Воронеж. 30.12.2016. ABIREG.RU – Аналитика – Сейчас наступило хлебное время: в период экономического спада большинство людей хотят видеть у себя на столе свежий ароматный хлеб. И к производителям хлебобулочных изделий предъявляются особые требования по срокам хранения, сырью, технологиям производства, а также главному критерию – ценовой доступности. О тенденциях развития курского хлебопекарного рынка рассказал генеральный директор АО «Проект «Свежий хлеб» Максим Мамзурин
– Несколько лет вы участвуете в региональной программе по обеспечению населения социальным хлебом. Для его изготовления вы используете особое сырье?
– АО «Проект «Свежий хлеб» является участником региональной программы по выпуску социальных сортов хлеба уже не один год. Мука для всех сортов нашего хлеба используется согласно всем ГОСТам и рецептуре. Никаких исключений в сторону ухудшения качества мы, разумеется, не делаем. Кроме того, поставляемое сырье тщательно проверяется в собственных лабораториях. Поэтому один из наших популярных сортов социального хлеба – «Дарницкий» – одинаково востребован у всех слоев населения.
– Социальные программы предполагают доставку хлеба в поселки, отдаленные территории?
– Доставка хлеба производится до каждого клиента, где есть возможность и подъездные пути. Ежедневно мы обслуживаем более 4500 торговых точек и в среднем 15% продукции собственного производства вывозим в соседние регионы: в Воронежскую, Брянскую, Орловскую, Белгородскую область и другие.
– Как Вы относитесь к высказыванию коллег: «Социальный хлеб и будут делать низкого качества, потому что он убыточный. Более того, как продукцию, которая наносит ущерб компании, такой хлеб специально будут делать плохим, чтобы его меньше покупали. Это тоже неправильный подход. Лучше бы государство давало адресную помощь людям, которые не могут купить хлеб. Это ненужное волевое решение – все равно, что выпускать социальный металл. Однако никто не производит социальный газ или электроэнергию. Из-за производства социальной продукции каждый год компания несет убытки в несколько миллионов»?
– Считаю хлеб не меньшим ресурсом, чем металл и газ. Ведь хлеб для русского человека всегда будет предметом первой необходимости. А теперь давайте разбираться. Да, программа «социальный хлеб» приносит немалый убыток группе компаний, но это социальное бремя – наша добровольная обязанность. Бюджет дотирует выпечку хлеба в пределах двух рублей на одну буханку, но этого недостаточно, с учетом ценообразования на основные виды сырья: на энергоресурсы, на ГСМ, на упаковку, на прочие затраты, которые закладываются в выпуск продукции. Легко посчитать: отпускная цена муки – 13 рублей, а хлеб стоит 11,80 плюс 2 рубля бюджетного субсидирования. Получается, что мы продаем хлеб по себестоимости килограмма муки. Однако без дотаций региональных властей нам не обойтись, и это позволяет удерживать цену на хлеб одной из самых низких в ЦФО.
Что касается участия в социальной программе – это, скорее, вопрос совести, нежели получения прибыли. Это наша социальная ответственность перед незащищенной категорией граждан, для которых хлеб по-прежнему является основным продуктом на столе.
– Какова доля социального хлеба среди остальных сортов?
– Если брать формовой хлеб, то это более 50%, остальное – коммерческие сорта хлеба. В коммерческом сегменте последние несколько лет мы активно развиваем линию «Хлеба мира», в которую входят хлебобулочные изделия, приготовленные по специальным рецептам разных стран.
– Как вам удается сохранить баланс между динамическим ценообразованием стоимости сырья и стоимости своей продукции?
– Цены на сырье взлетают стремительно быстро, а договорные отношения с предприятиями розничной торговли предусматривают длительный период согласования. Поэтому между фактическим повышением стоимости сырья и тем временем, когда нам удается повысить отпускную цену на свою продукцию, иногда уходит 2-3 месяца. Этот разрыв целиком ложится на экономику предприятия. И поскольку мы работаем со всеми федеральными и местными сетями, то в вопросах ценообразования стараемся между ними грамотно маневрировать. Также работаем с поставщиками в части удешевления сырья и соблюдения определенных договоренностей, что позволяет выпускать продукцию, которая пользуется спросом и дает возможность получать прибыль.
– Какова география поставок ваших хлебобулочных изделий? Существуют ли проблемы в работе с известными сетевыми магазинами?
– Поставка нашей продукции осуществляется в 20 субъектов Российской Федерации, среди них, конечно, соседние с Курском регионы, а также Калужская, Ростовская, Смоленская и другие области, Москва, Санкт-Петербург, республика Татарстан. Мы не ставим цель продвигать свою продукцию вплоть до Ростовской области – слишком затратная логистика. Скорее, мы делаем ставку на свой регион, развитие отношений с федеральными сетевыми магазинами.
– Планируете в следующем году расширение, модернизацию производства?
– Рассматриваем возможность замены оборудования по производству подовых сортов хлеба, а также установку новых сухаро-бараночных и кондитерских линий. Надеемся порадовать покупателей обновленным ассортиментом в следующем году, но всех секретов я пока не расскажу (улыбается).
– Снеки стали достаточно популярны среди потребителей. Идете в ногу со временем?
– Конечно, снеки – самая массовая популярная продукция. Сухарики, сушки, хлебные палочки – на любой вкус.
– Как удается решать проблему возврата нереализованной продукции?
– Владельцы крупных магазинов хотят видеть на своих полках изобилие свежей хлебобулочной продукции, но не всегда могут реализовать ее в срок. Проявляя лояльность к сетям в ситуации возврата, мы становимся более привлекательным поставщиком, снимая с партнеров груз ответственности за возврат. Однако проблема возврата продукции с каждым годом становится все актуальнее, поскольку доля продаж хлебобулочной продукции увеличивается. В планах 2017 года – минимизировать возврат нереализованной продукции, стимулируя розничные сети корректно формировать заявки на продукцию.
– В компании уделяют внимание поддержке социальных программ региона?
– АО «Проект «Свежий хлеб» активно оказывает поддержку детским садам, школам, интернатам, дому малютки, поддерживает детский спорт, финансирует проведение различных спортивных мероприятий. В этом году нам также удалось поработать и с федеральным благотворительным фондом «Подари жизнь».
– Подводя итоги: что получилось?
– В этом году группа компаний произвела 60 тыс. тонн хлебобулочной, сухаро-бараночной и кондитерской продукции. Мы гордимся тем, что ежедневно кормим хлебом более миллиона человек. А что еще может быть приятнее и ответственнее?