Возможность работы без документооборота может стать революцией в плане упрощения работы бизнеса
Федеральная налоговая служба (ФНС) намерена сделать второй шаг после запуска онлайн-касс, который позволит отказаться от декларационного механизма работы с компаниями. Это существенно упростит документооборот, оставит в прошлом необходимость содержать большой штат бухгалтеров и повысит эффективность системы в целом. Об этом «Известиям» сообщил замглавы ведомства Даниил Егоров, который подчеркнул, что это перспектива отдаленного будущего. Революционный замысел ФНС может реализовать за счет использования передовой технологии блокчейн (децентрализованная база данных, на которой работает, например, криптовалюта биткоин).
Как рассказал Даниил Егоров, переход на бездекларационный механизм станет следующим и стратегическим шагом после онлайн-касс, которые будут запущены в 2018 году. Технология блокчейн позволяет создавать системы распределенного хранения данных с идентификацией каждого пользователя и защищенностью доступа.
В пресс-службе ФНС пояснили, что технология блокчейн не является альтернативой подачи деклараций.
— В настоящее время технология изучается службой, но при этом необходимо понимать, что использование блокчейна в государственных структурах возможно только после внесения конкретных программных решений в реестр российского ПО Минкомсвязи и сертификации ФСБ или ФСТЭК России, — подчеркнули там.
Замглавы ФНС сообщил, что текущая схема тяжеловесна и создает много неудобств всем ее участникам.
— Налогоплательщики заключают сделки, проводят операции, оформляют это документами, забивают это себе в компьютеры, делают проводки, потом все вводят в аналитику, потом в синтетику, потом в декларации, потом передают нам, а мы начинаем всё это обратно разворачивать, — пояснил Даниил Егоров сложность текущего процесса обмена информацией с налоговой. — А теперь давайте допустим ситуацию, что мы можем плавно, аккуратно, автоматически проверять данные, которые поступают к нам в налоговую. И эти данные начинают проверяться не когда они поступают к нам, а когда формируются на борту налогоплательщика.
По словам Даниила Егорова, если налоговая получает доступ к первичным данным, то необходимость подавать декларации отпадет.
— Если мы используем такую модель, то налоговая просто сама будет сводить данные, а налогоплательщик их подтверждать. Это — прорыв с точки зрения развития контроля, — добавил он.
В середине лета был принят закон о запуске с 2018 года онлайн-касс. Переход на такую контрольно-кассовую технику для вновь регистрируемой техники предусмотрен с 1 февраля 2017 года, для применяемой в настоящее время — с 1 июля 2017 года. Те же, кто сейчас имеет право не применять ККТ, должны зарегистрировать онлайн-кассу к 1 июля 2018 года. В соответствии с принятым законом покупатель или получатель услуги сможет получить чек не только в бумажном, но и в электронном виде.
Кроме того, с прошлого года работает автоматизированная система контроля за сбором НДС — АСК НДС-2. Все налоговые декларации по НДС подаются в электронном виде, книга покупок и продаж идет как приложение к декларации, и вся налоговая отчетность стягивается в центры обработки данных. Декларации по НДС проходят автоматизированную камеральную налоговую проверку, по результатам которой налогоплательщики, допустившие ошибки, получают требования о представлении пояснений по контрольным соотношениям или по расхождениям данных счетов-фактур.
АСК НДС-2 позволяет сопоставлять данные счетов-фактур покупателя и продавца, выстраивать цепочки контрагентов.
Отказ от деклараций — амбициозный и сложный проект, успех реализации которого зависит в первую очередь не от технологических решений, а от политической воли и скорости получения всех необходимых согласований от различных структур и ведомств, уверен директор по маркетингу БКС Брокер Руслан Смирнов.
— В том случае, если власти действительно решат радикально повысить эффективность системы налогового учета, что вполне разумно, поскольку с помощью блокчейн можно существенно сэкономить на администрировании данных, а также обеспечить проведение любых проверок и аудита в режиме реального времени, технологические партнеры найдутся очень быстро, на рынке уже есть целый ряд компаний, которые могут предоставлять подобные услуги крупным государственным и частным структурам, — продолжает он.
Руслан Смирнов напомнил, что технология блокчейн уже используется Национальным агентством по регистрации хозяйствующих субъектов Грузии, бэк-офисом Ситибанка.
— Хотя еще в начале года казалось, что вопросы внедрения блокчейн будут актуальны только через несколько лет, — отметил Руслан Смирнов.
Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян согласен, что это поможет бизнесу снизить издержки, ведь подключить бухгалтерию к сервису ФНС дешевле, чем держать целый штат бухгалтеров, формирующих отчеты для налоговой.
— Для добросовестных предпринимателей уже давно прошли времена, когда имеет смысл что-то скрывать от налоговой. Поэтому добросовестным предпринимателям это, конечно, будет интересно, это снизит издержки, — считает он.
Вместе с тем Антон Данилов-Данильян видит два обстоятельства, которые могут задержать использование блокчейн. Это необходимость затратить больше времени на отработку действующих технологий по электронному обмену налоговой информацией, а также договориться с ЦБ о возможностях использования блокчейн.
В пресс-службе Центробанка заметили, что технология распределенных реестров не запрещена российским законодательством и ее применение осуществляется на усмотрение самих компаний или ведомств. Банк России и сам не против использовать блокчейн. В четверг регулятор объявил о запуске прототипа «мастерчейн» (система обмена информацией между участниками банковского рынка).
Официальный представитель Минфина сообщил «Известиям», что идея заслуживает внимания.
— Нужно оценить эффективность и технические возможности ее реализации, — добавил он.
Алина Евстигнеева
Известия, 7 октября 2016, 00:01.