиталась перед ФАС об исполнении, но «Воронежнефтепродукт» пока продолжает оспаривать наши претензии в суде. Что касается деятельности других нефтяных компаний, по ним, я уверен, скоро будут не менее интересные дела.
Очевидны, судя по количеству поступающих заявлений в наше управление, проблемы в сфере транспорта. Нарушаются условия проведения конкурсов, появляются необоснованные отказы в заключение договоров на транспортное обслуживание. В этом году мы намерены покончить с этой проблемой.
Нами постоянно отслеживаются условия предоставление земель. Сейчас в производстве находится очень крупное дело по Каширскому району, так называемый проект «Градослав». Он затрагивает интересы влиятельных лиц, и мы готовы публично обсуждать эту проблему. Сейчас уже обратились в прокуратуру, поставили ее в известность.
Что ждать бизнесменам от принятия поправок в антимонопольное законодательство? Как они изменят жизнь предпринимателей?
Бизнесмены получили возможность обжаловать действия чиновников, которые препятствуют законному предпринимательству, ставят административные барьеры. Чиновник в соответствии с этими поправками может быть дисквалифицирован на срок до трех лет. И теперь, прежде чем мешать предпринимателю, он задумается.
Еще одно нововведение — снятие ограничения на понятие «доминирующее положение хозяйствующего субъекта». Если раньше компания должна была иметь не менее 35% на рынке, то сейчас это не обязательно, если установлено, что субъект может влиять на положение на локальном рынке. Это касается, в первую очередь, торговых сетей, элеваторов. Они могут иметь на областном рынке небольшую долю, но при этом доминировать на местном. Кроме этого, четко прописаны понятия монопольно высоких и монопольно низких цен. Все это — инструменты для создания здоровой конкуренции между гигантами и карликами рынка.
Расширен список целей, на которые предоставляются муниципальные и государственные преференции. В него попали образование и медицина. И бизнес теперь имеет право пользоваться на безвозмездных условиях государственной или муниципальной собственностью.
А это не приведет к попыткам недобросовестных игроков использовать эту собственность не в тех целях, которые были заявлены?
Статистика такая — в 20% случаев заявки на предоставление преференций получают отказ. Мы тщательно проверяем каждого, нужно обосновать свое право на преференции, предоставить документы, которые бы его подтверждали. Нужно показать, что компания действительно занимается заявленной деятельностью, что она оказывает социально значимую услугу.
В целом пакет поправок учитывает те недостатки, которые раньше были обнаружены в законодательстве бизнесом и чиновниками за последние годы. Он был принят депутатами единогласно. Это говорит о том, что к закону есть доверие. И, видимо, есть доверие к антимонопольному органу, который стремится поддерживать конкуренцию, развитие бизнеса, защищать его от необоснованного вмешательства чиновников.
Когда проект поправок обсуждался, были и его противники, некоторые эксперты говорили, что жесткое регулирование конкуренции наоборот может привести к повышению цен на товары и услуги.
Это обычное высказывание крупного бизнеса, который понимает, что он будет субъектом контроля антимонопольного органа, и те злоупотребления, которые были ранее, уже не пройдут. Потому что административные нарушения в конечном итоге могут перейти в уголовное наказание. Со своей стороны скажу: прежде чем заносить карающий меч, мы детально изучаем ситуацию. Само по себе доминирующее положение на рынке не делает субъекта в чем-то виноватым. А вот если есть злоупотребление таким положением, то мы должны это сначала доказать.
А сам бизнес участвует в антимонопольном регулировании? Сколько расследований вы проводите по заявлениям?
Их приблизительно столько же, сколько и наших собственных инициатив. Мы активно работаем с обращениями, принимаем их через Интернет. Даем консультации, если возникают вопросы. Реагируем быстро: если есть признаки нарушения антимонопольного законодательства, сразу начинаем административное расследование.
В период кризиса стала популярной поддержка местного производителя. Проводятся акции «Покупай воронежское!», «Покупай белгородское!». В этом нет нарушения антимонопольного законодательства?
Нет, если такая акция не связана с изданием законодательных актов, приказов, распоряжений. Если не запрещается ввоз продуктов из других регионов, если не ставятся барьеры на пути перемещения капитала. Скажем, если инвестор не может придти к нам из другого региона.
Формировать патриотический дух на потребительском рынке наоборот правильно. Люди должны быть заинтересованы в качественной местной продукции. Развитие местного бизнеса — это и рабочие места, и отчисления в бюджет.
Ваше управление занимается и регулированием рекламы. Какие «рекламные» проблемы есть в Воронеже?
Больше всего нарушений в сфере наружной рекламы. СМИ — печатные и электронные — гораздо дисциплинированнее. «Наружки» очень много, и она нередко появляется без разрешения органов местного самоуправления, — это проблема номер один. Порядка 70% наружной рекламы установлено с нарушением ГОСТа. Центральная и историческая часть города перегружена «наружкой». Но все это безобразие можно устранить лишь силами местного самоуправления.
К сожалению, и мы не всю рекламу можем охватить, не все удается мониторить. По «наружке» мы принимаем очень мало сигналов, находим нарушения в основном сами. И мы бы очень хотели больше информации получать от самих жителей, общественных организаций. Тогда мы будем реагировать оперативнее и эффективнее.
Подготовил: Роман Жолудь
«ИН», №26 сентябрь 2009