Воронеж. 16.12.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Ежегодно Агентство стратегических инициатив составляет рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, где одним из ключевых критериев комфортности ведения бизнеса является скорость и удобство регистрации юридических лиц. Чем проще открыть фирму, тем, соответственно, проще вести бизнес. Воронежская область по этому показателю является передовиком и чуть ли не примером для подражания. О том, есть ли местной налоговой службе куда стремиться, как бороться с фирмами-однодневками и когда зарегистрировать юрлицо можно будет одним прикосновением к смартфону, в интервью «Абирегу» рассказала заместитель начальника межрайонной инспекции ФНС России №12 по Воронежской области Светлана Снегирева.
– Чем продиктовано стремление упростить процедуру регистрации юрлиц? Налоговая радеет за инвестиционный климат?
– Началось все с того, что в 2013 году нашим правительством был разработан ряд мероприятий по упрощению процедуры регистрации. Цель – сокращение этапов, сроков и удешевление стоимости. «Дорожная карта» всех этих мероприятий рассчитана на 2014-2018 годы, поэтому, начиная с 2014 года, у нас появилось множество нововведений в законодательстве. На тот момент в международном рейтинге наша страна занимала 105 место. В 2015 году мы улучшили позицию и вышли сразу на 34 место, и сейчас ФНС находится в сотне лучших.
– В чем это выражается?
– Самое главное, конечно, чем мы гордимся, – это сокращение сроков регистрации. Раньше было пять рабочих дней, сейчас – всего три. Плюс еще нужно было зарегистрироваться во внебюджетных фондах, открыть счет в банке, изготовить печать, оплатить уставный капитал, сначала предварительно, затем полностью. Итого – восемь шагов. Сейчас – всего четыре. Отпало сразу несколько этапов. На данный момент необходимый пакет документов составляет всего четыре документа: заявление, документ об оплате госпошлины, решение и устав. Уставный капитал теперь оплачивается не предварительно, а в течение четырех месяцев после создания компании. Кроме того, сейчас ФНС совместно с Минэкономразвития разрабатывает типовой устав, которым с нового года сможет воспользоваться любое юридическое лицо.
Упростилась и процедура предоставления документов – способов теперь масса. Вы можете предоставить их лично, по почте, через представителя по доверенности, в электронном виде, через МФЦ. С 2015 года изменился порядок работы с нотариусами, через них теперь направляются электронные пакеты документов. На территории Воронежской области документы можно сдать непосредственно в регцентре. Их принимают восемь инспекций по области и 39 филиалов там, где инспекции укрупнены. Кроме того, есть 289 областных филиалов МФЦ, через которые также можно подать пакет документов.
Если вы лично предоставляете документы в регорган, то можете даже к нотариусу не ходить: собрали пакет документов, пришли к нам, показали паспорт, инспектор «на окнах» заверил вашу подпись – и через три дня вы получили полный пакет документов о создании юрлица. На сайте ФНС есть множество сервисов, которые помогают оплатить госпошлину или распечатать платежное поручение, заполнить заявление или даже направить его через электронный сервис в регистрирующий орган. Более того, индивидуальные предприниматели и юридические лица могут направить нам заявку в интерактивном виде с мобильного телефона или планшета. С помощью специальной программы заполняете ФИО, паспортные данные, электронный адрес, через три дня приходите в регорган, приносите устав и в течение часа получаете свои документы. Индивидуальному предпринимателю вообще можно не ходить к нотариусу и при регистрации, и при внесении изменений, и при ликвидации – полностью можно направлять документы в электронном виде. Очень комфортно.
– Почему именно воронежская налоговая добилась одних из лучших результатов по этому направлению?
– Воронежская область – это регион, где уже изначально, с момента создания регцентра, мы работали в системе «одного окна». Что это значит? Раньше после того, как вы получили документы, вам нужно было обежать три фонда, встать везде на учет, еще и открыть счет в банке. У нас же изначально была поставлена задача: с пакетом документов о регистрации выдавать все уведомления о постановке на учет во внебюджетных фондах. Мы начали так делать еще с 2007 года, и уникальность эта сохранена. По закону фонды могут обрабатывать информацию в течение трех дней. Мы же достигли с ними соглашения, что вся наша информация, вносимая в реестр, обрабатывается в течение дня.
Помимо всего прочего, теперь не нужно нести сведения о закрытии и открытии счетов ни в налоговую инспекцию, ни в фонды. Отменена обязательность печати, что тоже занимало время. Одно из самых последних нововведений – с 1 сентября 2016 года счет в банке можно открыть дистанционно. Единственное условие – чтобы вы как физлицо являлись клиентом этого банка. Раньше для банка нужно было собирать большой пакет документов: свидетельство о постановке на учет, свидетельство о регистрации, выписку. Теперь они не вправе требовать эти документы. Взаимодействие идет через электронное сервисы и банки сами проверяют информацию в соответствующем реестре.
И, конечно, еще одной «бомбой» стало досудебное обжалование и урегулирование споров. Ведь не все же получают решение о регистрации, некоторые получают решение об отказе. Раньше это решение у нас обжаловалось только в судебном порядке, на что уходило порой до года. Пока заявление примут, рассмотрят, пока будет оплачена госпошлина... Сейчас наши нормативные акты оспариваются через вышестоящий орган. Получили отказ – пишите несогласие, жалобу в наше управление, в течение 15 дней, четко в установленный срок, вы получите ответ.
– Какие основные причины для отказа?
– Неправильное заполнение документов, недостоверные паспортные данные, дисквалифицированное лицо выступает руководителем. Сейчас ведется активная работа по чистке реестра. Мы теперь взяли за основу не просто наполняемость, но и то, чтобы реестр был достоверным. Ведь упрощая процедуры регистрации, мы также упрощаем жизнь и недобросовестным участникам гражданского оборота.
Поэтому, если мы выявили, что сведения недостоверны, мы теперь имеем право внести в реестр соответствующую запись. Например, мы обнаружили недостоверные сведения об адресе: компания заявила в реестре адрес, по которому по факту не находится. Тогда начинается параллельная работа: руководитель этой фирмы привлекается к административной ответственности, а в реестр в течение месяца вносятся сведения о недостоверности. И в следующий раз этому руководителю будет очень сложно открыть еще какое-то направление бизнеса. Раз вы – недобросовестный, то есть законное основание для отказа в открытии новых компаний.
– Как часто бизнесмены получают отказ?
– В день мы регистрируем создание порядка 30 юридических лиц и порядка 50 индивидуальных предпринимателей. Отказы составляют около 20% от этого количества.
Индивидуальным предпринимателям, конечно, в этом отношении попроще, ведь у них минимальное количество необходимой для регистрации информации: сведения о себе, адрес места проживания и паспорт. А вот что касается юрлиц, то с 1 января 2016 года законодатель дал нам право на момент создания проверять достоверность сведений. Раньше такого не было. Инспекция может проверить адрес, связаться с собственником, опросить лиц, которые будут участвовать в создании. И мы сразу видим «номиналов» – лиц, которые являются руководителями и участниками в большом количестве других фирм. Допустим, заявитель является руководителям еще в 12 организациях и учредителем в 25 – это сразу вызывает подозрения. Нужно с ним связаться, проверить.
– По сути, вы ведете работу по отсеиванию фирм-однодневок?
– Да, в этом отношении у нас еще одна очень эффективная процедура – исключение из реестра. Если вдруг вы оказались руководителем компании, которая была исключена из реестра с задолженностью перед бюджетом, тогда в течении трех лет вы не сможете возглавить другое юридическое лицо. Вам совершенно на законных основаниях будут выносить решения об отказе.
Еще одно из направлений борьбы с фирмами-однодневками – принудительная ликвидация, когда мы пишем, предупреждаем, привлекаем к административной ответственности руководителей, участников, но никого не можем разыскать. Тогда мы идем в суд и подаем заявление на принудительную ликвидацию. И суды нас поддерживают. Если вы являетесь руководителем компании, которая не исполнила обязанность по ликвидации, то вы также больше ни в какой компании не сможете быть руководителем и участником.
– C правоохранительными органами идет какая-нибудь работа?
– Конечно, мы работаем по нескольким статьям уголовного кодекса. В этом году в правоохранительные органы направили уже 45 материалов, по которым было возбуждено 36 уголовных дел и вынесено девять приговоров. В основном они касаются
фальсификации реестра и предоставления своего документа, удостоверяющего личность, для открытия фирм-однодневок. Это не просто наши догадки, проходит серьезная проверка. Когда начинаешь применять административную ответственность, многие сами приходят, говорят: «ну да, заработал, дал свой паспорт, получил 3 тыс. рублей, но я не имею отношение к финансово-хозяйственной деятельности компании». Здесь уже имеются все основания для направления материалов в правоохранительные органы.
– Вот Вы говорите о неуклонном упрощении процедуры регистрации юрлиц. А есть еще куда упрощать?
– Думаю, в отношении сроков вряд ли что-то уже изменится. Может быть, упростится порядок представления или оформления документов. Сейчас введут типовые уставы, и законодатель будет стимулировать заявителей пользоваться электронными сервисами. Возможно, сократится размер госпошлины за электронную регистрацию. Сейчас он составляет 4 тыс. рублей за юрлицо и 800 рублей за ИП.
– Упрощая процедуры, вы берете на себя больше работы. Ощущается увеличение нагрузки на налоговый орган?
– Однозначно. Мы теперь не можем требовать с заявителя ничего лишнего. Все, чего нам не хватает, все, что вызывает сомнения, мы должны сами искать, проверять, использовать, выявлять. Законодатель дал нам для этого перечень инструментов, вплоть до того, чтобы привлекать экспертов, опрашивать, обследовать адреса, брать понятых, получать соответствующие справки. Работы, конечно, прибавилось.