27 ноября 2024, 19:53
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

ТОП-100 – Воронежский авиазавод: набирая высоту

20.09.2016 10:24
Автор:

Воронеж. 20.09.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Если представить весь процесс самолетостроения в России в виде живого организма, то к заводам больше подходит функция рук, потому что именно здесь, на заводских площадках, происходит процесс финальной сборки самолетов. Пока холдинговая компания отрасли – Объединенная авиастроительная корпорация – взаимодействует с министерствами, ведомствами, заказчиками, банками, наш градообразующий «земляк» – воронежский авиастроительный завод – берет на себя практическую часть и делает это так, что за нашими самолетами выстраивается очередь из самых что ни на есть высокопоставленных заказчиков.

На авиалайнерах производства Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО) бороздят просторы неба и сотрудники Минобороны РФ, МЧС РФ, ФСБ РФ и специального летного отряда Президента. Да что уж там: даже сам Президент летает на самолете воронежской сборки. В последние пару-тройку лет, когда речь заходит о ВАСО, уже перестали небрежно интересоваться: «А самолеты-то там еще делают вообще?» Сегодня практически каждый воронежец и не только знает, что на авиационном заводе работа кипит, что есть заказы, что требуются люди на работу и что зарплата там достойная, а труд имеет воистину государственное значение. Как удалось такого добиться, да еще во время повсеместного кризиса, «Абирегу» удалось узнать, что называется, из первых уст.

Гендиректор ПАО «ВАСО» Дмитрий Пришвин проводит нас по огромным цехам завода, в которые, кажется, поместилась бы по крайней мере добрая часть жителей городского левобережья.

В цехе окончательной сборки гордо высятся уже почти готовые гигантские птицы, в соседних же цехах изготавливаются агрегаты, которым в определенное время предназначено также стать частью единого летного организма. Хочется отметить, что, сколько бы ни говорили про кризис в промышленности, на ВАСО многолюдно даже при огромных масштабах предприятия.

Сейчас завод живет за счет портфеля заказов, который складывается из контрактов с федеральными министерствами и ведомствами. Они обеспечивают стабильную загрузку предприятия на перспективу как минимум до 2022 года. На 2016 год авиазавод запланировал выручку почти 7 млрд рублей, в 2017 – 10,5 млрд рублей, а в 2018 – уже 14,6 млрд рублей. Валовое производство в человеко-часах растет на 5–6% в год, причем увеличение этого показателя в 2017 году по отношению к 2016-му на 12% кажется вполне реальным. В целом, опираясь на сформированный портфель заказов, ВАСО к 2020 году должен увеличить выручку вдвое, а численность персонала – на 20%.

Здесь можно было бы и заканчивать, но, как обычно, есть несколько «но». Времена все-таки непростые. В кризисе (больше политическом, нежели экономическом) пока находится детище одной из профильных для завода программ – программы по выпуску ближнемагистральных Ан-148. Разработчик конструкторской документации этого самолета находится на территории Украины, и воронежскими самолетостроителями лайнер делается в рамках достаточно плотных кооперационных связей с украинскими коллегами. По данной программе в 2016 году заказчики получат от завода три борта, в 2017 году – еще пять, а следующих контрактов на этот самолет пока нет. На заводе в этой фразе ключевой считают слово «пока» и работают над поиском новых контрактов.

«Самолет очень интересный в смысле своего потенциала, экономичный, надежный, замечательно зарекомендовал себя у эксплуатантов, поэтому интерес к нему оправдан и очевиден, – рассказывает Дмитрий Пришвин. – Например, со стороны Анголы, Казахстана и нашего давнего делового партнера – Кубы. Мы сейчас ведем с ними переговоры. Я считаю этот проект достойным продолжением, тем более что все так называемые «детские болезни» у этой машины уже позади. Самое время производить его серийно».

В то же время гендиректор ВАСО признает, что на проблему 148-х можно посмотреть с разных сторон. Сейчас на долю этих самолетов приходится порядка 30% выпускаемой продукции, что, ясное дело, немало. С другой стороны, ежегодно валовый объем производства растет на 6-10%. Это значит, что если учитывать перспективы развития завода в виде других программ, в случае полного закрытия проекта Ан-148 потери будут практически неощутимы.

Все шансы стать «хедлайнером» ВАСО сегодня есть у легкого военно-транспортного самолета Ил-112. Выхода этого самолета, затаив дыхание, ждет сейчас все российское авиасообщество, поэтому работа над ним идет вовсю. В феврале 2017 года должен быть готов первый планер Ил-112, после чего он отправится в цех для окончательной сборки.

Согласно совместным планам ВАСО и Минпромторга, в июле – то есть менее чем через год – самолет уже должен быть поднят в воздух. Всего в планах значится производство восьми машин в год, а это весьма солидное подспорье на обозримое будущее. Ил-112 должен заменить машины-ветераны Ан-24 и Ан-26. Самолет нужен Министерству обороны, уже дано поручение о подписании контрактов на 48 машин.

Следующий на очереди – дальнемагистральный широкофюзеляжник Ил-96-400М, эдакий самолетный «дядя Степа». Особое внимание проекту по созданию этой машины уделил вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин во время своего недавнего визита на ВАСО. По словам господина Рогозина, Ил-96-400М призван стать основным отечественным лайнером для дальнемагистральных перелетов на период, пока не будет поставлено на поток производство нового конкурентоспособного пассажирского самолета с двигателем высокой мощности. Конструкторы обещает, что количество пассажиров такой машины будет 400 человек (одноклассная компоновка) или 370 (двухклассная компоновка), что его салон будет на 10 м длиннее, чем у Ил-96-300.

При этом как таковые Ил-96 в пассажирском и грузовом варианте со счетов тоже никто списывать не собирается. Один «трехсотый» в этом году уже улетел в Управделами Президента, а «четырехсотый» отправился работать на Минобороны. Еще одна машина должна уйти в ноябре, а в ближайшее время ВАСО ждет подписания контракта еще на четыре борта.

«По правде говоря, самолеты мы уже строим на кредитные деньги, но абсолютно уверены, что финансирование нам откроют в срок», – признается Дмитрий Пришвин и ведет показывать производственный процесс.

По дороге к самолетам генеральный директор воронежского авиационного завода увлеченно рассказывает о том, что по программе Ил-96-400М намечено строительство нескольких самолетов до 2025 года, но вообще даже нынешние мощности ВАСО позволяют производить ежегодно два таких Ила. А в случае появления серьезного долгосрочного контракта можно собирать три и более таких машин. Для этого, по словам господина Пришвина, потребуется подготовка дополнительных стапелей для производства крыла, фюзеляжа, а также техперевооружение по заготовительному, агрегатному и механообрабатывающему производствам. Плюс дополнительный набор персонала. Общий объем инвестиций при этом составит около 4,5 млрд рублей.

В 2015 году реализация программы технического перевооружения обошлась предприятию почти в 320 млн рублей, и уже третий год ВАСО работает по принципу «бережливого» производства. Кроме сборки самолетов, завод традиционно участвует в кооперации по целому ряду ведущих российских самолетных программ. В частности, на ВАСО выпускаются агрегаты для Sukhoi Superjet 100, транспортного самолета Ил-76-МД, Ан-148 украинской сборки, также предприятие участвует в подготовке производства по программе МС-21.

Дмитрий Пришвин не скрывает, что перспективы, которые вырисовываются перед ВАСО, дают возможность и предприятию, и его работникам (а это 6,5 тыс. человек) чувствовать себя сегодня достаточно уверенно. За последний десяток лет авиазаводу неоднократно прочили закрытие, списывали его со счетов и ставили на нем крест. Но пока все идет к тому, что кривая роста объемов производства и численности работающих упорно стремится вверх.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0