Почему долгожданные торги по рыбоводным участкам региона оказались на грани срыва
В начале октября состоялись торги по первым пяти рыбоводным участкам, сформированным в Воронежской области. Официально итоги, как рассказали интернет-газете «Время Воронежа» в отделе аквакультуры Азово-Черноморского управления Росрыболовства, признаны лишь по трем из них. Один конкурс не состоялся, другой приостановлен до завершения разбирательства по жалобам конкурентов.
В общем-то, ситуация обычная. Плохо только, что проект – имиджево значимый для области, у нас был шанс стать одними из пионеров новой аквакультуры и рыбного импортозамещения.
Первые победители
Согласно закону «Об аквакультуре», водные объекты отдаются в аренду предпринимателям по стартовой цене 34,4 тысячи рублей за 100 гектаров. На какой срок – это будет определяться конкретным договором, но пока стандарт – 10 лет.
«34 тысячи за 100 гектаров за 10 лет» – это, согласитесь, звучит коммерчески привлекательнее, чем традиционные для сегодняшнего дня 100 тысяч за 11 месяцев аренды маленького муниципального труда.
Можно было ожидать, что ставки в ходе торгов взлетят при таких условиях.
Но нет. Пруд «Димитров» в Эртильском районе площадью 33 га при начальной цене в 10601 рубль ушел за 11 113 рублей. Благодаря шагу в 500 рублей ООО «Зазеркалье оторвалось от могущественного конкурента – ООО «Агротех-Гарант».
Точно такая же ситуация произошла с прудом «Коневским» Эртильского района площадью 32 4 га. Небольшое 500-рублевое усилие – и безвестное «Зазеркалье» снова побеждает суперхолдинг с миллиардными оборотами.
Не заподозрить здесь игру в поддавки невозможно.
А протоку реки Битюг у хутора Сидякин ООО рыбхоз «Березовское» выиграл у ООО «Регион-Авто». То, что специализированный рыбхоз выиграл лот у автоторговца, наверное, закономерно. Смущает только цена победы: рыбхоз предложил на 60 (шестьдесят) рублей больше – и получил протоку площадью 1,74 га на 10 лет за 599 рублей 26 копеек.
Социалистические обязательства
Но можно понять и простить все эти парадоксы энтузиастам, если учесть, что «счастливчикам» предстоит выполнять напряженные обязательства по выдаче рыбы на-гора: по состоявшимся лотам соответственно – минимум 8,2, 8,1 и 0,435 тонны ежегодно (со сложной системой расчета по годам и периодам). В противном случае договор будет расторгнут. Так что 600 рублями вложения не ограничишь. Работать и инвестировать придется по полной.
Неудивительно, что не состоялись торги по самому большому, 75-гектарному пруду «Лактевский» в Аннинском районе: обременяющее обязательство по нему -18,75 тонн.
Особняком стоит, конечно, Басовская протока под Павловском, о которой интернет-газета «Время Воронежа» писала на днях. На ней должна производиться уже не прудовая рыба, а белуги, осетры да стерляди, причем в объемах 92,733 тонны ежегодно. На победу в этом аукционе с начальной ценой в 2600 рублей шло ООО «Форт», которое уже пыталось в 2015 году организовать производство рыбы на Басовской протоке, но попытка закончилась неудачей.
Опыт проходил на глазах у местных жителей. В протоке была выставлена садковая линия – семь садков по 1000 маленьких стерлядок в каждой, но что-то пошло не так, производство было остановлено. Да и было оно без нынешних торгов незаконным, утверждает правдоискатель, защитник Басовской протоки, житель города Москвы и местный датчик Александр Тучнин, активный критик всех официальных проектов под Павловском.
Однако, как сообщала тогда пресс-служба регправительства, «Алексей Гордеев отметил, что организация производства такой продукции является одним из эффективных элементов импортозамещения. Успешная реализация проекта позволит обеспечить местных жителей новыми рабочими местами и заложить основу для развития территории, прилегающей к рыбоводному участку. Сформированный рыбоводный участок является первым не только в Воронежской области, но и одним из первых официально появившихся участков на территории Российской Федерации…»
После таких заявлений деваться некуда - нужно доводить проект «Форта» до ума.
Конкуренция-матушка?
И, вот когда «Форт» уже было выиграл торги, вмешалось некое ООО «Гидробионт» из Москвы. Это предприятие не было допущено к торгам по Басовской протоке, но само нашло нарушения в действиях ростовских организаторов – в частности, не были точно обозначены координаты объекта, не обнародована его карта и т.п.
И руководитель «Гидробионта» накатал аж четыре жалобы в надзорные органы. Главный, флагманский аукцион признан несостоявшимся.
– Сейчас ряд товарищей, которые проиграли, как это обычно и бывает, подают соответствующие жалобы, которые рассматривают на уровне федеральной антимонопольной службы, – прокомментировал сюжет руководитель областного департамента экологии и природопользования Алексей Карякин на конференции для журналистов 17 октября.
Честно говоря, мы не сильно удивились, когда, покопавшись в электронных документах, увидели, что в качестве директора «Гидробионта» расписывался... правдоискатель Александр Тучнин.
Как рыбку съесть
Чем бы ни кончился спор хозяйствующих субъектов, за фальстарт - обидно.
Председатель комитета по экологии и природопользованию облдумы Владимир Ключников, к слову, сам азартный рыболов, рассказал нашему изданию:
-В отрасли накопилось много проблем. Если раньше в Воронежской области было более 30 рыбодобывающих предприятий, то сегодня осталось лишь несколько энтузиастов, а объем снизился настолько, что промышленное рыболовство вообще закрыли. Осталось только рыбоводство .
Наше рыбоводство тоже несет печать порока. На самых лучших объектах обосновалась «прудовая мафия» - люди, как правило, аффилированные с местной властью. К такому арендатору на пруд приезжают отдохнуть и чиновники, и товарищи в погонах – рыбку половить, оттянуться. Поэтому соблюдением законов он себя не утруждает. Пруду немедленно присваивает статус «частной собственности», местным жителям доступ к воде ограничивает. Конкурсы на аренду пруда он, год из года, разумеется, выигрывает. И никто ему контрольных цифр производства не назначает.
- Новая система, как бы ни смущали нас цифры арендной платы, безусловно, прогрессивна, - убежден главный рыбинспектор Воронежской области Александр Золотых. – Рыбовод становится независим от местной власти, получает перспективу и стимулы для наращивания производства, и понятный уровень ответственности.
А наращивать предстоит много. Пока что Воронежская область с ее 4,5 тысячами водными объектами производит прудовой рыбы в полтора раза меньше, чем маленькая Липецкая область.
И в полтора раза меньше, чем производила сама шесть лет назад.
Александр Саубанов
Время Воронежа, 15:59, 18.10.2016.