ОАО «Вагонреммаш» проводит переговоры с немецкой компанией «Knorr-Bremse» по созданию совместного предприятия на базе Воронежского ВРЗ – филиала ОАО «Вагонреммаш» по производству современных тормозных систем и другого оборудования для пассажирского, грузового и тягового подвижного состава рельсовых видов транспорта.
- Кризис затронул и наши предприятия, но не настолько, чтобы говорить, что мы плохо живём, - говорит генеральный директор акционерного общества «Вагонреммаш» Валерий Николаев. – Сегодня три наших завода - Воронежский, Тамбовский и Новороссийский - осуществляют капитальный ремонт пассажирских вагонов более половины всей потребности ОАО «РЖД», и это лишь 60-65 процентов их возможностей.
Мощности заводов ОАО «Вагонреммаш» сегодня позволяют решать как текущие, так и перспективные задачи, потому что удалось не только сохранить их, но и сделать ещё сильнее. В последние годы ОАО «РЖД» направило 4,5 миллиарда рублей на реконструкцию одиннадцати заводов Дирекции по ремонту пассажирского подвижного состава ОАО «РЖД», в том числе на три завода, ставшие филиалами ОАО «Вагонреммаш». После освоения этих инвестиций обновлённое производство готово для решения задач качественно нового уровня.
Наша беседа - о переменах в акционерном обществе, открывающих широкие перспективы, наряду с другими заводами ОАО «Вагонреммаш», Воронежскому вагоноремонтному заводу.
- Валерий Иванович, расскажите, пожалуйста, о результатах недавних встреч и переговоров с зарубежными деловыми партнёрами. Что ожидает завод в связи с новыми реалиями?
- Задуман масштабный проект, предполагающий создание совместного предприятия с немецкой компанией «Knorr-Bremse», которая является мировым лидером по разработке и производству современных тормозных систем и систем управления для всех видов подвижного состава рельсового транспорта.
Для чего мы это делаем?
Вагоны, которые ремонтируются на заводах ОАО «Вагонреммаш», разработаны ещё в 60-х годах, а выпущены, как минимум, четверть века назад. Получается, что работник любого уровня, приходя на наше производство, занимается ремонтом вагонов, созданных по устаревшей технологии. Сегодня политика в нашей отрасли коренным образом меняется. Руководство ОАО «РЖД» взяло курс на обновление парка пассажирского подвижного состава. Перед российскими вагоностроительными заводами поставлена задача перейти на выпуск современных вагонов международного стандарта, отвечающих самым высоким требованиям.
Из 158 дочерних предприятий ОАО «РЖД» 28 остаются нерентабельными. В том числе заводы Дирекции «Вагонреммаш», вышедшие из состава акционерного общества, работают с минусом. Оставшиеся под началом Валерия Николаева – работают успешно.
Фирма «Knorr-Bremse» присутствует на пяти континентах в 23 странах мира и через дочерние предприятия имеет коммерческие связи в 60 странах. Годовой объём выпускаемой продукции составляет 6-7 миллиардов евро в год. Международный концерн, успешно работающий более 130 лет, предлагает нам совместно заниматься выпуском самых современных тормозных систем, безмасляных компрессоров и другого оборудования для подвижного состава рельсовых видов транспорта.
- У вас уже есть опыт участия в переговорах с иностранными компаниями?
- Мы общались с производителями пассажирского железнодорожного состава - такими, как «Бомбардье», «Сименс», «Альстом» и другими. К сожалению, - безрезультатно. И всё же это был хоть и трудный, но шаг вперёд. Мы заявили о себе, приобрели опыт.
Компания «Knorr-Bremse» сотрудничает с ОАО «РЖД» с 2006 года. Это сотрудничество было зафиксировано меморандумами о взаимопонимании от 28.06.2006, 26.11.2007 и 23.09.2009 года. В последнем меморандуме было высказано намерение о создании совместного предприятия. Проведя аудит, анализ возможных мест производства, переговоры с руководителями отечественных машиностроительных предприятий, компания «Knorr-Bremse» решила работать только с ОАО «Вагонреммаш» - дочерним обществом ОАО «РЖД», и только в Воронеже. Они могли бы прийти в столичный город, но предпочли Воронеж.
- Что это сулит заводу и городу?
- Прежде всего - новые рабочие места. Существенными критериями выбора Воронежа являлись наличие квалифицированных специалистов, высших и средних специальных учебных заведений. На первоначальном этапе мы будем брать человек 150, на втором – 300. А когда построим завод – около 1000 человек.
- То есть, предполагается построить новый завод?
- Новое производство и новый завод. Это принесёт в Россию не просто новые технологии, но даже те, что ещё находятся в разработке. Сейчас работа по созданию совместного предприятия - в полном разгаре. Получена поддержка высшего руководства ОАО «РЖД» и руководства Воронежской области. Я очень благодарен этим людям. Губернатор Алексей Васильевич Гордеев побывал на заводе, познакомился с людьми и производством. Затем были встречи в Москве, где и состоялось решение.
- Как бы вы охарактеризовали своих иностранных партнёров? Насколько всерьёз и надолго они приходят на воронежскую землю?
- Немецкая сторона проявляет большой интерес к сотрудничеству, ставя целью не сиюминутную выгоду, а долгосрочные деловые отношения на равных. Глубоко изучают условия, чтобы уверенно войти сюда с инвестициями, внедрить передовые технологии. О том, насколько обстоятельно они анализируют ситуацию, свидетельствуют многие моменты. Например, они спрашивают, что такое русский менталитет, что представляет собой российская глубинка. Многое говорит о том, что мы не ошиблись в выборе партнёров. Со своей стороны, делом докажем, что и они не ошиблись в нас.
- В новое производство будут вовлечены и другие воронежские предприятия?
- Во время неоднократных посещений нашего завода специалисты «Knorr-Bremse» изучили не только наше производство, но и то, чем занимаются другие воронежские заводы. Их интересовала интеллектуальная собственность нашей области в целом. Руководство фирмы выразило огромное желание встретиться с областным директоратом при непосредственном участии руководства Воронежской области, чтобы включить заводы, которые смогут отвечать технологическим требованиям, в общую программу локализации производства продукции СП.
На первом этапе мы сдадим в аренду часть помещений на Воронежском вагоноремонтном заводе имени Тельмана, определим номенклатуру продукции, которую будем выпускать, наберём специалистов, которые пройдут обучение на заводах «Knorr-Bremse» в Европе.
На втором этапе будет создано совместное предприятие.
А на третьем этапе, когда уже наладим производство и сформируем портфель заказов, возведём новый завод. Причём, владелец «Knorr-Bremse» господин Тилль ведёт такую политику: придя в другую страну, он «с нуля» строит современное предприятие, отвечающее самым последним технологическим требованиям. В Европе мы посещали их заводы и убедились в этом воочию.
В планах – организация на всей территории Российской Федерации сервисных центров. А на базе научного центра «Knorr-Bremse», есть предложение, - создать российский научный центр, в котором наши специалисты будут заниматься перспективными разработками, развитием и внедрением всех технологических процессов.
- Кто же станет руководить этим предприятием?
- Сейчас ищем человека на должность директора будущего воронежского завода компании. И мы, и руководство «Knorr-Bremse» были единодушны в том, чтобы этим производством командовал российский гражданин. Поэтому подыскиваем молодого человека с высшим образованием, знанием английского и немецкого языков. По результатам тестирования отправим его учиться на заводы «Knorr-Bremse» в Европе. По возвращении он возглавит предприятие.
- Валерий Иванович, если сравнить начало вашей трудовой биографии с сегодняшним днём, какие у вас возникают чувства?
- Сложные. Помню, как в юности мы снизу вверх смотрели на помощника машиниста в форменной рубашке. Нам тоже хотелось достичь таких высот. Позднее появилась мечта стать слесарем. Серьезно! На дальнейшую учёбу подвигла мама: «Сынок, слесарем – это хорошо, но закончи хотя бы техникум…» Закончил. А мама опять: «Техникум – это хорошо, но ведь это не институт!..» Поступил в институт, втянулся в учёбу, да так, что остановиться уже нет ни желания, ни возможности. Если сделать паузу – то не просто остановишься, а неизбежно отстанешь. Такое сейчас динамичное время. Так что – только вперёд!
- Как работники завода воспринимают перемены, особенно те, кто помнит его прежним?
- Таких осталось немного, процентов тридцать, кто видел, с чего мы начинали. Кто видел, что могли потерять завод, но вытащили его из ямы. Тогда пришла команда, которая сумела доказать, что такое – возможно. Это стало ответом тем, кто не верил в возрождение завода.
Сегодня люди привычно воспринимают цивилизованные условия: новая проходная, удобные раздевалки, отремонтированные цеха, современное оборудование, везде чистота и порядок. Кто-то, наверное, уже и не знает, что в 2000 году у предприятия было около 400 миллионов рублей долгов. Из них - более 75 миллионов налоговых выплат. Люди несколько месяцев не получали зарплату. И когда на третий месяц мы начали поднимать производство, сделали свою продукцию рентабельной, - вывесили на проходной большой плакат. Люди шли после смены и читали. Это была наша общая победа. А выплату зарплаты, кстати, мы с того времени не сорвали ни на один день.
- Что придаёт вам сил?
- Может быть, осознание своего долга, а также коллеги, с которыми начинал работать. Помню, когда мы только защитили свою инвестиционную программу, и деньги на реконструкцию поступили только после прохождения всех бюрократических этапов, наступила зима. Захожу с руководителями служб в электроремонтный цех, он тогда назывался электрокомпрессорный, а там, на участке по ремонту светильников, работают женщины. Поскольку шёл ремонт кровли, крыша была разобрана, небо над головой. На натянутый над ними полиэтилен падает небольшой снежок…
Надо сказать, я никогда не прохожу мимо. Направился к ним, поздоровался, думаю, вот сейчас мне достанется на орехи. Интересуюсь: «Как вы, женщины?..» Они повернулись ко мне и, не оставляя дела, спрашивают: «Валерий Иванович, а работа будет?». Я ко многому был готов, но только не к этому…. Вот такая преданность людей общему делу и умножает силы.
Валерий Николаев продолжал рассказывать о перспективах, а у меня всё чётче вырисовывался образ человека-локомотива, который упорно тащит состав в гору. Ему удалось изменить саму систему, коллег, заставить простых рабочих и специалистов высшего звена смотреть на вещи по-другому. Он сумел увлечь людей стремлением добиваться большего, что неизменно повышает их самооценку и ведёт к успеху.
Татьяна Чижмакова, Татьяна Юшкина
«Коммуна», № 142, 26.09.09г.