WorldClass

22 сентября 2024, 16:29
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Я №1 // ВМЗ: ДОРОГА В КОСМОС

24.09.2009 12:40
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, возникшую из-за финансового кризиса, многие крупные промышленные предприятия Воронежской области продолжают свою работу. Среди них — Воронежский механический завод — гигант, имеющий 80-летнюю историю. ИВАН ТИХОНОВИЧ КОПТЕВ1953 года рождения, уроженец с. Нижнее Казачье Задонского района Липецкой области. Образование: Воронежский политехнический институт, кандидат технических наук. В1975 году начал работать на Воронежском механическом заводе в должности мастера 1999-2001 гг.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, возникшую из-за финансового кризиса, многие крупные промышленные предприятия Воронежской области продолжают свою работу. Среди них — Воронежский механический завод — гигант, имеющий 80-летнюю историю.

ИВАН ТИХОНОВИЧ КОПТЕВ
1953 года рождения, уроженец с. Нижнее Казачье Задонского района Липецкой области. Образование: Воронежский политехнический институт, кандидат технических наук. В1975 году начал работать на Воронежском механическом заводе в должности мастера 1999-2001 гг. — генеральный директор ОАО «Острогожский завод «Агрегат». 2001-2005 гг. — заместитель генерального директора по производству, заместитель генерального директора по качеству — главный контролер ФГУП «ВМЗ».
С января 2008 г. — заместитель генерального директора по экономике и финансам «ВМЗ» - филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева». Награды: медаль им. В. П. Макеева, 1997 г.; медаль «40 лет полета Гагарина Ю. А», 2001 г, Знак Королева, 2003 г.; Почетная грамота Росавиакосмоса, 2003 г.

Иван Тихонович, расскажите немного о самом предприятии. С чего начиналась работа и почему было принято решение о производстве ракетных двигателей именно на ВМЗ?

Завод начал свою работу 1 октября 1928 г. с освоения серийного производства зерноочистительных машин. Через три года мы приступили к выпуску дизелей для малой энергетики и речного флота. А в 40-м году ВМЗ форсированными темпами начал создавать авиационные двигатели М-11 для самолетов ПО-2. Завод стремительно развивался, но Великая Отечественная война изменила планы. Производство было эвакуировано в Андижан. Там рабочие продолжили собирать моторы для легких самолетов. И за военный период было выпущено более 30 тыс. авиадвигателей. После войны завод возвратился в Воронеж. В 40-50-х гг. было освоено серийное производство поршневых звездообразных авиационных двигателей АШ-62ИР, АИ-14Р, М14П, М14В26 и других модификаций для вертолетов и самолетов общего назначения.

С момента становления в нашей стране ракетно-космической отрасли ВМЗ стал одним из флагманов производства. И наш завод выбрали неслучайно. Во-первых, у нас уже был накопленный опыт по строительству авиационных двигателей. Во-вторых, на предприятии работало конструкторское бюро. Кроме того, в Воронеже было большое количество технических вузов, способных обучать специалистов высокого класса. Начиная со второй половины 50-х годов, сотрудники нашего завода принимали участие в создании двигателей для ракет «Восток», «Союз», «Прогресс», «Протон», «Энергия-Буран», обеспечивших вывод на околоземную орбиту тяжелых автоматических станций «Космос», «Экран», «Радуга», «Горизонт». Двигатели ВМЗ, преодолевая земное притяжение, доставляли межпланетные космические аппараты на Марс, Венеру, к комете Галлея.

Наше предприятие принимало участие в таких важных для страны событиях, как запуск в космос первого космонавта Юрия Гагарина, облет Луны возвращаемой автоматической станцией «Зонд», доставка на Землю лунного грунта, вывод в космос долговременных орбитальных станций «Салют», «Мир» и международной космической станции (МКС). В настоящее время мы ведем работы по производству камеры сгорания двигателя РД-191 для семейства ракет-носителей «Ангара», которое должно прийти на смену ранее спроектированным ракетным комплексам космического назначения.

В 2007 г. Воронежский механический завод вошел в состав «Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева». Скажите, что-то поменялось в работе предприятия?

Поменялось многое. Центр взял на себя много обязанностей, что позволило нам высвободить время, силы и, главное, средства на собственное развитие. Например, ГКНПЦ им. Хруничева выплачивает заработную плату нашим сотрудникам, оплачивает налоги и энергоносители. Кроме того, Центр заплатил все долги, которые скопились у нас со времен перестройки и мешали движению вперед. В сложные 90-е годы у нас наблюдалось серьезное падение производства — до 5 раз по отношению к 80-м годам. Иногда приходилось останавливать работу завода, так как не было возможности оплачивать счета и выдавать заработную плату. В этой ситуации спасением стало то, что руководство завода увидело направление, которое смогло нас «прокормить» — производство оборудования для нефтяников и газовиков. И в 1994 г. у нас была выпущена первая партия новой продукции.

То есть расширение ассортимента было вынужденной мерой? Оборудование для каких отраслей вы производите на сегодняшний день?

Можно сказать, что увеличение номенклатуры, действительно, было вынужденным. Но данное направление — производство оборудования для нефтегазового комплекса — оказалось перспективным и помогло не только не потерять завод и сотрудников, но и начать новый этап развития. Осваивая производство нефтегазового оборудования, мы подписали генеральное соглашение с Газпромом, который обеспечивал нас заказами. В связи с этим в середине 90-х годов у нас сильно изменилось процентное соотношение выпускаемой продукции. Если раньше большую часть занимали ракетные двигатели, то в 95-97-х гг. их доля составляла не более 30% от общего объема готового оборудования.

Но постепенно промышленность в стране начала стабильно развиваться, и у нас появились конкуренты, которые также выпускали оснащение для нефте- и газодобывающей отраслей. Были случаи, когда ведущие сотрудники нашего завода уходили на другие предприятия или создавали свои компании, специализирующиеся на выпуске схожей продукции.

Тогда руководством ВМЗ было принято решение о начале работы с еще одним гигантом — РЖД. Мы вышли на Коломенский завод, который занимался сборкой маневровых локомобилей для железной дороги. И в 2002 г. на ВМЗ было открыто производство специальных агрегатов для этого предприятия. В прошлом году доля данной продукции составила 15% от нашего общего объема производства.

К сожалению, Коломенский завод столкнулся с серьезными экономическими трудностями, которые повлекли за собой невозможность оплаты заказанного оборудования: сейчас они должны нам 30 млн. руб. по отгруженной продукции. Поэтому нам пришлось приостановить сотрудничество с данным предприятием и закрыть производственные мощности.

То есть вы, как и многие другие промышленники, столкнулись с трудностями, связанными с кризисом. Насколько нам известно, часть завода переведена на трехдневную рабочую неделю. Но при этом многие цеха продолжают работать, как и прежде. Как вам удается сохранять работоспособность такого крупного предприятия?

Во-первых, мы стараемся не увольнять сотрудников. Как я уже сказал, мы прекратили выпуск оборудования для Коломенского завода. Рабочих, которые специализировались на данном направлении, мы перевели в другие цеха, где есть работа.

Что касается производства нефтегазового оборудования, то здесь также наблюдается снижение количества заказов. Специалистов из этой отрасли с 1 июля мы перевели на трехдневную рабочую неделю. Все наши попытки сформировать план на 4 квартал этого года, чтобы полностью загрузить производство, пока безуспешны. Связано это с тем, что Газпром не готов приобретать новую продукцию. Стабильная ситуация сохраняется только при производстве ракетной техники. Отмечу, что в этом году, несмотря на кризис, количество заказов увеличилось в 1,5 раза по сравнению с прошлым годом. И это не может не радовать. Кроме того, есть благоприятные перспективы на будущее: в 2010 г. поставки двигателей не только не уменьшатся, но даже, возможно, увеличатся. Проблем с выплатами средств за выполненную работу не должно быть, так как мы связаны с направлением, которое является частью федеральной программы.

Иван Тихонович, мы с вами много говорили о заказчиках, с которыми вы работаете. Что, на ваш взгляд, необходимо и предстоит улучшить в работе самого завода?

На данный момент главная задача - обновить оборудование. Нам необходимо переходить на энергосберегающее производство. Это очень длительный процесс, так как ВМЗ — большое предприятие, с большим количеством сотрудников, которых предстоит переучить, да и новое оборудование не такое дешевое.

Но это очень важный момент. Сейчас мы используем старые станки, которые делают себестоимость выпускаемой продукции достаточно высокой. И я уверен, что именно благодаря тому, что сейчас ВМЗ является частью большого научного центра, мы сможем ускорить процесс модернизации и улучшения организации производства.

В нескольких словах охарактеризуйте будущее, которое ожидает Воронежский механический завод.

Как я уже отметил в начале разговора, сейчас мы работаем над камерой сгорания двигателя РД-191 для семейства ракет-носителей «Ангара». И мне кажется, что будет справедливо, если нашему заводу отдадут производство всего двигателя.

Поэтому главная задача наших инженеров — доказать, что мы способны решить задачи, связанные с реализацией нового проекта, и что ВМЗ подходит для сборки двигателей нового поколения. От этого зависит будущее предприятия, возможности дальнейшего развития производства.

Что касается «гражданского» оборудования, то во второй половине 2010 г. должны пойти заказы со стороны Газпрома, так как руководство компании планирует разрабатывать новые месторождения. Хочется надеяться, что и в железнодорожной промышленности постепенно все нормализуется. Поэтому будущее у нас перспективное, сложное и интересное. И мне кажется — это лучшее из того, что может быть.

Воронежский механический завод — филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева» — одно из старейших предприятий Воронежской области. Сегодня ВМЗ — это многопрофильный комплекс, выпускающий авиационные и жидкостные ракетные двигатели, нефтегазовое оборудование для добывающих и перерабатывающих отраслей, а также другую технику гражданского назначения.
На данный момент Воронежский механический завод — единственное в России и странах ближнего зарубежья предприятие, выпускающее поршневые двигатели для легкомоторной авиации. На заводе создано конструкторское бюро по разработке авиадвигателей, имеется сертификат на их производство.
Система контроля качества, отработанная за годы создания ракетной техники, сертифицирована Международной организацией стандартов по 15О-9001. С 2004 года завод возглавляет генеральный директор Александр Викторович Бондарь — доктор технических наук, действительный член Российской Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники.

АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ БОНДАРЬ
1962 года рождения, уроженец лос. Первомайский Щекинского района Тульской области.
Образование: Тульский политехнический институт, Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, доктор технических наук, доцент. Трудовой путь начал в 1985 году в должности инженера-технолога, начальника техбюро Воронежского механического завода. С 1988 по 2005 гг. работал заместителем главного технолога ВМЗ, главным инженером производства изделий нефтегазпрома ВМЗ, главным инженером завода, первым заместителем генерального директора — техническим директором ФГУП «ВМЗ», и.о. генерального директора ВМЗ.
2005-2007 гг. — генеральный директор ФГУП «Воронежский механический завод».
С декабря 2007 г. — заместитель генерального директора ГКНПЦ им. М. В. Хруничева — генеральный директор Воронежского механического завода.
Награды: медаль ФК России им. С. П. Королева, 1997 г.; медаль «40 лет полета Гагарина Ю. А.», 2001 г.; Почетная грамота Росавиакосмоса, 2002 г.; орден К. Э. Циолковского, 2007 г.; медаль федерации космонавтики «За заслуги», 2007 г.; почетное звание «Заслуженный создатель космической техники», 2008 г.; Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники за 1995 г.; Академик Академии проблем качества; Член-корреспондент международной Академии наук; Действительный член Российской Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского; Почетный Академик Международной Академии качества и маркетинга.

Центрально-Черноземное бизнес-издание «Я №1», сентябрь 2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0