Воронеж. 16.09.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Не надо хорошо разбираться в политике, чтобы понять, что избирательная кампания в Государственную Думу седьмого созыва в Воронежской области происходила достаточно скучно. Эксперты и непосредственные участники предвыборной гонки очень часто отмечали невысокую активность в политическом пространстве всех местных реготделений партий и чрезвычайно низкий интерес избирателей. Как говорят наблюдатели, население все больше верит в предрешенность назначенных на 18 сентября выборов и все меньше доверяет лозунгам, которые забываются уже к первым заседаниям Думы. Хорошо узнаваемые парламентские партии при этом следуют первому правилу дипломатии («остановись, пока ты впереди»), не тратя ресурсы на поиск новых способов привлечения избирателя. Плохо узнаваемым политическим группировкам этого делать не удается из-за нехватки ресурсов. Такую картину воронежской предвыборной гонки в последний ее день нарисовали «Абирегу» несколько экспертов от политологии.
Если анализировать современные программы партий с точки зрения смыслового и идейного наполнения, то можно увидеть, что они слабо отличаются от аналогичных программ думских выборов 2011 года. «Главная тенденция – отсутствие новых яркий идей и инициатив, – рассказывает Артем Столяров. – Если говорить о Воронеже, то самыми популярными темами кампаний здесь были вполне конкретные вопросы ЖКХ и более общие экономические вопросы». С мнением политолога согласен также эксперт Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Владимир Киреев. По его мнению, предвыборная гонка от общих политических тем, которые наблюдались в прошлые годы, перешла к обсуждению конкретных хозяйственных вопросов – коммунальные проблем, развития дворовых территории или работы муниципальных предприятий. «Это говорит о том, что избирательная кампания приобрела более европейский характер, иными словами – более прагматичный и менее политизированный», – полагает эксперт.
Политолог Роман Савенков утверждает, что большой тематический пласт воронежской избирательной кампании заняли попытки уверения населения в том, что кризис не скажется на их рабочих местах. «Две проблемы больше всего беспокоят большинство жителей региона – рост цен и угроза потерять работу. Партии пытались эти страхи снять. В большинстве своем политики делали ставки на обновление и развитие местных предприятий», – поясняет господин Савенков. В то же время, по его наблюдениям, основной темами кампании в целом по стране стали критика правительства и борьба с коррупцией.
Интересной особенностью нынешней кампании стало, если так можно выразиться, отдаление ярких кандидатов от своих партий. Судя по СМИ, самые харизматичные политики старались играть на личном обаянии и достижениях, дистанцируясь от партийных брендов. По мнению политологов, этот тренд свидетельствует о снижении доверия к партиям. Естественно, реготделения партий попытались в эту кампанию минимизировать ущерб от равнодушия населения к политической борьбе. Как утверждают наблюдатели, во время предвыборной гонки можно было наблюдать как никогда много личных встреч кандидатов с избирателями. При этом куда меньше внимания уделялось распространению агитационных материалов.
В таких условиях интересными выглядят суммы, потраченные партиями на избирательную компанию. По данным регионального избиркома на конец прошлой недели, местные политики в сумме вложили в гонку за внимание избирателей почти 38,3 млн рублей. При этом только на расходы четырех парламентских партий приходится доля в 36,7 млн рублей, а одни из самых больших статьей расходов приходятся на агитацию через радио и телевидение. Эти (пусть и официальные) суммы выглядят скромно на фоне озвученных в СМИ подсчетов необходимых трат, которые нужно закладывать в победу на выборах.
Отметим, что эксперты также сошлись во мнении, что неяркий характер несли и предвыборные дебаты, в которых, к сожалению, не участвовали воронежские «одномандатники». «В целом у дебатов хороший потенциал: они дали политическим игрокам хорошую возможность доносить свои позиции до граждан. Благодаря им ранее незаметные фигуры стали известны, – поясняет Владимир Киреев. – Воронежские же депутаты не раскрыли потенциал дебатов, так как в регионе сформировался политический консенсус между разными политическими силами, который не предполагает значительных конфликтов».
Напоследок следует отметить, что в ходе предвыборной кампании все партии действовали более или менее одинаково, если не брать в расчет едва заметные случаи порчи агитационных баннеров отдельных кандидатов и жалобные письма в местный избирком. По результатам проверок последних случаи нарушения кампании, как правило, не подтверждались. Выходит, политические оппоненты даже масло в огонь подливали то ли неумело, то ли без должного задора.
По причине этой «одинаковости» действий будущих депутатов Госдумы от Воронежской области эксперты озвучили почти схожие прогнозы на исход 18 сентября. Явка, по мнению политологов, будет «плюс-минус» средняя, а интригу составят борьба коммунистов и либерал-демократов за второе место и вероятность прохождения в парламент воронежских эсеров. По части «одномандатников» все опрошенные эксперты решили, что результаты борьбы на мажоритарных округах давно предрешены.
Напомним, что выборы в Госдуму седьмого созыва состоятся 18 сентября 2016 года, на несколько месяцев раньше истечения пятилетнего срока работы палаты. Голосование пройдет по смешанной избирательной системе: 225 депутатов будут избраны по партспискам, еще столько же – по одномандатным округам. Для попадания в парламент «партийцам» необходимо преодолеть барьер в 5%, «одномандатникам» – получить большинство голосов.