Воронеж. 29.12.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – ВГМУ им. Н. Н. Бурденко прожил насыщенный яркими и важными событиями год: продолжил сотрудничество с китайскими партнерами и открыл в Воронеже первый в России Университетский центр традиционной китайской медицины, выиграл и получил на развитие науки большое количество федеральных грантов, провел первичную аккредитацию выпускников, вошёл в топ-50 лучших вузов России и было многое-многое другое. Ректор Игорь Есауленко, по традиции последних лет, подвел для «Абирега» итоги работы университета за год, а также рассказал, почему он теряет интерес к новым рейтингам вузов и сколько тратится на науку в учебных заведениях у нас и за рубежом.
– Какие ключевые события уходящего года можете выделить?
– Основные направления нашей работы в этом году не изменились – как и в прошлые годы занимаемся наукой, ведем образовательную деятельность, оказываем лечебно-консультативную помощь, проводим финансово-экономическую работу, которая приносит доход и дополнительные средства для развития. В 2016 году мы постарались обратить внимание на те аспекты работы, которые должны сделать вуз еще более передовым и многофункциональным.
Кстати, в ВГМУ текущий учебный год объявлен годом науки. Мы уверены, что сегодня медицине особенно нужна наука, нацеленная на прикладные и фундаментальные исследования. Чтобы сделать прорыв в медицинской науке нужно иметь качественную аппаратуру, обладать современными методами исследований и располагать подготовленными специалистами, которые смогут справиться с трудными задачами. В уходящем году мы приобрели всё необходимое для гистохимических исследований на уровне морфологических субстанций, постарались освоить постгеномные методики, закупили современное оборудование, обучили персонал. Все это дает нам возможность с открытым забралом вступать в научные дискуссии не только с нашими местными учеными, но и предлагать интересные доклады на всероссийских и международных научных конференциях.
– В текущем году вуз впервые выпустил студентов по новой системе, которая подразумевает процедуру аккредитации. Почему это было сделано и как дальше будет развиваться новая система?
– Действительно, с этого года началась аккредитация специалистов. Это значит, что интернатура отмирает, остается только клиническая ординатура и возможность сразу после проведения первичной аккредитации получить соответствующий документ на право ведения лечебно-диагностической деятельности, то есть фактически быть врачом, но в амбулаторно-поликлиническом звене. Пару лет назад многие жаловались, что у нас в стране диспропорция: 40% работает в амбулаторно-поликлинической помощи, 60% – в стационарах. То есть, заведомо был перекос, хотя в большинстве случаев пациенты обращаются, прежде всего, в амбулаторно-поликлиническое звено.
Эксперимент оказался удачным. Мы аккредитовали 162 человека из числа стоматологов и 28 фармацевтов. Это был начальный этап, на следующий год мы должны аккредитовать первично всех наших выпускников, а это порядка 800 человек: педиатры, лечебники, медико-профилактические специалисты и так далее. Это большая работа. Мы четко понимаем, что выполняем важное государственное задание и поэтому подходим к аккредитации специалистов со всей строгостью закона. Ключевым звеном является тестирование на симуляционном оборудовании – это специальные тренажеры, которые показывают мастерство медицинских работников.
Меняется и система непрерывного медицинского образования. Если сегодня мы проводим первичную аккредитацию, то впоследствии каждый врач ежегодно должен набирать зачетные единицы или баллы, причем только на тех конференциях и симпозиумах, которые официально аккредитованы профессиональными сообществами и Минздравом. И только отучившись, сдав краткосрочные экзамены, они могут претендовать на новое пятилетие своей творческой лечебной деятельности.
– Медицинский университет традиционно занимает высокие места в разных федеральных рейтингах. Как оцениваете результаты текущего года?
– Во-первых, замечу, что количество рейтингов растет. Во-вторых, в них меняется структура вопросов. Для меня самый важный рейтинг – это мониторинг эффективности деятельности вузов, который проводит Министерство образования и науки РФ. Это устоявшаяся форма, все вопросы четко расставлены, все важные аспекты учтены. Для нас это вполне достаточная возможность, чтобы оценить свои перспективы.
С международными рейтингами всё намного сложнее. Почему российские вузы в международных рейтингах занимают невысокие места? Один из важных критериев оценки в них – обязательное участие в учебном процессе нобелевских лауреатов или ученых с мировым именем. А это очень дорого стоит, тут речь даже не о тысячах, а о миллионах долларов.
Простой пример. Гарвардский университет имеет годовой бюджет на науку в 500 млн долларов. Можем мы себе это позволить? Поэтому к рейтингам надо относиться спокойно. Ведь иногда их результаты даже противоречат друг другу. Я считаю, что не рейтинг должен стоять во главе угла, а результаты деятельности вуза должны подтверждаться рейтинговыми показателями.
– А в вашем вузе, о каких порядках финансовых трат на науку идет речь?
– О смешных, конечно. Даже МГУ не может сравниться с Гарвардом. А ведь это наш ведущий вуз. Воронежский медуниверситет более ограничен в тратах подобного рода, здесь речь может идти лишь о десятках млн рублей.
– Грантовая поддержка помогает научной работе?
– Она помогает, но чтобы получить грант, надо предложить оригинальную идею, а в нее нужно вложить немалые ресурсы – а дальше необходимо собрать документы, выполнить ряд процедур. Получение гранта – это сложная и кропотливая работа. Но у нас есть успешный опыт. Мы, например, в прошлом году выиграли «Эстафету вузовской науки» среди медвузов России, а в нынешнем – еще несколько крупных президентских грантов.
Грантовая деятельность – это идеал, к нему надо стремиться. Но тут нужно, конечно, понимать, что периферийные вузы всегда будут находиться в более невыгодных условиях, чем столичные.
– В этом году много говорилось о Восточно-европейском медицинском кластере. Как вы оцените итоги работы этого объединения?
– Уже многое сделано по разным направлениям, например, воплощаем в жизнь Центры коллективного пользования. Для понимания того, что они из себя должны представлять, приведу пример. Российский медицинский университет им. Пирогова располагает дорогим современным научно-исследовательским оборудованием. Оно не загружено на все сто процентов. Поэтому на его базе могут работать специалисты других вузов, вошедших в кластер.
Теперь к вопросу, чем они могут заниматься. К примеру, в России есть мощные фармкомпании. Они занимаются созданием новых лекарств. Как вы думаете, есть у них свои лаборатории? Как правило – нет. А зачем? Ведь на них нужно ощутимо тратиться – обеспечивать ремонт, расходный материал и т. д. Им это всё не нужно, потому что в Санкт-Петербурге или Волгограде есть современные центры коллективного пользования, там можно сделать заказ, дать задание и получить готовый результат исследований. Так что, уверен, это перспективное с финансовой точки зрения направление.
– Вы сказали, что для грантовой поддержки важна уникальность проекта. Можете сейчас приоткрыть тайну своих текущих разработок?
– На стартовавшую в октябре этого года «Эстафету вузовской науки» мы подали 16 научно исследовательских проектов. Они касаются офтальмологии, терапии, травматологии, стоматологии и ряда других направлений. Это исключительно работы молодых ученых – у нас в ВГМУ они имеют достаточно возможностей для своего развития. С какими проектами победим? Поживем – увидим.
– Как можете оценить приемную кампанию – 2016? Ранее вы говорили, что лечебное дело и стоматология – самые популярные направления у поступающих. Что-то изменилось?
– Тенденция сохраняется, но в этом году мы снизили число платных мест. При том, что другие вузы наоборот повысили набор на платной основе. Отмечу, что бюджетные места мы, конечно, не сокращаем. Таким образом, повысилась конкуренция, а соответственно и качество поступающих абитуриентов. Мы, естественно, немного проиграли в деньгах. Но, уверен, непременно выиграем в повышении качестве наших выпускников – а это для нас самая главная задача.
– Какие самые главные задачи вы ставите на 2017 год?
– Немного повторюсь – это проведение первичной аккредитации всех наших выпускников, развертывание системы непрерывного медицинского образования, завершение года науки, проведение физиологического съезда и подготовка к 100-летию вуза, которое будет отмечаться в 2018 году.
Кстати, проведение ХХIII съезда физиологов, приуроченного к 100-летию Российского физиологического общества имени И. П. Павлова, состоится на базе нашего вуза в сентябре 2017 года. Это будет уникальное для Воронежа событие. В работе съезда примут участие около двух тысяч человек, в том числе именитые российские и зарубежные ученые, десятки иностранных делегаций. В настоящее время нами – совместно с правительством Воронежской области – ведется активная подготовительная работа к этому событию, но это тема для отдельного интервью.