Более 50 банков в 2017 году могут оказаться под угрозой отзыва лицензии из-за «обходных» схем собственности.
Более 50 банков, в том числе и крупных, в следующем году могут нарушить требования ЦБ к кредитованию бизнеса собственников и руководства (норматив Н25) или оказаться близки к предельному значению данного показателя. Это может подтолкнуть конечных владельцев к использованию сложных схем собственности, что в итоге создаст дополнительные риски отзыва лицензий у кредитных организаций. Об этом говорится в исследовании рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), подготовленном специально для «Известий». В рейтинговом агентстве Fitch соглашаются, что введение в 2017 году нового норматива действительно чревато такими последствиями.
Весной 2015 года ЦБ, обеспокоенный тем, что владельцы банков слишком активно и без оглядки на риски кредитуют свой же бизнес, анонсировал планы по введению нового норматива (Н25). Он устанавливает максимально допустимый уровень риска на связанное с банком лицо или группу связанных лиц в 20% от капитала (кредитование собственных бизнесов владельцами не может превышать 20% капитала банка. — «Известия»). Расчет этого показателя станет обязательным уже с 1 января 2017-го.
Эксперты рейтингового агентства RAEX Людмила Кожекина и Станислав Волков специально для «Известий» подсчитали, что на 1 октября 2016 года более сотни российских банков (18% от всех действовавших на указанную дату) нарушили норматив совокупного кредитного риска на связанные стороны: Н25 у них оказался свыше 20% капитала. Кроме того, норматив в опасной зоне (свыше 15%) был зафиксирован еще у четверти кредитных организаций. В общей сложности это около 250 банков, притом наибольший объем финансирования связанных сторон отразили в отчетности региональные кредитные организации (60%).
Правда, эти оценки, основанные на текущих показателях, пока условны. Дело в том, что введение норматива предусматривает и ряд поблажек. В частности, риски по наиболее надежным компаниям, которые связаны с собственниками, будут оцениваться ниже — с коэффициентом 0,2. Это позволит создавать меньше резервов по кредитам таким бизнесам, но с 2018 года расчетный коэффициент будет уже на уровне 0,5.
Введение нового норматива, уверены в RAEX, подтолкнет владельцев некоторых банков к агрессивному использованию схем обхода требований. Что, в свою очередь, спровоцирует ЦБ на применение мотивированного суждения при определении связанных сторон. Банки со значительным объемом кредитов «техническим» компаниям и с непрозрачной структурой собственности также попадут под более пристальное внимание регулятора, так как это может свидетельствовать о косвенном финансировании собственниками банка своих проектов.
В RAEX уточняют, что самой распространенной из схем «размывания» структуры собственников банков является перекрестное кредитование их бизнеса двумя-тремя банками. В этом случае кредитные организации финансируют своих владельцев под обеспечение, например, выданных МБК (межбанковских кредитов), перекрестных поручительств или обязательств обратного выкупа. Не менее популярен и способ сокрытия реальных бенефициаров с помощью номинальных собственников и регистрации заемщиков в офшорных юрисдикциях, а также использование при кредитовании промежуточных «компаний-прокладок».
В связи с этим Людмила Кожекина и Станислав Волков прогнозируют, что ЦБ будет пристально отслеживать конечных бенефициаров банков, а активная практика применения Банком России права мотивированного суждения может выявить нарушение норматива 50–60 банками, в том числе и крупными.
Это может стать одной из дополнительных причин для отзыва банковских лицензий: оздоровление рынка еще не завершено и сроки окончания этого процесса пока не определены. Так, зачистка сектора небанковских финансовых организаций завершится во второй половине 2017-го, сообщил в минувшую пятницу первый зампред ЦБ Сергей Швецов, отказавшись уточнить сроки окончания вывода с банковского рынка недобросовестных игроков. В пресс-службе ЦБ на запрос «Известий» не ответили.
Между тем к 2017 году все опрошенные экспертами RAEX банки заявили, что планируют выйти на соблюдение норматива либо за счет докапитализации, либо путем погашения части кредитов связанными сторонами.
Старший директор по финансовым институтам агентства Fitch Ratings Александр Данилов соглашается с коллегами из RAEX. Эксперт считает, что внедрение норматива Н25 — это серьезный сигнал для рынка об ужесточении надзора. В то же время пока непонятно, как будут работать новые требования к кредитованию собственников банков и каким может быть наказание за их нарушение.
— Как я понимаю, определение связанных заемщиков для расчета норматива Н25 будет основано на тех же принципах, что и при составлении МСФО-отчетности, где в дополнение к жестким критериям есть еще и ряд качественных характеристик, как, например, способность менеджмента или акционеров оказывать влияние на бизнес, — рассуждает Александр Данилов.
Он отметил, что зачастую даже в отчетности, заверенной респектабельными аудиторами, риски на связанные с банками стороны бывают занижены благодаря различного рода схемам, распознать которые не всегда легко. Поэтому, по мнению эксперта, после вступления нового норматива в силу кто-то будет честно снижать риски на связанные стороны, а кто-то — всячески пытаться их «перепрятать», чтобы соответствовать новым критериям лишь формально.
Однако в RAEX полагают, что не только невыполнение нового норматива может стать причиной для отзыва лицензий в будущем году. По словам Станислава Волкова, одним из основных слабых мест российских банков остается норматив Н1.2 (достаточности основного капитала). На конец октября 44 банка (без учета находящихся на санации) показали низкий потенциал абсорбирования убытков. При этом около трети банков остаются убыточными преимущественно за счет досоздания резервов по проблемным активам.
Поэтому, заключает аналитик, в 2017 году под риском существенного дорезервирования окажутся банки с большим объемом кредитов компаниям с признаками нереальности деятельности, особенно с признаками недобросовестных налогоплательщиков, а также банки, активно кредитующие на пополнение оборотных средств предприятия реального сектора экономики с длинным циклом производства. Под угрозой могут оказаться и кредитные организации, активно применяющие практику снижения резервов за счет обеспечения.
Михаил Тегин
Известия, 00:01 22.11.2016.