Воронеж. 22.12.2016. ABIREG.RU – Аналитика – В 2016 году экономика Тамбовской области чувствовала себя достаточно устойчиво, во многом благодаря направлению по переработке сельхозпродукции. Регион демонстрирует рост индекса промпроизводства и положительную динамику по уровню реальных доходов населения. И, кроме того, по словам главы региона, выполняет все взятые на себя социальные обязательства, которые будут в приоритете и в 2017 году при формировании расходной части бюджета. Почему ежегодный рост расходов на «социалку» – сильная сторона местного бюджета, а также, почему импортовытеснение для Тамбова более актуально, чем импортозамещение, программе «Актуальное интервью» рассказал глава региона Александр Никитин.
– Александр Валерьевич, 2016 год был тяжелым для тамбовского региона или нет?
– Основные экономические показатели по итогам десяти месяцев этого года пока соразмерны запланированным цифрам. К концу года все целевые ориентиры, надеюсь, будут достигнуты. Может быть, несколько замедлилась динамика отдельных экономических показателей. Если говорить о промышленном производстве, то мы выйдем на индекс 102%, как и было заявлено.
Если говорить о валовой продукции сельскохозяйственного сектора, в стоимостном выражении мы произвели продукции больше, чем в прошлом году. Определенные сложности были с растениеводческой отраслью. К сожалению, весенне-летняя посевная кампания проходила в аномальных погодных условиях: количество осадков было в пять раз выше всех климатических норм. Это внесло коррективы в структуру посевных площадей. Но в целом, говоря о животноводстве и растениеводстве вместе взятых, мы сработали позитивно. По-прежнему являемся одним из передовых регионов страны по уровню развития аграрного сектора экономики.
Если брать социально-экономическую ситуацию, особенно социальную сферу, то свои обязательства в части обеспечения необходимого размера заработной платы работникам бюджетной сферы мы выполняем. Речь идет об ориентирах, предусмотренных «дорожными картами» на 2016 год.
По реальным доходам населения мы продемонстрировали хорошую динамику. Надо признать, что абсолютный размер реальных денежных доходов жителей Тамбовской области – не самый высокий по сравнению с другими регионами ЦФО. Но в динамике тенденция наблюдается положительная.
– То есть произошел рост?
– Скорректированный рост.
– Если говорить о бюджетном процессе на 2017-2018 годы, каким будет главный финансовый документ? Дефицитным?
– Естественно, дефицит бюджета сохраняется. Но мы рассчитываем, что параметры бюджета следующего года позволят нам сохранить основные тенденции развития экономики региона. Структура нашей экономики носит ярко выраженный агропромышленный характер. В настоящее время АПК является общефедеральным стратегическим направлением. Неслучайно президент России Владимир Путин в своем послании в очередной раз вызвал аплодисменты в адрес тружеников села. И доля валовой продукции нашего региона в структуре экономики страны очень высокая.
Если говорить о промышленном производстве, то в общем его объеме почти 60% приходится на переработку сельскохозяйственной продукции. Именно поэтому какого-то значительного спада в экономике мы не почувствовали.
Что касается бюджетной сферы в части финансового обеспечения, то, несомненно, резервов для развития становится меньше. Между тем, для нас социальные расходные обязательства находятся в приоритете, поэтому мы пытаемся найти другие возможности для роста и развития экономики, связанные с участием в целевых программах министерств и ведомств. Я думаю, это отдельная тема, о которой стоит поговорить.
Возвращаясь к параметрам бюджета, по налоговым доходам этого года мы сработали с плюсом, несмотря на все сложности. Если говорить о деятельности предприятий, их сальдированный финансовый результат в этом году ниже, что отразилось на итогах поступления налога на прибыль. Но в консолидированный бюджет области мы дали необходимый прирост. Напомню, в 2015 году мы дали максимальный прирост налоговых доходов среди регионов ЦФО.
По расходным обязательствам очень рассчитываем на новую систему межбюджетных отношений – трансфертов, которые будут вменены с 2017 года. Надеемся, что именно такая система будет нас стимулировать к большей активности в части увеличения налоговых доходов и выполнения планов на 2017 год – ради экономического и социального развития региона.
– В области нет коммерческих кредитов?
– В структуре государственного долга, безусловно, присутствует немалая доля коммерческих кредитов. Но мы ее, естественно, сокращаем благодаря возможности получения бюджетных займов. Речь идет о реструктуризации долга, замещении коммерческих кредитов бюджетными. Сегодня это облегчает нам жизнь. В целом параметры безопасности бюджета, если так можно выразиться, у нас достаточно приемлемые и стабильные. Уровень госдолга составляет 56% по отношению к налоговым и неналоговым доходам в регионе, что говорит о том, что он находится на относительно безопасном уровне. Все соглашения по бюджетному кредитованию мы выполняем. Уверен, что финансово-бюджетную дисциплину мы сохраним и в 2017 году.
Отмечу, что недавно три региона в стране были признаны лучшими по итогам социально-экономического развития в 2017 году. Тамбовская область была в числе этих субъектов. Так, мы получили грант в размере 349 млн рублей как один из лучших регионов страны – в том числе за финансово-бюджетное администрирование.
– Деньги небольшие...
– Нет, это очень приличные деньги, если принять во внимание первоначальный размер дотаций на сбалансированность бюджета, а также, если сопоставить с теми грантами, которые мы получали ранее. Со своей стороны, мы очень признательны министерству финансов.
– Все же бюджет на 2017-2018 годы является социальным или бюджетом развития? Как бы Вы его охарактеризовали?
– Безусловно, социальным: две трети всех расходных обязательств в бюджете – это расходы на образование, здравоохранение, выплату социальных льгот, пособий. Это все, что касается непосредственно жизни конкретного человека. Доля расходных обязательств социального характера из года в год увеличивается.
– Как представитель исполнительной власти Вы считаете, что увеличение расходов на социальные нужды региона – это сильная сторона бюджета?
– Скажу так: обеспечение всех наших обязательств перед населением – то, что не подлежит никаким пересмотрам и изменениям. И со своей стороны, принимая на себя такие обязательства, мы из года в год, естественно, обязаны увеличивать заработную плату работникам бюджетной сферы. У нас есть «дорожные карты», на основе которых ежегодно рассчитывается средний размер заработной платы в системе образования, здравоохранения и так далее. Естественно, это связано со средним размером оплаты труда в системе экономики региона. Все это обязывает увеличивать расходы бюджета, и эта прибавка – весьма заметная. Поскольку, как я уже сказал, выполнение социальных обязательств – это приоритет номер один, то это сильная сторона бюджета. По крайней мере, сбоев с точки зрения исполнения своих обязательств Тамбовская область не допускала. Именно поэтому мы можем говорить, что управление бюджетным процессом в регионе – на том уровне, который позволяет не только делать заявления, но и исполнять свои обязательства.
Касательно бюджета развития, конечно, его доля в последние два-три года уменьшается. Если раньше мы могли больше ресурсов направлять на создание необходимой инфраструктуры для привлечения инвестиций, то сегодня здесь мы сталкиваемся с определенными сложностями. Тот объем, который выделялся на развитие три-пять лет назад, сегодня, конечно, мы не в состоянии поддерживать. Но при этом, я уже сказал, мы пытаемся использовать новые возможности, связанные с созданием условий привлечения инвестиций за счет министерских и ведомственных программ.
Могу с уверенностью сказать, что в 2017 году (а задача ставилась – до конца 2016 года) мы создадим два индустриальных парка. Один из них – государственный индустриальный парк «Гринфилд» площадью 142 га. Очень рассчитываем на государственную поддержку по линии министерства промышленности.
– Это свободные экономические зоны?
– Нет, сегодня свободные экономические зоны...
– Не в «фаворе», как говорится...
– Лично видел весьма успешно работающие зоны в Татарстане, в Липецкой области. Но, к сожалению, сегодня уровень эффективности большинства экономических зон не тот, чтобы можно было испытывать амбиции по поводу их создания. Кстати, сейчас вопрос по участию в создании экономических зон является открытым. Смею признать, мы в этом смысле немножко опоздали и сейчас пытаемся компенсировать, создав определенный пакет преференций для бизнеса через такой инструмент как индустриальный парк.
– Возможно, это даже и к лучшему: фактически вы работаете один на один с инвестором. Таким образом, решаете поставленные задачи перед регионом, а инвестор решает свои задачи.
– Кроме того, сейчас один из проектов закона связан с созданием технологических долин. И на встрече с президентом России Владимиром Путиным я поднимал вопрос, который касается создания технологической долины – подобия особой экономической зоны. В случае принятия федерального закона, мы попытаемся создать такую технологическую долину на базе аграрного центра – Мичуринска. Тем более, что все необходимые для этого условия есть – кадровые, финансовые, научные, образовательные. В частности, есть и объекты инновационной инфраструктуры, но необходима среда, которая бы благоприятствовала регистрации резидентов.
– Для этого и нужен закон?
– Да. Но пока нет возможности создавать экономические зоны, мы используем другие инструменты – открываем индустриальные парки. Кстати говоря, уже имеем и партнеров. Во втором индустриальном парке в качестве управляющей компании мы отобрали по конкурсу швейцарскую фирму. Поэтому рассчитываем на то, что тамбовские индустриальные парки, обеспеченные необходимой инфраструктурой, будут хорошей площадкой, привлекательной для инвесторов различных направлений ведения бизнеса.
– Александр Валерьевич, на Вашем сайте я прочитал, что «Тамбовщина берет курс на импортовытеснение». Мы все больше говорим об импортозамещении. Чем отличается ваш курс от государственного?
– Прежде всего, скажу, что у нас принята программа по импортозамещению, в которой представлены все отрасли региональной экономики – и сельское хозяйство, и перерабатывающая, и индустриальная промышленности. По многим видам сельхозпроизводства и переработки сельхозпродукции наш регион лидирует. В частности, мы производим этиловый спирт – 10% рынка. У нас второе место в стране по производству сахара, производим более 4 млн тонн сахарной свеклы.
Термин «импортовытеснение» актуален применительно к сельскому хозяйству и перерабатывающему комплексу. Когда анализируешь баланс продукции, приходишь к выводу, что одна импортная продукция замещается другой, поэтому термин «импортозамещение» не вполне себя оправдывает. В связи с санкциями, когда ставилась задача повысить долю отечественной сельскохозяйственной продукции, переработки сельхозсырья, мы постарались повысить долю продуктов, производимых в Тамбовской области, чтобы по возможности не заменять одну импортную продукцию на другую, а вытеснять ее. Условно говоря, чтобы на рынке появлялись мичуринские яблоки на смену польским, китайским, канадским, а не польские яблоки замещались канадскими.