Королевский банк Шотландии может стать основным кредитором казахстанского холдинга «Иволга-Центр», усложнив группе «Продимекс» выкуп обанкроченных сахарных заводов
В банкротстве владельца нескольких сахарных заводов — казахстанского холдинга «Иволга-Центр» — намечается неожиданный поворот. Кассация отправила на повторное рассмотрение иск Королевского банка Шотландии, который настаивает на включении его в реестр кредиторов с суммой более 23 млрд рублей. Если банку со второй попытки удастся стать основным кредитором «Иволги», говорят юристы, это может кардинально изменить ход процедуры банкротства. В частности, российский лидер по производству сахара — группа «Продимекс», ранее заявившая о намерении выкупить долги казахстанского холдинга, вынуждена будет учесть в своих расчетах и сумму кредита Королевского банка Шотландии.
За российские активы казахстанского холдинга «Иволга-Центр» развернулась нешуточная борьба. Сначала агрохолдинг «Русагро» планировал создать на базе сахарных заводов компании кластер в Курской области, выкупив долг «Иволги» у Сбербанка (около 900 млн рублей). Затем долг был переуступлен группе «Продимекс». В сентябре стало известно о том, что российский лидер по производству сахара, группа «Продимекс», через принадлежащую ей Объединенную сахарную компанию стала владельцем двух сахарных заводов «Иволги» — «Коллективиста» и Золотухинского сахарного комбината (ЗСК).
Между тем многочисленные кредиторы «Иволги» пытаются через суд вернуть миллиарды долга. Так, кассация по делу о банкротстве «Иволги» 5 октября вынесла решение вернуть иск Королевского банка Шотландии на повторное рассмотрение в суд первой инстанции. Всего сумма долга холдинга «Иволга-Центр» составляет около 30 млрд рублей. Из них самый большой — банку Шотландии. Еще в начале 2016 года, практически сразу после начала процедуры банкротства в отношении «Иволги», банк обратился в арбитраж о включении в реестр кредиторов с суммой задолженности более 23,5 млрд рублей. По данным иностранного банка, «Иволга» выступала гарантом по кредиту, который в итоге возвращен не был. Между тем и первая инстанция, и апелляция отказали банку Шотландии из-за исковой давности. Кассация же нашла ошибку в решениях судов — они по какой-то причине проигнорировали решение курского арбитража, который установил факт наличия задолженности «Иволги» перед банком.
Источник в «Продимексе» подтвердил «Известиям», что компания работает на курских предприятиях «Иволги». По его словам, эти активы стоили того, чтобы выкупать долги бывших собственников. И компания по-прежнему рассчитывает на то, что проблемы с кредиторами «будут успешно разрешены».
Ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Евгений Иванов также думает, что «Продимексу» удастся избежать проблем с кредиторами.
— «Продимекс», скорее всего, «повыковыривает изюм из булочки», то есть заберет Золотухинский завод, самые интересные земли и какой-нибудь элеватор. А остальное останется с долгами. Механизмы банкротства весьма своеобразны, — рассуждает эксперт.
Однако опрошенные «Известиями» юристы придерживаются иной точки зрения.
— Отправляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, кассационный суд дал указание принять во внимание вступивший в законную силу судебный акт о наличии задолженности. По сути, это указание предрешает исход спора: с большой долей уверенности можно говорить о том, что требование банка будет включено в реестр требований кредиторов, — думает партнер Westside Advisors Сергей Водолагин.
Партнер BGP Litigation Александр Ванеев также считает, что шансы банка на включение его требований в реестр требований кредиторов во второй попытке увеличатся.
Юристы уверены, что если Королевскому банку Шотландии удастся стать основным кредитором «Иволги», это кардинально изменит расстановку сил в процедуре банкротства.
— Задолженность должна будет приниматься во внимание при приобретении долгов, и это окажет влияние на ход всей процедуры. Если указанная задолженность предоставит Банку Шотландии большинство голосов в реестре требований кредиторов, то банк сможет влиять на вопрос избрания конкурсного управляющего и контроля за процедурой, — пояснил партнер, генеральный директор юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов.
По мнению Александра Ванеева, в этом случае «Продимексу» придется договариваться с новым мажоритарным кредитором о выкупе его требований или урегулировании спора в иной форме.
— Кроме того, это существенно ограничит свободу действий «Продимекса» как кредитора в рамках дела о банкротстве, — добавляет аналитик.
В Экспо Банке, купившем Королевский банк Шотландии в апреле нынешнего года, комментарии не предоставили.
Татьяна Карабут
Известия, 24 октября 2016, 00:01.