Воронеж. 30.12.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Наступает эра сельского хозяйства. И сегодня каждая составляющая этого бизнеса важна и ценна. Мировой гигант по производству химпродукции BASF – один из ключевых кирпичиков сельскохозяйственного процесса в нашей стране, так как делает ставку на предоставление средств защиты растений. Немаловажно, что более половины своей продукции компания предоставляет в беспроцентный кредит. Понятно, что для любого сельхозпроизводителя такая выгодная отсрочка – это глоток воздуха. Особенно для правильного игрока рынка, который в конце сезона считает не чистую прибыль, как, например, торговое предприятие, а отдачу с каждого вложенного рубля. Почему Черноземье и, в частности Воронежская область, обладает огромным потенциалом для развития отрасли будущего – сельского хозяйства – рассказывает руководитель группы продаж в регионе Россия компании BASF Константин Луговский.
– В прошлом году вы заявляли о том, что планируете на 30% увеличить объем продаж по России, это получилось?
– Получилось реализовать наши планы: увеличили оборот в рублях на 30%. Сезон был интересный и отчасти напряженный.
– По Черноземью статистика есть?
– У нас есть две ключевые территории – Черноземье и Северный Кавказ, где мы давно присутствуем и идем мощным фронтом. Правда, здесь план роста в процентном отношении был пониже, чем на Урале, на Волге, где потенциал был чуть выше. Но то, что в Черноземье мы нарастили оборот чуть меньше, чем в среднем по России, ни о чем не говорит, потому что здесь мы росли последние семь лет значительно сильнее. Результатом довольны, ведь мы достигли запланированных показателей.
– Как неблагоприятные погодные условия этого года и курс рубля отразились на деятельности компании?
– Задачи у нас всегда были амбициозные. Сезон был напряженный, но, все-таки, достаточно успешный. Естественно, что колебания курса валют в начале сезона (февраль-март) добавляли нервозности, но даже не нам, а скорее нашим партнерам, работающим на земле. Тяжело инвестировать, не зная результата. Но, чтобы это сгладить, у нас есть целый ряд финансовых инструментов, с которыми мы работаем – используем и хеджинг (технология защиты портфеля от резких колебаний рыночной стоимости – прим. ред.), и программу BestPay. С ее помощью можно отчасти застраховать партнеров, в том числе от скачков цен на сельскохозяйственную продукцию. Бизнес есть бизнес. Сельское хозяйство тем и интересно, что все эти сложности можно преодолевать. Все это добавило трудностей, но наши конкуренты были в тех же условиях, и, я думаю, мы справились не хуже – или даже лучше.
– Наша экономика – «непостоянная женщина». Как при этом вам удается строить планы и добиваться результатов? В чем секрет?
– Нам повезло, что мы работаем в сельском хозяйстве. Если проанализировать все спады – и 1998-го, и 2008-2009-х годов – сельскохозяйственный сектор России пострадал меньше всех, он оказался даже более стабилен, чем добыча нефти и газа.
Почему мы хорошо планируем? Помимо сельскохозяйственного направления, компания BASF занимается добычей нефти и газа, производством строительных смесей, пластика, бетона и всего спектра химической промышленности. Другими словами, планировать нам помогает, во-первых, опыт – фирма 150 лет на рынке; во-вторых, присутствие в нескольких сегментах.
Понятно, что каждая страна идет своим путем. Но опыт, который мы приобрели несколько лет назад в Бразилии, где была похожая экономическая нестабильность, помогает более-менее четко понимать и прогнозировать тенденции рынка и вместе с тем ставить перед собой планы, пусть амбициозные, но реальные. Так же дело обстоит и на растущих рынках Германии, Франции, в азиатских странах, Японии. Но без наших сельхозпроизводителей – агрохолдингов, дистрибьюторов, благодаря которым мы продвигаем продукцию, без больших и средних хозяйств – такой успех тоже был бы невозможен.
Сейчас сельское хозяйство находится в стадии подъема и развития. Рост идет не только за счет инфляции, как в других отраслях, или за счет курсовой разницы. Наблюдается рост интенсивности, вводятся новые земли. А те, которые уже используются, эксплуатируются все более рачительно – не только с точки зрения применения средств защиты растений, но и, в общем, технологически. Это благодатная почва. Есть и обратная сторона медали – чем интереснее рынок, тем больше игроков. Наш рынок – один из самых конкурентных. Но это только добавляет нам задора в работе.
– В Черноземье вы насчитываете на текущий год 25 агрохолдингов и 350 сельхозпредприятий. Увеличилось ли количество партнеров?
– Мы проводим сегментацию рынка с учетом озвученных факторов, влияющих на успешное ведение бизнеса. Для нас имеет первоочередное значение, насколько партнер готов повышать интенсивность. Поэтому мы не заинтересованы в количественном увеличении партнеров и реагируем на изменения, которые наблюдаем. Дело в том, что рынок еще не до конца сформирован, идет укрупнение одних холдингов, другие, наоборот, сбавляют обороты. Как известно, наблюдается тенденция к консолидации, особенно характерная для Черноземья: мелкие и средние хозяйства интегрируются в холдинги. Конечно, в частных случаях бывают и обратные процессы. Между тем в количественном отношении осталось всё приблизительно на прежнем уровне. Белгородская область, например, одна из самых успешных с точки зрения эффективности ведения сельского хозяйства, где доля агрохолдингов очень высока.
– Стоимость вашей продукции – не самая низкая по рынку. Между тем она пользуется спросом. Все дело только в качестве или есть еще какие-либо «фишки», соблазнительные для потребителя?
– Нашу продукцию тяжело сравнивать с общепринятым продуктом конечного потребления. Средства защиты растений – основа нашего бизнеса, то есть это средство производства. Соотношение «цена-качество» нашей продукции сбалансировано. Мы просчитываем экономическую эффективность любого продукта, который мы выводим на рынок. Таким образом, для производителей важно не просто то, сколько стоит продукт, а отдача в конце сезона на каждый вложенный рубль. Как раз по этому фактору мы превосходим конкурентов.
– Про инновации вашей продукции. Вы ежегодно вкладываете много средств в различные исследования и разработки, чем можете похвастаться в этом году?
– Здесь тенденция не поменялась. Наш сельскохозяйственный отдел – один из нескольких – его доля в мировом обороте (70 млрд рублей) по итогам 2015 года составила около 8%. С другой стороны, если взять все вложения, которые идут на развитие инноваций, на исследования, то вливания в сельскохозяйственную отрасль составляют чуть более 20%. То есть пропорция явно смещена в сторону сельского хозяйства. Для этого тоже есть свои причины.
Давайте посмотрим на сельскохозяйственную отрасль в мировом масштабе. Есть исследования, которые говорят, что население планеты скоро достигнет 10 млрд человек. Ресурс земель ограничен, все чаще мы наблюдаем техногенные ситуации, люди из деревень перетекают в города. Причем это характерно не только для России, но и для Китая, Австралии. Мы видим будущее в сельском хозяйстве и вкладываем в него постоянно. В мировом масштабе компания тратит около одного млн евро в день на сельскохозяйственные исследования.
– Если говорить про потенциал Воронежской области, дело только в подходящем климате для сельского хозяйства и наличии земельных ресурсов или есть еще факторы, способствующие успешному ведению бизнеса здесь?
– Я ровно отношусь к политике. Политики мне и нравятся, и не нравятся. Конкретно в Воронежской области я вижу баланс: местные власти поддерживают развитие сельского хозяйства, и производители имеют четко развитую структуру. Ведь в любом деле, чтобы быть успешным, каждый должен выполнять свою работу правильно. Я вижу, что в области власть занимается своим делом и всё делает для развития сельскохозяйственного бизнеса. И сельхозпроизводители больше делают ставку на качественных специалистов, на качественное применение технологий. Именно это дает отдачу.
– Какие у вас в Черноземье самые перспективные и любимые партнеры?
– Я удержусь от прямого ответа на этот вопрос – такие номинации могут кого-то обидеть, а перечислять всех сложно. У нас действительно есть целый ряд перспективных партнеров.
– С момента начала кризиса внедряется стратегия импортозамещения. Как этот процесс отразился на работе компании в России?
– Компания была создана как немецкий концерн, но последние десять лет позиционирует себя в качестве мировой – хотя активы размещены в Германии. В любом случае, это западная компания, поэтому вроде бы есть некое противоречие с учетом нашего присутствия на российском рынке. По импортозамещению позиция обратная – оно сыграло для развития сельского хозяйства положительную роль, так как мы предлагаем не конечный продукт, а средства производства, технологии и инновации. Мы помогаем сельскому хозяйству России. К тому же часть производства мы размещаем на территории РФ. У компании есть стандарты производства со строгим контролем качества. Любая наша продукция соответствует стандартам, независимо от того, в какой стране продукция была выпущена.
Почему я говорю об инвестициях? Потому что более половины продукции мы отдаем сельхозпроизводителям в беспроцентный кредит. Так что в данном случае санкции нас не коснулись и помогли развитию нашего бизнеса в России.
– Назовите топ-3 положительных и негативных событий для компании в уходящем году...
– Положительные события – легко. Во-первых, мы – компания, которая больше всех привносит инновационных продуктов, в 2016 году вывели шесть. Это больше, чем внесли все наши конкуренты вместе взятые.
Во-вторых, мы продолжаем развивать основные технологии для выращивания зерновых, подсолнечника и сои. Чуть меньше делается для кукурузы и рапса. Мы успешно работаем на этих рынках, демонстрируя положительную динамику.
Между тем мы знаем, где предстоит усилить работу. В некоторых сегментах конкуренты не дают о себе забыть, и мы видим, что теряем свою долю.
Что касается прогнозов по развитию рынка в 2017 году, однозначно мы видим рост. Особенно если оценивать его не в денежном выражении, а в объеме обрабатываемых гектаров и с точки зрения интенсивности в нашем сегменте. Предполагаем, что на каждый гектар (в литрах, килограммах) будет использовано на 10% больше средств для защиты растений.
Я намеренно ухожу от прогнозов, касающихся увеличения продаж в денежном выражении. Ведь мы не знаем, какой будет курс и какая инфляция. Прогнозируемый рост здорового рынка составит 10%, а куда пойдет экономика, неизвестно. Смотря как будет сформирована ценовая политика.
– Одно из ваших направлений – добыча нефти и газа. Как оно будет развиваться на фоне общего падения цен на рынке? Какие сделаете ставки?
– Очень сложный вопрос. Думаю, в краткой и дальней перспективе нет замены углеводородам – на них базируется технология любой переработки и транспортная система. Спад цены на нефть прошлых лет миновал, сейчас пошла обратная тенденция, которая, скорее всего, продлится лет 10-15. Все, что произошло, – это временное явление, не совсем правильное для планеты. Возврат к бензину за 8 копеек и за 10 центов может привести к необдуманному использованию природных ресурсов. Но если заглянуть совсем далеко вперед, то, конечно, нужно работать над альтернативными источниками энергии.
– Какими будут ваши пожелания на Новый год?
– Я оказался не готов к вашему вопросу. К конкурентам точно обращаться не буду. Обращусь в первую очередь к партнерам – к тем, кто работает на земле. Прежде всего, хочу пожелать им везения, чтобы и погодные условия, и макроэкономические показатели сработали в плюс. Кроме того, желаю настойчивости в достижении своих целей и в развитии того бизнеса, за которые они отвечают. Хочется, чтобы сельхозпроизводители не боялись использовать инновационные подходы, и чтобы через год они стали богаче в процентном отношении больше, чем произойдет рост рынка в среднем по стране.