27 ноября 2024, 16:39
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Директор МЭЗ «Олсам» (Воронежская область) Андрей Перелыгин: «Основа нашей конкурентоспособности – честное имя»

11.11.2016 15:49
Автор:

Воронеж. 11.11.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – На фоне некоторой стагнации экономики более заметными становятся успешные виды бизнеса. На примере маслоэкстракционного завода в Новой Усмани, некогда считавшегося убыточным, можно убедиться в том, что создание бизнеса с нуля может быть инвестиционно привлекательным и очень прибыльным. Благодаря высокой рентабельности производства, устойчивому спросу на продукцию и практически безотходному циклу, вложенные средства достаточно быстро окупаются. О том, как реанимировать бизнес, добиться значительного результата и вывести Инвестиционную компанию «Черноземье» Эдуарда Краснова (80-82-е место в Рейтинге влиятельности Воронежской области в 2016 году; в нее входит МЭЗ «Олсам и др.) в лидеры отрасли, в эксклюзивном интервью рассказал директор ООО МЭЗ «Олсам» Андрей Перелыгин.

– В 2011 завод был вовлечен в процедуру банкротства, а спустя некоторое время завод инвестирует в развитие собственных производственных мощностей около 400 млн рублей. Каким потенциалом сегодня обладает ваше предприятие?

– За последние пять лет мы действительно увеличили мощности переработки подсолнечника с 280 до 400 тонн в сутки. При этом большая часть средств была инвестирована в строительство нового складского комплекса с сушилкой. Ввод комплекса в эксплуатацию позволил увеличить элеваторные мощности завода с 45 тыс. до 60-65 тыс. тонн единовременного хранения семян подсолнечника. К примеру, 11-12 тыс. тонн подсолнечника мы перерабатываем и такой же объем сырья докупаем и можем хранить теперь у себя. Также увеличили мощности подразделения по хранению масла – появилась возможность хранить его в течение двух месяцев. И если рынок не предоставляет приемлемой цены, я могу придержать на складе готовую продукцию. Кроме того, имея свои складские помещения, сегодня мы не несем затрат на хранение в сторонних элеваторах. Раньше пользовались их услугами. Качество хранения на своей территории существенно выше: мы уверены в своем сырье.

– Как оцениваете в этом году урожай?

– Подводить итоги еще рано, уборка подсолнечника еще не закончена, убрано только 70% засеянных площадей в районе, но могу сказать однозначно: урожай будет примерно такой же, как в прошлом году. Правда, могут возникнуть проблемы с качеством. Из-за дождливой весны пришлось сдвинуть график и сеять семена в два этапа, зачастую просто невозможно было выйти в поле ни технике, ни людям. И сейчас очень важно вовремя успеть собрать урожай, не дать ему отсыреть, набрать кислоту. Хотя, по моим прогнозам, вполне по силам собрать 25 центнеров с гектара.

– Завод имеет свои собственные посевные площади?

– Пока, к сожалению, нет: сырье мы закупаем. Этот вопрос сейчас в стадии обсуждения. Разумеется, приобретение собственных площадей повлечет значительные инвестиции, но, на мой взгляд, игра стоит свеч: себестоимость 1 тонны подсолнечника составляет 10-12 тыс. рублей, а рыночная закупочная цена – 24 тыс. рублей, то есть возможная прибыль составляет 100 процентов.

– Чье сырье предпочитаете покупать?

– Мы работаем со всеми близлежащими областями: Липецк, Тула, Брянск, Волгоград, Рязань, Тамбов.

– Качество семечки в регионах отличается?

– Разницы практически нет. Иногда, скажем, из-за погодных явлений подсолнечник бывает низкомасличным. Все сырье проходит проверку в нашей аккредитованной лаборатории по основным параметрам: сорность, кислота, влага. Если какой-то критерий оценки нас не устраивает, бывает, возвращаем сырье собственнику.

– Производство масла – практически безотходное. Занимаетесь вторичной переработкой отходов?

– В прошлом году мы ввели в эксплуатацию цех грануляции лузги. Раньше действительно была проблема с ее утилизацией, а недавно установили вторую сушилку для сжигания, перерабатываем лузгу в топливные гранулы, так называемые пеллеты. Пеллеты – это биотопливо диаметром 6-8 мм с очень высоким КПД сгорания. Этот вид топлива очень популярен в Северной Европе. Его вместо газа используют при котельном отоплении. К примеру, Финляндия не только отапливается, но и добывает электричество из пеллет. Сейчас 1 тонна пеллет стоит 15 евро. К сожалению, цену сбивает Украина: из-за сильного демпинга цена просела на 25 евро.

Кстати, все заводское производство отапливается паром за счет сжигания лузги – другого отопления у нас нет. Также паром эффективно сушим подсолнечник для переработки. Производство масла, действительно, циклично: те же пеллеты идут в том числе на корм кроликам.

– Производите только масло? Не пробовали выпускать кондитерскую продукцию из семечек?

– На халву и козинаки изначально идет другой сорт семечки – низкомасличной. Она так и называется – кондитерская семечка. Нам невыгодно ее закупать: масло-то мы добыть из нее сможем, но получится по себестоимости дороже.

– Как завод справляется с рыночными колебаниями?

– Скажу одно: для нас очень важен стабильный курс доллара. Вот сейчас он снижается, и при сегодняшней цене на подсолнечник доставить груз в порт и на экспорт за границу – я считаю, это нереально. На нашем рынке сейчас больше предложений, чем спроса, чем может поглотить наш внутренний рынок, хотя при падающем курсе валюты выгоднее работать на внутреннем рынке. А для экспорта нет подходящей цены.

– А куда экспортируете?

– Мы работаем только с Китаем. Особенно комфортно было работать с нашими китайскими партнерами при высоком долларе. Объемы потребления подсолнечного масла в Китае достаточно велики, несмотря на то что население употребляет более дешевые масла – рапсовое, хлопковое, соевое и пальмовое.

– А для вас – производителя подсолнечного масла – альтернативные виды масла являются конкурентом?

– Разумеется. Особенно это касается пальмового и соевого масел. Кстати, когда мировая валюта растет, мы выигрываем в конкуренции с этими маслами, ведь они импортируются. А как только доллар повышается в цене, наше отечественное масло становится более привлекательным. Ну и не будем забывать о натуральности и полезных свойствах масла: в этом контексте мы стоим по разные стороны баррикад. Знаю, что многие жиркомбинаты, предприятия кондитерской промышленности, молокозаводы перешли на пальмовое масло. Увидеть его в изделиях очень просто: шоколад или маргарин, лежащие на солнце, совсем не плавятся. Для сохранения внешнего вида готовой продукции это хорошо, а вот для здоровья – вряд ли.

– Взаимодействуете с конкурентами?

– Вместе с нами на небольшом «пятачке» сконцентрированы семь маслоэкстракционных заводов, в том числе крупнейший их них – завод ООО «Бунге СНГ» с переработкой 2 тыс. тонн подсолнечника в сутки. Основа конкурентоспособности «Олсама» с партнерами – наше честное имя. Что бы ни произошло, мы всегда вовремя расплачиваемся с поставщиками.

Возвращаясь к теме собственных посевных площадей, я считаю, что стоит их приобрести еще и потому, что производственные мощности предприятия начинают превышать выращиваемое сырье. Если у меня какое-то количество подсолнечника будет по себестоимости, я смогу влиять на среднюю цену – мне проще будет удержаться на рынке. Наше предприятие находится в той середине, когда мы можем просчитать и логистику, и сырье, и этим мы выгодно отличаемся от конкурентов.

– Что, на ваш взгляд, на заводе еще требует модернизации?

– Пожалуй, только цех дезодорации – его действительно нужно перестраивать. Пока обходимся без него, потому что мы не продаем готовую фасованную продукцию. Если заняться этим, то возникнет череда проблем: рекламная кампания, бренд, вхождение в сетевые супермаркеты и т.д. Крупные сетевые магазины требуют отсрочки платежа на несколько месяцев – получается, деньги заморожены, а они могли бы работать. Зачастую бывает и так, что цена на обычное прессованное масло значительно выгоднее, чем на готовое в бутылках.

– Около вашего предприятия удивительная тишина. Где птицы?

– На самом деле они есть. Может, специально спрятались? (Смеется.) Конечно, мы ставим по периметру и территории механические отпугиватели, но птицы к ним быстро привыкают и не реагируют. В советское время была на подобных предприятиях специальная должность – отстреливатель птиц.

– Птичку не жалко?

– Наверное, жалко. Но один голубь в месяц в состоянии съесть 3 килограмма семечек – я не придумываю, это данные статистики.

– Как решаете проблему кадров? Выпускают образовательные учреждения специалистов вашей отрасли?

– В нашем случае актуальна старая притча, когда выпускника вуза на производстве встречает старый мастер и говорит: «А теперь забудьте все то, чему вас обучали». Так и происходит. Приходят молодые люди из технологической академии: мол, хочу, сразу технологом быть. Представляете, сразу руководить процессом, не познав его изнутри! Поэтому, имея хорошую теоретическую подготовку, мы готовим специалиста на месте «под себя». Хорошие технологи – на вес золота, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы текучки среди ИТР не было.

На заводе работает 172 сотрудника, производственные мощности загружены, и переработка ведется круглосуточно.

– Вы довольны своей командой?

– Знаете, за свою жизнь пришлось руководить многими предприятиями, и я могу сделать однозначный вывод: команда профессионалов – это главное на успешном предприятии. Есть поговорка: короля делает свита. И это верно. Я не могу сравниться с тем же технологом в знании технологического процесса, а вот своевременное его выполнение проконтролировать могу, это моя задача. Я считаю, что с командой единомышленников в «Олсаме» мне повезло: у меня нет офисного планктона. Я знаю, чем занимается и каждый управленец, и каждый работник.

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0