Липецк. 06.10.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Группа компаний СУ-5 работает на строительном рынке России более 30 лет. Она включает в себя ООО «СУ-5 трест «Липецкстрой-М», ООО «Техно-Бетон», ООО «СК «Созидание», ОАО «Эксстроймаш», ООО «Автотранспортное предприятие №5», ОАО «Липецкий завод «Химпродукт» и другие. Эта структура позволяет компании строить объекты в короткие сроки и обеспечивает низкую себестоимость строительства. О микрорайоне «Европейский», о влиянии кризиса на работу компании, о производстве новых материалов рассказал «Абирегу» председатель совета директоров компании Михаил Захаров.
— Вы можете назвать самое значимое событие 2016 года?
— У нас значимые события происходят с января до конца декабря. Мы регулярно сдаем дома, открываем какие-либо объекты. И все это для нас значимо.
— Какой проект вы считаете брендовым для вашей компании?
— Конечно, застройку микрорайона «Европейский». Он считается одним из лучших в России. Это два микрорайона Липецка – 32-й и 33-й. Общая площадь – почти 50 га. Там будет более 5,5 тыс. квартир на 20 тыс. жильцов. 90% квартир в «Европейском» – одно- и двухкомнатные. Кроме того, там будет четыре детских сада, две школы, спортивные и досуговые учреждения. Особенность «Европейского» состоит в том, что обязательной составляющей застройки являются подземные парковки. Мы строим их одновременно с жильем. И практически весь личный транспорт жителей «Европейского» будет находиться в подземных парковках. Этот микрорайон будет пешеходно ориентированным. Большую его часть займет парковая зона с местами для отдыха.
— Какое место, по вашим данным, ваша компания занимает в рейтинге строительных компаний Липецкой области?
— Не по моим, а по оценкам авторитетных экспертов, СУ-5 лидирует в регионе не только по введению квадратных метров жилья на душу населения, но и по строительству дорог, социальных объектов и по производству многих строительных материалов. Я для себя считаю, что мы твердо стоим в первой тройке липецких строителей.
— Как кризис сказался на работе вашей компании? Вы падаете или растете?
— Не растем – это точно. Сказать, что у нас все хорошо, было бы лукавством. Кризис влияет на всех. Если строительство жилья упало на 30%, то и нас эта чаша не миновала. Правда, строительство социальных объектов осталось практически на прежнем уровне. Мы в тех же объемах, что и до кризиса, продолжаем строить школы, детские сады и дороги. И я рад тому, что власть уделяет очень серьезное внимание социальным объектам и находит средства на их строительство, поддерживая тем самым строительную отрасль. Тем не менее речь сегодня идет не о том, чтобы заработать. Сегодня важно сохранить коллектив. Любой кризис рано или поздно проходит, и потом хорошо стартовать тому, кто сохранил специалистов и материально-техническую базу. Это я знаю из своего опыта. Мы переживаем уже четвертый или пятый кризис и хорошо знаем, чем можно на время и пренебречь, а что жизненно важно сохранить.
— Власть как-то помогает вашей компании пережить кризис?
— Специально – нет. Я вообще считаю, что строители обижены вниманием власти. Не только в Липецкий области, а вообще в России. Мы видим, что существуют, например, программы субсидирования процентной ставки по кредитам в сельском хозяйстве и господдержка в промышленности. Мы видим, что существует в целом много разных программ поддержки АПК и промышленности. Но для строителей, кроме ипотеки, мы не видим ничего. Но мы ведь строим не только жилье и не только социальные объекты. Мы строим промпредприятия, дороги и т.д. И от нашего финансового состояния зависит, будет экономика расти или стоять на месте. Я надеюсь, что и строителям государство будет оказывать должное внимание и поддержку. С другой стороны, я все больше склоняюсь к мысли: если государство нам не помогает, то пусть хотя бы не мешает. Если сегодня все госконтракты играются на электронных площадках или на торгах, то у меня лично такая просьба к власти: расплачивайтесь, пожалуйста, вовремя по контрактам. За ними стоят наши банковские обязательства, наши обязательства перед рабочими, наши обязательства перед контрагентами, которые работают у нас на субподряде. Своевременная оплата выполненных работ – это тоже господдержка.
— Вы говорите, кризис влияет на ваши дела. Тем не менее ваша компания на фоне многих других предприятий стройиндустрии выглядит неплохо. Почему?
— Да, у нас есть планы на будущее, и, значит, дела у нас идут не так уж и плохо. Мы будем достраивать микрорайон «Европейский». В планах – застройка на Опытной станции. Также будем участвовать в точечной застройке города. Почему мы остаемся на плаву? Преимущество СУ-5, я считаю, состоит в том, что оно строит не только жилье. Мы строим промышленные объекты, детские сады и дороги, которые продаются сегодня лучше, чем жилье. И прибыль, полученная на строительстве этих объектов, направляется на строительство жилья. Вот как раз потому, что мы не ограничиваемся строительством только жилья, мы и кризис переживаем не так остро, как большинство других строительных предприятий. Деньги, полученные на строительстве промпредприятий и дорог, превращаются в реальные квадратные метры, и мы понимаем: это в любом случае ликвидный товар и его рано или поздно удастся продать. Кроме того, мы сами производим практически все строительные материалы. Покупаем только цемент и арматурное железо. Поэтому наше финансовое положение не очень сильно зависит от роста цен на строительные материалы.
— Сегодня-то вы много продаете жилья?
— Меньше, чем до кризиса. Но продолжаем продавать. В том числе и потому, что наша компания участвует во всех социальных программах, хотя и на них тратится сегодня на 10-15% меньше, чем в годы с хорошей экономикой. Мы помогаем при покупке квартир детям-сиротам, работникам социальной сферы и военным. Недавно мы получили аккредитацию по военной ипотеке. По этим программам продается около 10% всех квартир, построенных СУ-5. Для детей-сирот, военных и соцработников у нас есть программа рассрочки. Это во-первых. Во-вторых, для них у нас другие цены – они ниже, чем для всех других покупателей. И мы не говорим им: «Идите в Сбербанк и оформляйте ипотеку». Мы сами ведем их в банк и помогаем оформить ипотечное кредитование.
— Недавно вы запустили цех по производству стройматериалов из так называемого юрского мрамора. Что это за цех?
— Юрский мрамор – это известняк массивнослоистого сложения, который можно полировать, как мрамор. Но в нашем новом цехе можно делать стройматериалы не только из известняка, но и из настоящего мрамора и гранита. Это производство с полным циклом камнеобработки – от пассировки до готовой полированной плиты. Теперь мы можем делать из камня все виды изделий: и перила, и лестницы, и столешницы, и парапеты, и плитку. Проектная мощность нового производства – не менее 350 тыс. кв. м изделий в год. Вместе с затратами на приобретение оборудования и строительство цеха этот проект обошелся компании примерно в 60 млн рублей. Там мы установили 11 линий китайской компании Stone Plus. Новый отделочный материал планируем использовать для внутренней и наружной отделки жилых зданий в микрорайоне «Европейский» и на других площадках СУ-5.
— Пуск этого цеха как-то связан с модным сегодня импортозамещением?
— Наверное, нет. Я вообще побаиваюсь слова «импортозамещение». В нем есть что-то временное. Оно напоминает, что мы делаем у себя то, что сегодня дорого купить за рубежом. Мы вкладываем в это средства, а что будет завтра, когда границы откроются? К нам опять придут сильные конкуренты. И я спрашиваю: смогут ли после этого выжить производства, запущенные для того, чтобы временно заменять на нашем рынке сильные европейские компании? Мы открыли это производство не потому, что отделочный камень дорого покупать у иностранных производителей, а потому, что у нас появилась в нем потребность и есть возможности его производить. Учитывая то, что у нас есть свой карьер, где мы добываем известняк, не сделать собственное производство изделий из камня, а покупать их сейчас или в будущем у кого-то другого было бы просто недальновидно и кощунственно.
— У вас есть какие-то другие инвестпроекты?
— Нет. На сегодняшний момент СУ-5 ни во что деньги не инвестирует. Кризис, и мы все деньги тратим только на то, чтобы не потерять те показатели, которые достигли до кризиса.