Липецк. 21.12.2016. ABIREG.RU – Аналитика – В середине нулевых годов во время визита Владимира Путина в Китай, «дочка» ОАО «Липецкая ипотечная корпорация» – ООО «Донцемент» – подписала соглашение о сотрудничестве с China National Machinery Import and Export Corp («Машимпекс») для совместного строительства цемзавода за 300 млн долларов в Липецкой области на месторождении известняка около села Черкасы. С тех пор этот проект курирует Борис Чумарин, работавший тогда заместителем гендиректора ОАО «ЛИК» (до этого он руководил ОАО «Липецкцемент»). Однако до сих пор проект не был реализован, хотя от него и не отказались окончательно. Господин Чумарин, работающий сегодня гендиректором АО ЗСМ «Елецкий», рассказал «Абирегу» о том, как появился этот проект, почему из него ушли китайские партнеры и почему их до сих пор никто не заменил.
– Как появился этот проект?
– В середине нулевых годов мы нашли в архивах информацию о том, что рядом с селом Черкасы есть строительные известняки. Тогда мы провели геологоразведку, убедились, что известняки, пригодные для производства цемента, там действительно есть и поставили их на учет в Министерстве природных ресурсов России. Потом сделали техническое обоснование проекта, в том числе ОВОС, получили технические условия на сети и инженерные коммуникации. И сегодня площадка готова. Появись деньги – ставь цементный завод, загоняй технику и производи цемент. А денег найти не можем.
– После визита Путина в Китай в 2008 году в этом проекте появилась китайская компания «Машимпекс». Писали, что она была готова привлечь средства китайских банков при условии, что поставщиками оборудования будут китайские компании...
– Да, они ставили именно такое условие...
– Но Вы от этого предложения отказались якобы потому, что китайское оборудование не отвечало экологическим требованиям к проекту. Это так?
– Ничего подобного. У них, действительно, есть заводы, где стоят наши допотопные советские станки, и они клепают на них оборудование для производства цемента. Но я был и на новых современных заводах, где та же датская компания FL Smidth, которая производит самое лучшее оборудование для цемзаводов, выпускает свою продукцию. Всё делают китайцы. Датчане только контролируют процесс производства, потом красят китайские машины в свой корпоративный цвет, ставят свое клеймо и отправляют по всему миру. Я объездил с десяток китайских заводов, в том числе компании Синома и Си-Эм-Си и могу сказать, что китайцы умеют делать цементные заводы не хуже европейцев, а кое в чем – даже и лучше.
– Почему же тогда они ушли из проекта?
– Они готовы были привлечь кредит китайских банков под 2% годовых, но им нужны были гарантии одного из российских банков – ВТБ, Внешэкономбанка или Газпромбанка. Я был в этих банках, и мне там сказали: «Зачем тебе эти китайские юани? Давай мы тебе свои рубли подгоним. Но ты имей в виду, мы тебе под два процента кредит не дадим. Минимум под 24». Что еще нас не устроило? Выплаты по кредиту можно было отложить на три года, как раз на столько, сколько будет строиться завод. А проценты по кредиту надо было платить сразу. Кроме того, там было обязательное условие – 40% собственных средств. Мы, естественно, от их предложения отказались, а они отказались давать гарантии китайским банкам.
– Время от времени появляются сообщения, что этот проект периодически рассматривают новые инвесторы.
– Да, мы раз в три года переоформляем этот проект и постоянно презентуем его на всевозможных выставках, в том числе и на «цементных». Вокруг него многие кружатся. Это лакомый кусочек, и все хотят от него откусить. Я вам говорю как специалист-цементник: карьер изумительный и цемент там будет замечательный. И все, кто в цементе понимает, соглашаются с моим мнением. В год ко мне обращается, примерно пять-восемь компаний. Одни потом уходят из проекта навсегда, другие снова возвращаются. И так уже несколько лет.
– Ну если им так хочется откусить, почему тогда не откусывают? Нет денег?
– Деньги у людей есть, но они боятся их вкладывать.
– Боятся? Почему?
– Слишком большие риски. Наш проект стоит около 300 млн долларов. А всем проектам свыше 200 млн долларов требуется серьезная поддержка правительства или крупных компаний.
– Я в свое время обсуждал ваш проект с одним экспертом. Он мне тогда сказал, что идея строительства цемзавода в Черкасах появилась во время цементного кризиса 2008 года. И, следовательно, сегодня, когда кризис миновал, строительство новых цемзаводов потеряло свою актуальность.
– Он не прав. Сегодня строительство цемзаводов в России актуально и их строят – несмотря на то, что цементный кризис давно закончился. Своего цемента не хватает. В 2016 году, например, Россия импортировала из Белоруссии 2,9 млн тонн цемента. Чтобы его произвести, нужно два таких завода, как в Липецке. Это при том, что сегодня из-за кризиса в нашей индустрии потребление цемента заметно упало. Поэтому уже после прошлого цементного кризиса цемзаводы в России продолжают строить. Сравнительно недавно запустили заводы в Пензенской, Рязанской, Тульской, Воронежской областях. В Рязани строительство тоже продвигалось как-то тяжело. Тоже не хватало финансирования. Но, тем не менее, завод запустили.
– Какие самые последние новости по этому проекту?
– Сегодня у меня появились две компании, которые хотели бы построить этот завод. Я дал им всю информацию. Они периодически мне позванивают. Я сам несколько раз ездил к ним в Москву. Но пока наши отношения остаются на стадии консультаций.