23 ноября 2024, 09:50
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

игра от Авито

Глава КФХ, депутат липецкого облсовета Сергей Волков: «Мы сидим как на вулкане»

29.11.2016 18:42
Автор:

Липецк. 29.11.2016. ABIREG.RU – Аналитика – У фермеров Липецкой области сложилась такая ситуация, что со временем они могут потерять свои земли. Фермерская земля просто перейдет к крупным сельхозпредприятиям. Об этой проблеме крестьянско-фермерских хозяйств рассказал «Абирегу» глава КФХ, депутат Сергей Волков, который занимается мясным производством в Данковском районе.

– Говорят, что крупные хозяйства «отжимают» землю у фермеров. Это действительно так?

– Да, это так. Мы не можем конкурировать с крупными холдингами. Они могут за землю дать цену в два раза больше, чем мы. И те, у кого есть земельные паи, расторгают договора аренды с фермерами и отдают их этим холдингам. У нас, у фермеров, как правило, много паевых земель и это создает опасность, что мы можем остаться вообще без земли.

– А фермеры не обращаются за помощью в администрацию?

– Обращаются. Но там отвечают просто и, в общем-то, справедливо: «В правовом плане все правильно. Судись!» Да, я согласен. Рынок есть рынок – кто больше заплатил, тот и купил. Но с другой стороны, если у нас говорят о необходимости развития малых форм хозяйствования, то мы должны быть как-то защищены и чувствовать себя уверенно. Но этого чувства у нас нет. Я могу сказать по себе. В этом году я инвестировал в развитие около трех млн рублей из прошлогодней прибыли. Это, конечно, немного. Я бы инвестировал и больше, и брал бы кредиты – хотя сейчас это и невыгодно. Но я боюсь, что вложу миллионы, а завтра останусь без земли и с долгами. Это опасение очень сильно сдерживает наше развитие. О каких можно говорить инвестициях, если мы сидим как на вулкане?

– У Вас тоже кто-то «отжал» землю?

– Конечно. Чем я лучше других? Мы сейчас судимся с группой компаний «Доминант». Она выкупила у собственника участок земли, который был у меня в аренде. Причем, я подготовил его под посев, то есть у меня было незавершенное производство. Они должны были продлить со мной договор аренды, дать мне возможность посеять и убрать зерно, а потом уже расторгнуть со мной соглашение. Но они просто вытолкали меня с земли и сами ее засеяли. Мы, мол, сильные, а вы даже не стоите нашего внимания. У меня прямые убытки составили около 3,5 млн рублей, и я недополучил порядка 10 млн рублей прибыли.

– Сколько Вы потеряли земли?

– У меня всего было 5 тыс. га. 1,6 тыс. га «Доминант» у меня отнял. То есть, я потерял около 30% земли.

– И Вы теперь судитесь, чтобы взыскать с «Доминанта» свои финансовые потери?

– Да, вернуть землю нет никаких шансов, поскольку они ее купили. И я хочу получить хотя бы те деньги, которые потерял.

– Вы говорите, таких случаев уже много?

– Очень много. Для одних фермеров это уже проблема, других она ждет.

– А Вы всегда сидели как на вулкане или раньше крупные хозяйства не покушались на фермерскую землю?

– Вообще, борьба за землю между фермерами и крупными хозяйствами идет уже давно. Почему мы именно сейчас забеспокоились? Дело в том, что до марта 2015 года у нас было преимущественное право на аренду муниципальных земель. И тогда мы себя спокойно чувствовали. Мы знали, что нам продлят договор и, если крупные хозяйства выкупят у пайщиков те земли, которые находятся у нас в аренде, мы сможем восполнить их за счет аренды муниципальных земель. Но в прошлом году преимущественное право фермеров брать в аренду муниципальные земли отменили. Теперь нас отправляют на конкурс. А туда, сами понимаете, приходим мы, условно говоря, с пятьюстами рублей за га, и приходят крупные хозяйства, готовые выложить за га 1,5 тыс. рублей. Кто выиграет конкурс – можно и не угадывать.

– А сколько у Вас муниципальной земли?

– Примерно половина. И тоже проблема – у меня аренда заканчивается и сиди теперь думай – дадут мне ее опять или нет? Кто ее получит в аренду: я или крупный холдинг?

– А купить ее нельзя было?

– Нельзя. Мы просили, чтобы нам ее продали. Но у нас в Липецкой области – мораторий на продажу земли. Мы выходили с предложением отменить мораторий. Но его, сами знаете, не отменили.

– А вот сейчас дают гранты на организацию фермерских хозяйств. Те, кто их получает, где землю берут?

– У них обычно есть небольшой клочок земли. А остальную они могут получить, как и все, через конкурс. Другого механизма нет.

– И крупные хозяйства на торгах могут их перебить?

– Сто процентов! Вы сами подумайте, с какими деньгами он приходит, и с какими они!

– И как им работать?

– Ну как? Есть у него, допустим, гектар 50. Будет концы с концами сводить, а про прибыль и развитие производства ему даже думать нечего. У фермера должно быть хотя бы гектаров 500. Почему? Потому что у нас такая экономика, что вы никогда не заработаете на небольших объемах. Техника дорогая, выработка на нее очень маленькая, и если земли мало, она фактически стоит. Сколько нужно лет, чтобы она себя окупила? Вот и спрашивается, зачем человеку давать грант, тратить бюджетные средства, если у него нет возможности расширять производство? Он купил на него трактор, купил культиватор, купил сеялку – и что с ними делать? У нас сегодня все говорят о необходимости развивать малые формы хозяйствования, а на деле получается, что они в принципе не способны развиваться. Я думаю, эту проблему надо как-то законодательно решать. Это вопрос государственный и даже политический. Так ведь?

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0