WorldClass

22 сентября 2024, 16:30
Экономические деловые новости регионов Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

Экономические деловые новости регионов Черноземья
Экономические новости Черноземья

ТОП-5 действий для сохранения бизнеса

The CHIEF // Сергей Родькин: «Бизнес без «изюминки» мне не интересен»

30.09.2009 13:58
ФОРМУЛУ УСПЕХА СЕРГЕЯ РОДЬКИНА ПРОСЧИТАТЬ НЕ ТАК ПРОСТО. ПРИСУЩИЕ ЕМУ МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ СВОЙСТВЕННЫ, СКОРЕЕ, МЕНЕДЖЕРАМ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ. ВКЛАДЫВАТЬ В СВОИ ПРОЕКТЫ ДУШУ - КАК ИНВЕСТИЦИИ - НЕ УЧАТ НИ В ОДНОМ ВУЗЕ. ДА И ПОСТОЯННУЮ ИГРУ НА СОПРОТИВЛЕНИЕ В СОЧЕТАНИИ С ОТНЮДЬ НЕ ЮНОШЕСКИМ МАКСИМАЛИЗМОМ ЛОГИЧЕСКИМ ПУТЕМ ТОЖЕ НЕ ОБЪЯСНИТЬ... - БИЗНЕС СО СВЕРХЗАДАЧЕЙ – вот что мне интересно, - говорит Сергей Родькин. - Не в каждом деле она есть, но почти всегда ее можно придумать.

ФОРМУЛУ УСПЕХА СЕРГЕЯ РОДЬКИНА ПРОСЧИТАТЬ НЕ ТАК ПРОСТО. ПРИСУЩИЕ ЕМУ МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ СВОЙСТВЕННЫ, СКОРЕЕ, МЕНЕДЖЕРАМ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ. ВКЛАДЫВАТЬ В СВОИ ПРОЕКТЫ ДУШУ - КАК ИНВЕСТИЦИИ - НЕ УЧАТ НИ В ОДНОМ ВУЗЕ. ДА И ПОСТОЯННУЮ ИГРУ НА СОПРОТИВЛЕНИЕ В СОЧЕТАНИИ С ОТНЮДЬ НЕ ЮНОШЕСКИМ МАКСИМАЛИЗМОМ ЛОГИЧЕСКИМ ПУТЕМ ТОЖЕ НЕ ОБЪЯСНИТЬ...


- БИЗНЕС СО СВЕРХЗАДАЧЕЙ – вот что мне интересно, - говорит Сергей Родькин. - Не в каждом деле она есть, но почти всегда ее можно придумать. Так было с первым моим проектом - рынком «Невский», который мы построили рядом с торговым домом «Аксиома». Когда началось строительство «Аксиомы», люди, торговавшие на прилегающей территории, оказались попросту без работы. И они обратились ко мне, как к управляющему торговым домом «Молодежный», с просьбой организовать им торговые места. Сначала мы попытались сделать рынок на прилегающей к универсаму территории, но на ней не было мест под парковку, да и в целом она была не очень приспособлена для торговли. И тогда появилась идея сделать мини-рынок «Невский». А уже потом, в ходе его строительства, мы стали думать - а как сделать так, чтобы не собирать-разбирать палатки, не занимать место под камеры хранения, не нанимать грузчиков... Одним словом, уйти от того, что мы наблюдаем в конце дня на большинстве рынков - горы мусора, снующие туда-сюда тележки с грузчиками, окрики «Отойди-разойдись!». И мы решили сделать стационарные палатки, которые назвали «ракушками» - облегченные конструкции с рольставнями, которые являются собственностью арендатора, его рабочим местом. Они закрываются на ночь, ставятся на сигнализацию, оборудованы пожарной сигнализацией и освещением.

Мы почти сразу поняли, что угадали - мы не просто избавились от камер хранения, от необходимости приобретать тележки, содержать грузчиков, но и построили симпатичные торговые места.
Дальше включился «эффект собственника»: за местом, которому ты хозяин, и уход другой, и отношение - и линолеум настелют покрасивее, и примерочную организуют. А выигрывает в конечном итоге сам объект: рынок «Невский» - неоднократный лауреат городских конкурсов на самое благоустроенное предприятие. Последние два года - это один из лучших рынков, хотя его площадь - всего две тысячи квадратных метров, и это не позволило нам сделать все, что мы хотели. Но и сделанного - не мало: мы провели благоустройство близлежащих дворов - дорог, детских площадок, подъездов. Мы потратили немалые деньги на то, чтобы сломать сложившиеся стереотипы: там, где рынок - грязь, обман и антисанитария, - и закрепить то хорошее, что есть на рынках.

Для сегмента, в котором вы работаете, - средний и ниже среднего - гарантировать качество при низкой цене крайне важно, отмечает The CHIEF. И крайне сложно...

- Но можно - работая с производителями напрямую. Ведь позволить себе продавать плохой, просроченный товар может только перекупщик. А у нас на рынке представлена продукция хлебозаводов, мясокомбинатов, фермеров, с которыми у нас заключены договоры и в которых мы очень заинтересованы. В итоге - минимальная наценка, качественный товар и довольные покупатели.

А вскоре на рынке появился первый фонтанчик, небольшая детская площадка...

И наверняка - удивление подобными новшествами, предполагает The CHIEF.

- Пожалуй, вопрос «А зачем тебе это нужно?», прозвучал впервые именно тогда. Да, мы коммерсанты и должны зарабатывать деньги. И на тех квадратных метрах, где стоит площадка, фонтанчик, теоретически тоже можно было бы заработать. Но не все укладывается в формулу «товар - деньги - товар». Мы сделали это для души, чтобы людям, пришедшим на рынок, было приятно и захотелось вернуться. Не случайно сегодня на «Невском» нет свободных торговых площадей, более того, наблюдается их дефицит, так что в каком-то смысле это - тоже инвестиции. Правда, не все это понимают - вот совсем недавно общался с коллегой по цеху, предложил ему свою помощь, свои идеи в обустройстве его рынка. А в ответ знакомое - «А зачем мне это нужно?». Такой у нас менталитет...

РЫНОК НУЖНО РАСКРУТИТЬ. Как написано у нас на одном из стендов, «товар лицом кажут». У нас это получилось с «Невским» - получается и с «Соборным». Первый год работы рынка был оченьтяжелым, но мы не падали духом - «раскручивались», проводили массу мероприятий, чтобы привлечь жителей спальных районов. Пришлось в известной мере побороться и с привычками новых арендаторов, многие из которых пришли к нам с рынков в центре города и привыкли работать с утра и до середины дня. Мы же подстроили свой режим под режим жизни спального района - торговля идет до 7-8 вечера. Мы проводим на «Соборном» ту же политику - работать напрямую с поставщиками - и пошли в этом еще дальше: постоянно устраиваем ярмарки сельхозпродукции, безвозмездно предоставляя
фермерам, владельцам приусадебных хозяйств парковку в 3000 кв. м. Пожалуйста, пройдите ветконтроль и торгуйте по той цене, которую сочтете справедливой. И снова все в выигрыше: увеличивается интерес покупателей - растет проходимость рынка - растут обороты у наших арендаторов. А вот арендную плату держим на одном уровне, и вряд ли вы найдете сегодня ниже. Но это - та золотая середина, которая устраивает и нас, и арендаторов. И каждый день у меня на столе растет стопка заявлений с просьбой предоставить торговую площадь. При том, что во многих торговых центрах с началом кризиса наблюдается серьезная миграция арендаторов. А мы ощутили кризис только как пользу.

ОЦЕНКА СДЕЛАННОГО для меня очень важна. Когда мне было 26 лет, я стал лауреатом конкурса «Золотой фонд Воронежской области» в номинации «Предпринимательство». Не скрою, было очень приятно получить такую награду. Она была одной из первых, и сразу - такой уровень! В начале сентября этого года мы в очередной раз отмечены - торговый двор «Соборный» занял первое место в городском конкурсе на лучшее благоустройство и содержание территории городского округа г. Воронежа в номинации «Самая благоустроенная территория городских рынков». Так что теперь нужно держать этот уровень, эту планку - так я это понимаю. Это как в прыжках с трамплина, которыми я занимался, - однажды взяв высоту, нельзя ее опускать. Хочется стараться, добиваться, доказывать тем, кто засиделся в своих креслах, что под лежачий камень вода не течет. Покупатель ждет, чтобы его удивили, развлекли, ублажили, если хотите. А мы за покупателя - горой. Поэтому на наших рынках нет места тем, кто обманывает, грубит - расстаемся без сожаления. К счастью, в этом вопросе мы можем диктовать свои условия, чтобы обеспечить культуру торговли - не воспитанием, так рублем.

УМЕНИЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ, даже если ты прав, - одно из главных в бизнесе. Помню, как мы начинали строительство «Соборного». В нашем распоряжении было 1,5 тысячи квадратных метров земельного участка вблизи Храма блаженной Ксении Петербуржской. Мы приехали с техникой, с документами, готовые к работе. Но... к нам вышел настоятель храма и сказал: «Здесь ничего не будет». Не поедешь же на церковь бульдозером... И мы уехали. Я пытался разговаривать, приезжал с главой района - все было бесполезно, настоятели были категорически против таких «соседей». И вот однажды раздался звонок - звонили из храма, просили приехать, поговорить. И приехав, я получил предложение
- взять под рынок всю территорию возле храма, обустроить ее. Правда, задачи нам были поставлены серьезные: по соглашению, которое мы - епархия, храм и 000 «Альянс», наш строительный подрядчик - подписали, требовалось провести ряд работ на общую сумму порядка семи миллионов рублей. Мы не испугались - решили, что будем помогать. Однако на момент окончания строительства мы вложили в прилегающую территорию гораздо больше, чем было запланировано, и эта сумма продолжает расти. Но мы не останавливаемся, потому что сами стали прихожанами этого храма, познакомились с его настоятелями и даже строим с ними планы сделать что-то подобное в районе улицы Шишкова. От храма пришло и имя для рынка - настоятель предложил название «Соборный», и оно так и осталось.

ОТНОШЕНИЯ С ВЛАСТЬЮ в нашем бизнесе - неизбежны. Мы готовы к переговорам, к конструктивным предложениям. Единственное, на что не хочется тратить время, - на бюрократические проволочки. Помню, в свое время на строительство рынка «Невский» ушло меньше времени, чем на согласование и оформление всех документов. Не абсурд ли? Сейчас вышли к властям с просьбой - снизить арендную плату на земли, занятые под детские площадки. А в ответ услышали - вы же сами их построили, вот и платите. Мы заплатим. Но дело не в этом. Да, мы сами захотели их построить - и еще построим, мы занимаемся благотворительностью по своей инициативе. Но получается, что, кроме нас, это никому не нужно? Или другой пример - мы заплатили порядка трех миллионов за право аренды земли ведущей к храму аллеи. Ставить на ней киоски мы не можем, да и не хотим, это просто неэтично. Но и убедить чиновников в том, что нелогично платить за эту землю арендную плату наравне с коммерческой, тоже не можем. Так получилось, что геодезическая съемка была сделана непрофессионально, и поэтому границы рынка оказались почти на территории храма. Объяснить это чиновнику сложно, заставить приехать на место и увидеть все своими глазами - еще сложнее. «У вас же рынок, вы там такие бабки зарабатываете!». А мы пока ничего не заработали - только потратили. Такое впечатление, что наши законы и нормы как будто не рассчитаны на социальную ответственность, о которой все говорят. Это, признаюсь, немного подкашивает. Правда, не останавливает. Мы вложили серьезные средства в детские комплексы на своих рынках, зато душа радуется - по 100-150 малышей в день проходят через наши площадки. Возвращаются из детских садов, школ - и к нам. А сейчас, думаю, эта цифра вырастет - новый торговый центр «Европа», перенеся к себе остановку, увеличит нашу проходимость. Мы, кстати, проявили инициативу и на этот счет - вышли к властям с предложением поставить за наш счет остановку вблизи «Соборного», чтобы люди могли к нам приехать и уехать. В ответ - «Да-да, надо строить». И ничего дальше. А давать взятки за разрешение на строительство принципиально не буду. Дадите добро -построим. Нет - стройте сами. Есть еще огромное желание привести в порядок Рощу сердца. Я смотрю на нее как на лицо рынка - а там такая криминальная обстановка... А хочется поставить бордюры, сделать пешеходную аллею, поставить охрану, видеонаблюдение, построить трассу для роликов, обустроить прогулочные аллеи, не вырубив при этом ни одного дерева. И самое главное - поставить корт, который зимой будет функционировать как каток. Обещали разрешить, а как там будет, поживем - увидим.

БИЗНЕС ДВИГАЮТ ИДЕИ. Если они есть - все получится. Я, к примеру, никогда не составлял бизнес-планов. Никогда не предполагал, во что могут вылиться мои проекты, не знал, сколько будет стоить «Невский», «Соборный»... Есть деньги, есть идея - я начинаю проект. Я не страдаю накопительством, мне вполне хватает на достойную жизнь. А все остальное - на новые проекты. Сейчас для меня такой проект - трактир «Поляна» в лесном массиве за областной больницей. Там на территории в один гектар будет оздоровительно-развлекательный комплекс. Развлекать будет, скорее всего, Сomedy club, с ними уже есть предварительная договоренность, а оздоравливаться будем... впрочем, пусть это останется сюрпризом. А еще хочется, вдобавок к памятнику продавцу и покупателю, который мы поставили на «Соборном», поставить памятник Мухе-Цокотухе, найти людей, которые зимой сделают ледяные фигуры. И зальют вокруг храма каток.

Да, наверное, это не глобальные планы, и кто-то скажет, что я низко летаю. Но все, за что я берусь, идет от личного интереса и желания. Это - самая надежная страховка от равнодушного, рутинного отношения к делу. Поэтому наверное, я никогда не пойду в «чужие» сферы, не стану распыляться, хотя предложений на этот счет более чем достаточно. И поэтому все, что я делаю, я делаю как для себя. И хотел бы, чтобы это заметили и отметили - для меня это важно.

НАША СПРАВКА:
Сергей Сергеевич РОДЬКИН - управляющий торговым домом «Молодежный», учредитель мини-рынка «Невский», соучредитель торгового двора «Соборный».
Родился 31 января 1979 года в городе Южно-Сахалинск. В 1998 году переехал в Воронеж. Имеет два высших образования. Выпускник Воронежского государственного педагогического университета по специальности «Учитель физкультуры» и Воронежского филиала Российского государственного торгово-экономического университета по специальности «Экономика и управление предприятиями торговли».
Кандидат в мастера спорта по прыжкам с трамплина.
Лауреат премии «Золотой фонд Воронежской области» в номинации «Предпринимательство». Увлекается экстремальными видами спорта. Женат, воспитывает сына.

О ВОЗРАСТЕ
В этом году я отметил свое 30-летие. И с недавних пор стал замечать, что ощущаю возраст как постоянно сжимающееся время, которого может не хватить сделать все задуманное. Поэтому мне иногда хочется остаться 25-летним. А для остальных целей, думаю, возраст не имеет большого значения. Мне комфортно в моем возрасте общаться и с теми, кто моложе меня, и с теми, кто старше. А последних, кстати, в моем окружении немало, но я общаюсь с ними на равных, потому что - смею надеяться - заслужил их уважение.
О СТИЛЕ РУКОВОДСТВА
Наверно, я жесткий руководитель - стремлюсь сам во все вникнуть, все контролировать, на чистоте и порядке просто помешан. Но в то же время я понимаю, что в бизнесе, который «работает» только в твоем присутствии, что-то не так. Поэтому стараюсь все, за что берусь, поставить на прочные рельсы, а потом «отпускать удила».
О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ
Я чувствую себя профессионалом в своем деле - у меня получается запустить то, что до меня не вертелось. Поэтому я уважаю и профессионализм своих партнеров и никогда не стану, например, советовать строителю, где положить больше утеплителя и какой бетон выбрать. Но и в свою сферу их не пущу. У нас иногда были споры с партнерами, мне говорили: «Зачем ты устраиваешь эти праздники, зачем тратишь столько денег?» Я всегда отвечаю: «Я знаю, что делаю, не было бы денег - не делали бы». Такое вот разделение труда.
ОБ ОТДЫХЕ
Я - трудоголик. Больше 10 дней отдыхать не могу физически. Семья от этого, правда, нервничает, поэтому я стараюсь провести четкую грань между работой и личной жизнью: не общаться на служебные темы после семи вечера, не отвечать на рабочие звонки в выходные. Но иногда ловлю себя на том, что окончательно абстрагироваться все-таки не могу. Даже на отдыхе, бывая за границей, всегда стараюсь подсмотреть что-то такое, что применимо и в нашей практике. Думаю, в этом и есть главный драйв - чем напряженнее труд, тем приятнее отдых.
ОБ ИДЕАЛЬНОМ РУКОВОДИТЕЛЕ
Наверное, идеальный руководитель - тот, кто стремится им стать. А если перечислять качества, которые для этого нужны, то это порядочность, верность своему слову «сказал - сделал», честность, уважение - к старшим и младшим, добросовестность. Этому можно учиться всю жизнь. К счастью, мне есть с кого брать пример: мой тесть -заслуженный работник торговли, и я учусь тому, какой руководит своим предприятием, как держит себя в тонусе, как относится к работе.

The CHIEF, №9 сентябрь 2009

Подписывайтесь на Абирег в Дзен и Telegram
Комментарии 0