WorldClass

22 сентября 2024, 16:37
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Коммуна // Приоритеты для инвестора

24.09.2009 13:40
Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев определил в качестве приоритета опережающее экономическое развитие региона. В современных условиях оно невозможно без кратного увеличения отечественных и иностранных инвестиций в экономику области. Можем ли мы в условиях кризиса надеяться на крупные инвестиционные вложения? На этот вопрос отвечает заместитель губернатора Воронежской области - первый заместитель председателя Правительства области Александр Ганов, который курирует экономический блок.

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев определил в качестве приоритета опережающее экономическое развитие региона. В современных условиях оно невозможно без кратного увеличения отечественных и иностранных инвестиций в экономику области. Можем ли мы в условиях кризиса надеяться на крупные инвестиционные вложения? На этот вопрос отвечает заместитель губернатора Воронежской области - первый заместитель председателя Правительства области Александр Ганов, который курирует экономический блок.

- Александр Николаевич, только что завершился Международный инвестиционный форум «Сочи - 2009», на котором вы возглавляли делегацию нашей области. Как вы можете охарактеризовать по итогам форума инвестиционный климат Воронежской области?

- Главный вывод, который можно сделать по итогам форума, – мы правильно выбрали приоритеты развития Воронежской области. Они абсолютно вписываются в основные направления государственного развития. Первые лица нашего государства и руководители крупнейших мировых корпораций пришли к единодушному выводу, что критически важное значение для российской экономики имеет проблема привлечения прямых инвестиций. И мы верно сделали ставку на развитие всех видов производственной инфраструктуры, что и является основанием для дальнейших коммерческих инвестиций.

Кроме того, в рамках форума мы вынесли на рассмотрение инвестиционной комиссии Министерства регионального развития проект Масловской зоны и получили очень важное для нас положительное решение.

Сочинский форум и встречи, которые прошли за рамками основной его программы, были очень важными для нас. Судя по той реакции, которую мы получили сразу после своей заявки на участие, наша область является потенциально привлекательной для инвесторов. Предложения стали поступать сразу же, и во время форума мы провели ряд весьма перспективных переговоров. Теперь главное - максимально реализовать их.

По итогам 2008 года наша область находилась по комплексной оценке развития экономики и качеству жизни населения на «почетном» 64-м месте. Алексей Васильевич Гордеев, став губернатором области, определил приоритеты и поставил перед правительством конкретные задачи. Они были озвучены и во время его встречи с Президентом страны Дмитрием Медведевым: в течение пяти лет войти в тридцатку первых регионов России. И борьба за высокие места в рейтинге - не «соцсоревнование». Мы должны расти значительно быстрее, чем страна в среднем. А это значит, что нужно привлекать инвестиции. Ведь только за счет собственных средств мы не сможем решить поставленную перед нами губернатором задачу.

Сегодня пока еще не приходится говорить об окончании финансового кризиса, а значит, инвесторы боятся рисковать, потому что риски, связанные с вхождением в новый проект, перевешивают для них все иные условия. Например, влияние на эти проекты властных структур. Значит, нам нужно прежде всего развивать инфраструктурные проекты. Эти вложения - надолго и в первую очередь - в качество жизни воронежцев.

Я имею в виду проекты в сфере строительства и жилищно-коммунального комплекса. При этом если мы говорим о промышленном строительстве, то частный инвестор туда не придет, пока мы не создадим ему условий. Яркий пример – Панинский район. Уровень газификации в нем пока – 5,4%. И никакой нужный для района объект там не появится, пока не будет газа, потому что инвестору провести его самому дороже, чем построить завод. А значит, государство должно стимулировать инвесторов на частные инвестиции, вкладывая прежде свои средства.

Говоря о коммунальном комплексе, можно назвать три основные проблемы: вода, тепло и электроэнергия.

В первую очередь, мы сейчас говорим о «Водоканале» как о самой проблемной точке областного центра. Причем проблемы здесь как в качестве самого водоснабжения, так и в управлении предприятием. Этот вопрос уже в стадии решения. Губернатор, как вы знаете, провел переговоры с руководством «Внешэкономбанка» (ВЭБ), на которых обсуждался вопрос сотрудничества областного правительства и ВЭБ в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В частности, реорганизации водоканального хозяйства Воронежа.

Интересные предложения на эту тему поступили к нам и в дни форума в Сочи от ведущих мировых компаний в сфере жилищно-коммунального комплекса, но говорить подробно об этом пока рано.

- Но ведь инвестор, даже самый крупный, – не благотворительная организация, ему необходима прибыль. Значит, будут увеличены тарифы на воду?

- Не допустить опережающего роста тарифов – задача Правительства области. Приход инвестора и вложение его средств должны привести к более экономному использованию ресурсов. Мы все знаем, что платим за воду, которую не потребляем, которая через дыры вытекает из труб. Залатаем их – и будем платить только за то, что использовали.

Сегодня тарифы образуются по принципу «затраты плюс…». То есть те же цены, что были вчера, плюс инфляция, что, в принципе, не понуждает коммунальные предприятия заниматься собственной экономикой. Частный инвестор будет получать деньги за экономию. Мы договариваемся с ним, что каждый год себестоимость подачи воды сокращается на определенную величину. Тогда удовлетворены все: мы получаем экономию воды, государство избегает социального напряжения, связанного с постоянным ростом тарифов. Жители оплачивают только то, что получают. А инвестор, который на самом деле не благотворитель, залатав трубы, имеет свою согласованную долю прибыли.

Пока вся прибыль вытекает через дырявые коммуникации. Более того, инвестор понимает, что эта прибыль – надолго, и государство с ним здесь в одной лодке и готово разделить риски в долгосрочных проектах.

- Если говорить о ежедневных потребностях, а едим мы тоже каждый день, то выгоднее всего вкладывать инвестиции в сельское хозяйство?

- Сельское хозяйство для нашей области - отдельная тема. Здесь трудно разделить экономику и социальную сферу. Если мы говорим о растениеводстве, то с учетом новых технологий мы получаем проблему с высвобождением трудоспособного населения. С точки зрения агротехнологии, на одном и том же участке земли раньше работали тридцать человек, а теперь достаточно трех.

В животноводстве занятость выше. Здесь важна добавленная стоимость. На растениеводстве она минимальна, на животноводстве – больше. На глубокой переработке сельхозпродукции – еще больше. И надо так договориться с инвесторами, чтобы им было выгодно вкладывать средства не только в простые виды сельхозбизнеса, но и заниматься «длинными» проектами. Мы работаем над этим.

- Александр Николаевич, и все-таки, чем отличается Воронежская область от соседей с точки зрения потенциального инвестора? Почему он пойдет к нам, а не в Белгород или Хабаровск?

- Для инвестора зачастую возможность выбора – очень условная вещь. У нас есть изначальные преимущества перед соседями, но мы их использовали до сих пор не в полной мере. Объективно говоря, работать в нашей области предпочтительнее, чем во многих других. В Воронежской области проживают почти 2,5 миллиона человек, а это большой внутренний рынок, высокий потенциал внутреннего потребления. Иными словами, можно продавать свою продукцию, не тратясь на дальние перевозки и имея другие преимущества «местного производителя». Но ведь население не только ест, но и обладает значительным производственным, а в нашей области - и интеллектуальным потенциалом.

- Так ли уж важно инвестору, что у нас каждый восьмой – студент?

- В своей статье «Россия, вперед» Президент Дмитрий Медведев не случайно упомянул, что «в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности».

У нас в области 23% населения - с высшим образованием. Значит, мы сможем соответствовать требованиям времени. Проще говоря, если ребенок уже в школе хорошо овладел компьютером, то его впоследствии проще научить нажимать нужные кнопки на высокотехнологичной линии. И поэтому мы сегодня уделяем особое внимание координации совместной деятельности работодателей и вузов, совершенствованию системы подготовки кадров, ориентированной на потребности реального сектора экономики. Существует областная целевая программа «Создание системы подготовки и переподготовки кадров высокотехнологичных отраслей экономики», предусматривающая, в числе прочего, модернизацию образовательных программ и стандартов обучения.

И все же объективных причин недостаточно, чтобы решить все остальные проблемы. К этим базовым условиям нужно добавить совсем немного, чего у нас до сих пор не было: выстроить с потенциальными инвесторами – иностранцами, внутренними компаниями, частниками – простые, «прозрачные» отношения: «Господа, вот наши правила игры, вот наша налоговая база, вот перечень приоритетных отраслей, в которые мы как государство готовы вкладывать средства вместе с вами, со всеми в равных условиях».

- А перечень приоритетных отраслей уже есть?

- Да, практически уже сформирована Концепция инвестиционной политики Воронежской области, которая вскоре станет предметом всеобщего обсуждения. Мы хотим получить реакцию бизнеса на нее, учесть его пожелания, чтобы она, после принятия, реально работала.

- Александр Николаевич, еще год-два назад в администрации области много говорили о четырех экономических зонах. Как сегодня здесь обстоят дела?

- Это было придумано не в нашей области. Есть целая программа Минрегиона о зонах опережающего развития. Собственно, именно эту программу пытались реализовать в нашей области, определив четыре такие зоны. Это была хорошая идея, но сегодня ситуация иная: нам приходится определять приоритеты.

Первой, несомненно, станет Масловская зона. Если туда придет со своим трансформаторным заводом «Сименс», а соглашение о его строительстве уже подписано губернатором Алексеем Гордеевым, то это подтвердит, что мы правильно выбрали направление. Теперь даже в условиях кризиса мы можем рассчитывать на то, что несколько «якорных» площадок для инвесторов у нас будет. Дальше пойдет цепная реакция: если у крупного инвестора не возникнет на воронежской земле серьезных проблем, за ним сразу придут другие.

К сожалению, мы сегодня имеем груз неудачно реализованных проектов, что вызывало к нам определенное недоверие. Это главная проблема, но мы надеемся, что нам удастся ее преодолеть.

- А в чем еще преимущество Воронежской области?

- На форуме в Сочи мы показывали видеопрезентацию, которая так и называлась: «Пять причин инвестировать в Воронежскую область». И первой из них было наше прекрасное географическое положение – пересечение транспортных путей. Наша задача – максимально развивать все, что связано с транспортными коммуникациями.

Почему мы сейчас говорим о возможности строительства до аэропорта ветки легкого метро? Помимо того, что это решит проблему пробок в Воронеже, эта модель позволит обкатать более серьезный проект, связанный с привлечением пассажиропотока всего Центрального Черноземья в зону аэропорта. Мы рассчитываем на развитие транспортной и инженерной инфраструктуры территории за счет привлечения федеральных средств, частных инвестиций и инвестиционных ресурсов естественных монополий.

- А что сдерживает сегодня приток инвестиций в регион?

- Это не только наша местная проблема. Выступая на Международном Инвестиционном форуме в Сочи, председатель Правительства РФ Владимир Путин говорил о проблемах с инвестициями во всю российскую экономику. «Российская экономика тотально недоинвестирована», - заявил он в своем выступлении. По словам премьер-министра, в существенном обновлении нуждаются инфраструктура и технологическая база целых отраслей промышленности страны.

У нас почти нет сформированных площадок под жилищную и промышленную застройку и под строительство агрохолдингов, именно этим мы сейчас занимаемся в первую очередь.

Кроме того, необходимо менять структуру малого и среднего бизнеса. Пока основная его доля – торговля, сфера услуг. Неоправданно мала доля высокотехнологичного сектора малого бизнеса. Поэтому сейчас мы ведем работу по переориентации мер поддержки, в первую очередь - на инновационный сектор малого предпринимательства. Это позволит сформировать принципиально новый финансовый механизм, позволяющий привлекать инвестиции в малый бизнес при высоком уровне рисков и длинных сроках вложений.

- А наша законодательная база инвесторов удовлетворяет?

- Кое-что нужно исправить, но нерешаемых проблем здесь нет. Гораздо труднее - создать базу инвестиционных предложений таким образом, чтобы она была привлекательна для частных инвестиций, государственных, банковских, отечественных, иностранных и так далее. У каждой финансирующей организации есть свои правила игры. Мы должны все наши законодательные инициативы и меры господдержки применять к тем проектам, которые реально могут пройти через сито отбора финансирующих организаций.

Мы можем сколько угодно говорить о каком-то необыкновенно интересном проекте, на который у нас нет пока денег и который мы «когда-нибудь потом, может быть, реализуем», – это все останется на словах. С самого начала нужно знать – к кому с каким предложением обращаться.

Свои правила финансирования проектов - у Европейского банка реконструкции и развития, у Всемирного банка, у наших банков. У каждого - своя «специализация» и свои наработки. Представители Внешэкономбанка, когда приезжали в Воронеж, были довольны нашими предложениями, потому что мы знали, на каком этапе нашей деятельности можно к ним обращаться.

Я уже не раз говорил, что у нас нет мостика между идеями и деньгами. Перспективными идеями и большими деньгами, которые никак не сольются в материальное воплощение идеи. И мы, правительство, как раз и должны стать таким мостиком, чтобы решить многие социальные проблемы Воронежской области.

- Кстати, о социальных проблемах. Рассматривается ли этот вопрос при выборе инвестора? И что такое для вас «социальная ответственность бизнеса»?

- Любой легальный и хорошо организованный бизнес несет социальную поддержку области. Это не только новые рабочие места и высокие зарплаты. Конечно, нам нужны инвесторы, которые не приходят набивать свои карманы, а хотят сделать лучше жизнь людей, что живут и работают рядом с ними. Такой вот «разумный эгоизм», придуманный еще философами семнадцатого века.

Инструменты для этого есть у бизнеса любого уровня. Плати налоги, наведи порядок на своем предприятии, на улице, где работаешь, в школе, где учатся твои дети. Сделай так, чтобы к тебе в очередь стояли наниматься на работу и потом держались за нее. Наконец, просто помоги малоимущим! Я не против, чтобы люди приходили к нам в регион развивать свой бизнес. Я хотел бы, чтобы богатым и успешным было некомфортно, когда кому-то рядом плохо.

В своей статье Президент Дмитрий Медведев просто и четко провел границу между «мы» и «они». «Мы» - это те, кто хочет перемен к лучшему. «Они» - хотят жить по-старому, заботясь только о своем личном достатке. «Их» время заканчивается, а мы сделаем все, чтобы наша область стала процветающей.

Ирина Михайлова
«Коммуна», № 140, 24.09.09г.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0